Просмотр содержимого документа
««Знакомство с профессиями дагестанских умельцев»»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Прогимназия №6 «Ивушка»
ПРОЕКТ
«Знакомство с профессиями дагестанских умельцев»
Выполнила: воспитатель
Умарова Зайнап Темиргерейевна
Актуальность
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Возрождение духовности, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с приобщения их к культуре и традициям своего народа.
Мастера искусств радуют людей своим талантом. Они бережно хранят богатое культурное наследие. Плодотворно развивается самобытное декоративно-прикладное искусство Дагестана. Повсюду известно мастерство дагестанских умельцев. Их талантливые руки продолжают создавать художественные изделия из металла, дерева, шерсти, глины, стекла. На многочисленных международных и всероссийских выставках экспонируются дагестанская чеканка, золотые и серебряные украшения, керамика, ковры.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования
Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Цель проекта: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.
Задачи проекта:
1.Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
2.Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
3.Продолжать знакомить детей с профессиями, своих родителей.
4. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана.
5. Воспитывать у детей уважение к традициям разных народов Дагестана.
6.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители, муз.руководитель.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации: 1 месяц.
Ожидаемый результат:
- знание детьми информации о профессиях;
- развитие творческих способностей детей;
- повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Методы:
проведение экскурсий;
организация встреч с людьми разных профессий;
чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Этапы работы над проектом
I – подготовительный этап
1.Оснащение развивающей предметно-пространственной среды среды.
2.Оформление альбома с фотографиями «Дагестанские мастера».
3.Подбор иллюстраций по теме проекта.
4.Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой проекта.
5.Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда гончаров, златокузнецов, ковровщиц, чабанов, виноградарей.
II – основной этап
Образовательные области
Совместная взросло – детская деятельность в разных видах деятельности
Познавательное развитие
- НОД: «Кто трудится в Дагестане?», «Кем быть?», «Дагестанские мастера».
- Экскурсии и целевые прогулки: в краеведческий музей.
- Беседы: «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мастера Дагестана».
«Я хочу быть…»,
«Где работают мои близкие родственники»,
«Я горжусь трудом своих родителей».
Социально – коммуникативное развитие
- Дидактические игры:
«Укрась ковер», «Найди ошибку», «Составь орнамент», «Расскажи, кто на фото», «Для человека, какой профессии это нужно», «Такие разные профессии», «Назови, чей инструмент?».
- Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Знаю все профессии».
- Сюжетно-ролевые игры:
«В гостях у ковровщицы», «Едем в гости к гончару», «Хлеборобы Дагестана»,
Речевое развитие
- Чтение художественной литературы; заучивание стихов; картотека пословиц и поговорок о труде, трудолюбии, мастерстве; загадки о профессиях и орудиях труда; работа над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда.
- Чтение произведений:
А.Исмаилов «Маленький чабан»;
А. Раджабов «Маленькая ковровщица»;
Н. Капиева «Сыновья мельника»;
Н. Юсупова «Чабан Рабадан».
- Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем – подсказок), «Я хочу быть златокузнецом», «Моя мама - ковровщица».
Составление рассказов «Почему поссорились инструменты», «Мои папа и мама спешат на работу».