kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знакомство с народной культурой и традициями.Русский фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.Наше время отличается огромным засильем всего иностранного.Необходимо донести до детей, что они являются носителями русской народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с народной культурой и традициями.Русский фольклор"»



Краткосрочный проект по теме

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »

Подготовительная к школе группа «Ромашка»

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

  • Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

  • Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Сибири

  • Воспитывать уважение к культурам других народов.

  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

  • Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.

  • Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.

  • Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

  • Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Предполагаемый результат:



  • У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре

  • Дошкольники знают названия различных промыслов

  • Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор»

  • Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму

  • Родители приняли активное участие в реализации проекта



Итоговое мероприятие (продукт):

  • Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства»


  • Шуточная викторина «Скороговорки»


  • Фольклорный праздник «Коляда»


Технологическая карта №1.


Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы)


  • Какая у нас тема?

  • Какие задания мы с вами решили выполнить?

  • Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?

  • Что еще можно сделать (предложить, спланировать)?

  • Какие у вас есть предложения?

  • Чем бы ты хотел заняться сегодня?

  • Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?

  • С чего ты начнешь?

  • Какие материалы тебе понадобятся?

  • Тебе нужны партнеры (помощники)?

  • С кем ты будешь вместе работать?

  • Как ты планируешь распределить работу?

  • Кто будет ответственным в вашей работе?

  • Сколько времени тебе (вам) нужно для выполнения (завершения)?

  • Ты выполнил свой план?

  • Кто (что) помог тебе выполнить задуманное?

  • Какой результат у тебя получился?

  • Ты доволен своим результатом?

  • Что тебя больше всего порадовало в твоей работе?

  • Чему ты научился сегодня?

  • Что нового ты узнал?

  • Что ты хочешь еще узнать?

  • Когда ты планируешь продолжить работу?


Технологическая карта №2.


Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)

  • Кто хочет рассказать о своей работе?

  • Что трудного было в вашей работе?

  • Что было самое интересное?

  • Что тебе удалось сделать сегодня?

  • Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?

  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

  • Что бы ты решил изменить?

  • Что легче всего было сделать?

  • Как тебе удалось включить других в свою работу?

  • Какие материалы вы использовали?

  • Какие материалы можно еще использовать?

  • Где вашу работу можно поместить (повесить, поставить)?

  • Вы полностью выполнили свой план?

  • Планируете ли вы продолжить свою работу?

Выбор итогового материала

Технологическая карта №3.

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей подготовительной к школе группы «Ромашка» по теме

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор»

Образовательные области

Интеграция

Педагогические задачи

Планируемые результаты


Познавательное развитие (РЭМП)


Познание (ФКЦМ)

Коммуникация

Социализация

Чтение худ. литературы

Здоровье




Тема: «В гостях у матрешек»

  • Учить составлять арифметические задачи на сложение.

  • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

  • Формировать социально-коммуникативные качества при выполнении заданий в подгруппах.

  • Уточнить знания детей об образцах матрешки.



Умеют составлять арифметические задачи на сложение.

Умеют находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

Могут назвать, какие бывают образцы матрешки и чем они различаются.



Познавательное развитие (РЭМП)


Социализация

Коммуникация

Познание (ФКЦМ)

Здоровье


Тема: «Дымковская игрушка »

  • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

  • Уточнить знания детей о видах дымковской игрушки.



Умеют составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Умеют ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Знают названия разных видов дымковской игрушки.

Познавательное развитие (предметное и социальное окружение)

Социализация

Здоровье

Познание (ФЦКМ)

Коммуникация

Чтение худ. литературы





Тема: «Весела была беседа»

  • Формировать представления о предметах быта в русской избе.

  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта.

  • Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.




Могут назвать предметы быта в русской избе.

Могут отгадывать загадки о предметах быта.

Чтение художественной литературы


Социализация Коммуникация

Музыка

Познание

Худ. творчество


Тема: «Чтение и пересказ нанайской

народной сказки «Айога».

  • Продолжать знакомство с фольклором народов мира, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки.

  • Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы.

  • Развивать умение детей пересказывать сказку по плану.

  • Воспитывать любовь к сказкам народов мира.





Умеет понимать нравственный смысл произведения.

Знают жанровые особенности сказки.

Умеют выделить главную мысль сказки.

Могут пересказать сказку по плану.

Физическая культура


Коммуникация Социализация

Здоровье

Безопасность


Тема: «Мы богатыри».

  • Гимнастика «Богатырские яблоки».

  • Эстафета «Будь отважным, не теряйся, позади всех не оставайся».

  • Подвижные игры «Горелки», «Золотые ворота».


Могут попасть мячом в корзину.

Умеют ходить по скамейке с закрытыми глазами.

Способны определить на слух музыкальные инструменты.

Придерживаются правил в подвижных играх.

Музыка


Здоровье Безопасность Социализация Коммуникация

Познание


Тема: «Русский фольклор».

  • Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

  • Развитие образного восприятия песен.

  • Знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка, ложки, гусли)

  • Обучение игре на ложках.

  • Хороводная игра «На горе-то калина».


Могут рассказать, о чем говорится в песне.

Называют народные музыкальные инструменты.

Исполняют на ложках простейшие музыкальные произведения.

Выполняют основные движения русского хоровода.


Речевое развитие





Чтение художественной литературы

Социализация

Коммуникация

Познание






Тема: «Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк»

  • Продолжать знакомство с русскими народными сказками, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки.

  • Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы.

  • Формировать образность речи, понимание образных выражений.

  • Развивать умение детей пересказывать сказку по плану.

  • Воспитывать любовь к сказкам.







Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения.

Знают жанровые особенности сказки.

Умеют выделить главную мысль сказки.

Могут пересказать сказку, используя план.

Художественное творчество



Коммуникация

Социализация

Познание

Музыка

Здоровье

Безопасность

Труд



Рисование «В гостях у народных мастеров»

  • Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе.

  • Совершенствовать навыки росписи.

  • Развивать умение создавать композицию.


Аппликация «Матрешки в хороводе».

(коллективная работа)

  • Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из бумаги, сложенной пополам, с предварительно нарисованным контуром.

  • Развивать самостоятельность и творческую самостоятельность.

  • Закреплять умение пользоваться ножницами.

  • Учить готовить свое рабочее место к занятию и убирать материалы по окончанию работы.



Умеют создавать композицию, гармонично размещают детали на заданной площади.

При создании разной росписи используют характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.





Умеют вырезать симметричные предметы.

Умеют эмоционально и тактично оценивать свои работы и работы других детей.

Умеют готовить рабочее место и убирать его по окончанию работы.












Социализация

Здоровье

Безопасность

Физическая культура Познание Коммуникация


  • Развивать интерес к различным видам игр («Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек»).

  • Развивать самостоятельность в выборе игр.

  • Побуждать к активной деятельности.

  • Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми.



Стараются придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

Соблюдают правила, предусмотренные играми.


Здоровье


Социализация

Физическая культура

Познание Коммуникация

Безопасность


  • Развивать умение заботиться о своём здоровье.

  • Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма

  • Знакомство со знахарями и с целебными травами.

  • Знакомство с блюдами русской народной кухни.



Соблюдают элементарные правила приема пищи, гигиены.

Выполняют физические упражнения на укрепление организма.

Проявляют интерес к истории России.


Труд


Чтение художественной литературы

Познание

Социализация

Безопасность



  • Познакомить детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)

  • Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка на участке для прогулок и в группе.



Могут назвать орудия труда, используемые в древней Руси.

Владеют умением пересказать небольшое сообщение о работе на участке детского сада и в группе.

Оказывают активную помощь по поддержанию порядка.


Обучение грамоте


Социализация

Коммуникация Познание

Здоровье

Чтение худ. литературы


Тема: «Славянская культура и

письменность. Знакомство с

буквой «Р».

  • Знакомство детей с буквой «Р»

  • Работа с предложением.

  • Звуковой анализ слов «Рома», «Рина».

  • Освоение способов слогового чтения.

  • Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

  • Формирование умения выслушивать ответы других, не перебивая.

  • Знакомство с историей создания славянского алфавита.




Умеют проводить анализ предложения и графически записывать его.

Подбирают слова с заданной модели.

Читают слоги при помощи пособия «окошечки».

Могут проводить звуковой анализ слов.

Имеют представление о том, как проявился первый алфавит.



Познавательное развитие (художественный труд, конструирование)

Социализация КоммуникацияЗдоровье

Труд

Тема: «Как жили люди на Руси» (постройка из строительного материала).

  • Упражнять в построении схем.

  • Развивать способность к анализу чертежей и конструкций.

  • Развивать самостоятельность, независимость мышления.

  • Воспитывать интерес к труду взрослых.

  • Формировать чувство любви к родному краю.

  • Дать представление о том, как жили люди на Руси.

Умеют чертить схему постройки.

Анализируют чертежи.

Самостоятельно выбирают материал для постройки.

Имеют представление о функциональной значимости данной постройки.

Проявляют интерес к истории родного края.

Безопасность

Социализация Коммуникация Познание

Труд

  • Формировать представления о правилах поведения в общественных местах (в музеях, минимузеях).

Знают правила поведения и руководствуются ими при посещении музеев.











Технологическая карта №4. «Материалы и оборудование»

Познавательно-речевой центр развития

Социально-личностный центр развития

ПОЗНАНИЕ: Демонстрационный материал «Народы мира»; настольно-печатные игры «Ремесла Киевской Руси», «Народные промыслы», предметные картинки «Традиционный костюм в культуре народов России»; художественная литература – рус. нар. сказки «Садко», «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, былины; диски с записями рус. нар. мелодий и песен; музыкальные инструменты; презентации «Как жили люди на Руси»

КОММУНИКАЦИЯ: Картины В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Материал для изготовления женских украшений (бусы, браслеты), кулонов, украшений для кукол, омулетов.

ТРУД: Материал для изготовления фартуков для работы на грядках, плетение ковриков.

БЕЗОПАСНОСТЬ: Игра-лото «Ремесла Киевской Руси».


Художественно-эстетический центр развития


Центр физического развития

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ: Иллюстрации с изображением русской избы, чума; картинки с изображением музыкальных инструментов

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бумага; цветные карандаши; гуашь; кисточки; фломастеры; восковые мелки; ватман

АППЛИКАЦИЯ: Цветная бумага; картон; ножницы; клей; кисточки; клеенки; салфетки

Материал для изготовления инвентаря к народным подвижным играм.







Технологическая карта №5.

«Виды детской деятельности и формы организации»


Музыкально-художественная деятельность


Опытно-экспериментальная деятельность


Продуктивная деятельность

Прослушивание русских народных песен «Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Обучение игре на ложках.

Разучивание хороводов «Улитка», «Березонька», «Каравай».




Прослушивание звучания русских народных инструментов.

Дидактическая игра «Отгадай по звуку инструмент».

Аппликация «Матрешки в хороводе».

(коллективная работа)

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства».

Рисование витражными красками «Народные промыслы».

Детские проекты «Русский фольклор»

Конструктивная деятельность


Игровая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность


Конструирование избы по запланированным схемам.


Сюжетно-ролевая игра «Семья», «К нам пришли гости».

Сравнение изображений разных домов по картинкам.

Сравнений орудий труда в древней Руси с современными орудиями труда и техникой.




Коммуникативная деятельность

Двигательная активность

Сотрудничество с родителями

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Старинные русские обычаи», «Русские народные игрушки», «Весенним вечером в крестьянском русском доме», «Устройство русской избы».

Дидактические игры: «Укрась слово», «Дверная скважина», «Кузовок», «Ручеек»,

Восприятие художественной литературы: Рус. нар. сказки «Садко», «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные.

Утренняя гимнастика.

Гимнастика «Богатырские яблоки».

Народные подвижные игры на прогулке и малоподвижные игры в группе.

Игры: «Каравай», «Гори, гори ясно!», Ручеек», «На горе-то калина», «Горелки», «Золотые ворота».

Разучивание с детьми пословиц и поговорок.

Подбор энциклопедий по данной теме для рассматривания совместно с ребенком.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Знакомство с народной культурой и традициями.Русский фольклор"

Автор: Буслаева Татьяна Юрьевна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства