Просмотр содержимого документа
««Знакомство детей и родителей с художественной литературой Народов Севера»»
Консультация: «Знакомство детей и родителей с художественной литературой Народов Севера»
Интерес к книге у детей появляется, как правило в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть потому, что она дает возможность действовать и пальчикам и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании и при перелистывании, и при слушании.
Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменно стабильному и к новому незнакомому.
Книга – это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин объясняющих любовь малышей к художественной литературе.
По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, лопотание, воспроизведение раннее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков. Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.
Мы, педагоги, должны выполнять задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:
- Прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты.
- Дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха.
- Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении.
- Научить сочетать слушание с другими видами деятельности; звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Важным в своей работе мы считаем просветительскую работу с детьми и родителями по ознакомлению с художественной литературой Народов Севера. Знакомство с творчеством таких писателей, как И.Истомин, Л.Лапцуй, Р.Ругин и другие, а так же фольклорными произведениями (сказками, пословицами, поговорками, загадками и т.д.)
Искусство народа – величайшая кладовая ценностей, накопленных веками.
Меховой узор на обуви и одежде, расшитое бисером изделие, песня, летящая
Над снегами и звучащая над колыбелью ребенка, да и сама колыбель могут поведать о народе больше, чем научное изыскание. Северные окраины России бережно хранят предания, доставшиеся от дедов – прадедов, новые сюжеты и образы оживают на страницах произведений современных авторов.
Свою задачу мы видим в том, чтобы ознакомить детей и родителей с литературным материалом, который наиболее ценный по содержанию и оригинальный по форме, представить памятники фольклора и современную литературу Народов Севера.
Наша цель – пробудить у наших воспитанников внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной литературе, содействовать развитию духовных, творческих начал личности. Знакомство с художественной литературой Севера расширяет кругозор детей, дает представление об исторических процессах, помогает понять истоки народных обычаев, обрядов, глубже проникнуться красотой природы родного края.
Отметим специфические особенности Северной литературы – это следование лучшим традициям устного народного творчества, мудрость, глубокое проникновение в действительность, раскрытие ценности человека
через его отношение к природе, в единстве с ней, простота и динамичность сюжета, яркость, точность, эмоциональность языка, цельность характеров героев.
Специфические художественные приемы, обусловленные особенностями труда и быта коренного населения края литература как вид искусства, отражающий историю, этнографию, нравы, обычаи северных народов.
По работе с детьми был составлен календарный план по ознакомлению детей с художественной литературой Севера для 2 младшей, средней и старших групп. План был составлен с учетом времен года и в соответствии с экологическим календарем ненцев. Использовались произведения: «Сказки Народов Севера», «Хомани» М.Приходько, «Осетр – хвастун» Н.Дудников, «Сказки о серой мышке» и т.д.
Также в детском саду проводятся различные мероприятия совместно с родителями по ознакомлению с художественной литературой Ямала, знакомство с ее авторами.
Было проведено анкетирование с родителями. Анализ анкет выявил, что в семье больше других членов семьи внимание ребенку уделяет мама, читает ему книги, заучивает с ребенком стихи, учит его читать. Дети задают родителям много вопросов, их интересует значение новых слов услышанных при чтении художественной литературы. В основном родители читают детям вечером и перед сном. В анкете был вопрос что предпочтительнее для вашего ребенка, просмотр фильма или чтение? Больше ответов было – чтение. Что очень радует. В речевом развитии ребенка, родителей в основном беспокоит звуковая культура речи, но таких детей немного, как ответили родители ребенок замечает свой речевой дефект.
Представляем календарный план по ознакомлению детей с художественной литературой Народов Севера.