kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с родным городом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание любви к своей Родине   рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осущестляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому будучи не патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с родным городом»







Патриотическое воспитание дошкольников

«Знакомство с родным городом»





Содержание



Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта……………………………………………………..7

Результативность опыта........................................................................................13

Библиографический список…………………………………………………......15

Приложение к опыту…………………………………………………………….16

№ 1 Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе

Приложение № 2 Анкета для родителей

Приложение № 3 Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным городом

Приложение № 4 Экскурсия по территории детского сада с детьми среднего дошкольного возраста

Приложение № 5 Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Родной город»

Приложение № 6 Конспект родительского собрания «Учим детей любить и беречь свой город»

Приложение № 7 Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Части города»

Приложение № 8 Экскурсионный маршрут выходного дня для родителей

Приложение № 9 Фото - приложение













РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания. На их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, педагог предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.

А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Касимов имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и уютными улицы, микрорайоны и площадь, появились новые памятники, стали благоустраиваться

дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нам захотелось, чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность опыта.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работая над проблемой патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, обнаружили следующие противоречия:

  • - между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

  • - между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

  • - между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом проводилась в течение 3-х лет, с 2011 по 2014г.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011г. – октябрь 2011г. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном городе и отношения к нему).

2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2011г. – март 2012г. На данном этапе автором был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2012 года – май 2013 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Теоретическая база опыта

В своей работе мы опирались на положения концепции модернизации дошкольного образования на период до 2010 года, где определены социальные требования к системе российского образования: «…именно образование в первую очередь должно собрать воедино значимые ценности и

общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма».

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой.

Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах С.И.Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

При составлении перспективного плана работы использовали программу Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Опиралась на рекомендации Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Используя в работе учебно-методическое пособие Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» сделали вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр. Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л.Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).

Для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия:

Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.

Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.







































РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;

  • предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;

  • знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

  • взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей

улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.

В начале работы автором был выявлен круг проблем, таких как:

  • незнание детьми названия города, улицы, где они живут;

  • неумение вести себя на улицах родного города;

  • неуважение к результатам труда людей;

  • непонимание родителями важности знаний у детей о родном городе и чувства патриотизма;

  • отсутствие гордости за свой родной город, осознания своей гражданской принадлежности;

  • отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, позволило автору взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Был составлен перспективный план мероприятий, включающий экскурсии – живые впечатления, путешествия по родному городу в процессе образовательной деятельности, игры для закрепления знаний и впечатлений.

Разработанное педагогом тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нем. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли собой целостную картину сведений о родном городе Касимов.

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным краем являются экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», строили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой города, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.

Все прогулки и путешествия были организованы в определенной последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному». Путешествия с детьми среднего дошкольного возраста начались с территории детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения, оборудование детских площадок, этнографический уголок под открытым небом, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада. Дети предлагали разные варианты: завести собаку - уличного сторожа для охраны площадок, ловить разрушителей и заставлять их ремонтировать то, что сломали; позвать на помощь всех пап и мам; всех кто разрушает, наказывать дома лишением сладостей и мультфильмов. Эти детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле в таком возрасте не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему.

После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.

В детский сад бежим с охотой

Летом, осенью, зимой,

Потому что здесь нам рады,

Детский сад для нас родной!

Экскурсия по территории детского сада не прошла даром. Когда при подготовке к новому учебному году, был организован субботник по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила качели!», «Мой папа сделал машину, и теперь мы будем ездить на экскурсии!».

А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ. Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.

Затем мы рассматривали двор жилого дома, расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли сами рассказать о том, что двор чистый, потому что работал дворник и убрал территорию. На вопрос: «Может ли двор остаться чистым без помощи дворника?», не все дошкольники, к сожалению, смогли ответить. И только после беседы о том, что если все жители будут бросать мусор в урну, двор будет оставаться чистым, ребята уяснили, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Наблюдение за работой дворника и машин-помощников - мусоровоза, трактора помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор чище, уютнее. А беседы по содержанию помогали педагогу воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Прогулка-экскурсия в парк, расположенный в районе улицы Ленина, вызвала у детей огромный положительный эмоциональный отклик. С удивлением рассматривали они скульптуры, лавочки, качели, деревянную горку-домик. С удовольствием отдохнули в беседках, побегали по дорожкам и, конечно, сполна насладились катанием с горки и на качелях. До сознания детей было донесено, что в создании этого парка принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, строители, тем самым у детей воспитывались чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.

Целевая прогулка в парк, расположенный в центре города, помогла увидеть красоту родного города: зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители. Ухоженные, чистые, яркие скверы, улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.

В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширился. Новостройки – добрая примета времени – это ещё один повод гордиться своим городом, любить свою малую родину и делать всё возможное для её процветания. Экскурсии к Дворцу культуры, новому стадиону, православной школе, показали значимость и важность труда горожан для процветания родного города.

О тружениках, внесших вклад в развитие нашего города, маленькие воспитанники образовательного учреждения узнали во время экскурсии к районной Доске Почета, где, рассматривая фотографии, педагог зарождала уверенность в том, что, прикладывая усилия, можно добиться многого. Расширить представления детей о профессиях и содержании труда горожан, помогли экскурсии в аптеку, на почту, на автовокзал, в магазин продуктовых и промышленных товаров, в парикмахерскую.

Экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», к памятнику погибших воинов, возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Доносила до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Гуляя по Аллее Героев, закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”. Детей подводили к пониманию того, что мы победили в Великой

Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи с историко-краеведческим музеем и детской библиотекой. Выставки, предложенные детям «Глиняные игрушки», «Новогодняя игрушка», «Великая Отечественная война» продолжали воспитывать в детях чувство гордости за свой город, его жителей, его защитников, вызывали желание быть похожими на них, делать все для улучшения жизни своих близких, родных.

Путешествия по городу продолжали и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями педагог организовывала деятельность в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем (приложение № 5).

Путешествуя по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина», «Отчизна», «малая родина».

Игра «Выбери меня» закрепляла представления детей о зданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями /например, школа – ученик, больница – врач, магазин – продавец, детский сад - воспитатель и т.д./. Прием эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например: «Я грязная скамейка» «О чем ты мечтаешь?». Саша К.: «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги», Коля В.: «Чтобы об меня не обчищали грязную обувь». «Я чистый тротуар». «Что ты чувствуешь?». Саша С.: «Мне нравится быть чистым, это красиво, никакая тетя не упадет на шкурке банана, спасибо людям, которые меня убирают и соблюдают чистоту».

Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Дети узнали о том, как жил и развивался город Касимов с момента своего рождения, вспомнили важные события, которые произошли в городе, обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а

также то новое, что появилось за последние годы. Сопоставляя «старый» и «новый» город, выдвигая аргументы в пользу разных районов города, педагог подвела дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. «Это наш с вами город – нам нравится здесь жить, играть, учиться и гордиться Касимовым!».

При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

С символикой города знакомила детей на занятии «Герб нашего города». Рассказав о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Касимова. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу.

Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город Касимов», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.

Чтобы занятие «Части города» (приложение №7) было интересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями, педагог построила его на доступных детскому возрасту методах и приёмах. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах города и их названии. Игра «Часть – целое» помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон – частица города, а город – часть страны и так далее.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» одной из главных задач была следующая – вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Касимовской земли – известняка.

А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, полицейский, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось

продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.

Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления, сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами.

Деятельность, организованная и проведенная в нетрадиционной форме, позволила обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляком Родиным Н.А.», родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой город» (приложение №6) помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.

Разработанный и предложенный родителям экскурсионный маршрут - «Отдыхаем всей семьёй» - помог многим семьям провести выходные дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания детей о родном городе.





























РАЗДЕЛ III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 92% детей, 8% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 23% допускают ошибки.

О самых распространенных профессиях нашего города, о главных

промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 54%

детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с

достопримечательностями нашего города могут 77% детей, 23% - немного в

этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 77% детей имеют прочные знания о

Родном городе, 23% - допускают небольшие неточности. В результате

изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его

красоту и богатство своими глазами. Педагог старалась научить детей не

только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки

любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать

проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего

горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.



Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.

Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно

больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше

уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в

своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города

Касимов, расположенного на Рязанской земле.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась

положительная динамика воспитания патриотических чувств у

дошкольников.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию

гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях

дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные

результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той

социокультурной средой, создающей оптимальные условия для

формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей

« малой Родине».















Раздел IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

3. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

5. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982 . – 151 с.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109 с.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

10. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

12. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003

13. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992 . – 176с.

14. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: 2004 – 96 с.

15. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.

16. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 . – 144 с.

17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.

18. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1972 . – 96с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики , 2002 . – 519 с.

20. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978 . – 416с











Приложение №1

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний

о родном городе (автор Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова)

Задание 1. «Родной город»

Цель: название своего города,

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда узнает и называет город

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не уверенно называет город

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает названия города

Задание 2. «Домашний адрес»

Цель: знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада)

Методы: Беседа, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не уверенно называет адрес, путается.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)

Задание 3. «Родная природа»

Цель: знание растительного мира, животных родного города, правила поведения на природе.

Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Как называется это растение, животное», «Как нужно себя вести в лесу, возле водоема»

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не уверенно называет растения и животных. Называет не все правила.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.

Задание 4. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного города

Методы: Беседа, показ фотографий, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом

Средний уровень (2 балла)

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

Задание 5. «Профессии родителей, жителей города»

Цель: знание и называние профессий родителей, жителей города.

Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще профессии в нашем городе ты знаешь»

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.

Задание 6. «Транспорт города»

Цель: умение называть городской транспорт

Методы: Беседа, показ иллюстраций, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок называет транспорт нашего города

Средний уровень (2 балла)

Ребенок называет не весь транспорт

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает названия городского транспорта

Задание 6. «Моя семья»

Цель: умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников, знает родственные связи, увлечения своей семьи.

Методы: Беседа, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения

Средний уровень (2 балла)

Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не знает фамилию, родственников.





























Приложение 2

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, города, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

























Приложение 3

Перспективный план по ознакомлению с родным городом





Содержание

Задачи

Формы работы




Методы и приемы



Семья

Семья

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Занятия, совместные с родителями досуги, праздники, выставка «Поколения», вечера встреч.

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья».

Место работы родителей

Прививать уважение к труду родителей.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование.

Родной очаг

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры «Строители», «Почта».

Беседа на тему: «Мой адрес»; рисование дома, фантазирование сказочного дома.

Интересное в нашем доме

Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

Театрализованная деятельность, игры, концерты.

Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», «Животные в доме», «Домашние праздники» и т. д.

«Мой детский сад»

По дороге в детский сад











Вызвать у детей желание посещать детский сад,

встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, По дороге в детский сад называть его адрес.

Занятия, сюжетно-ролевые игры.









Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т. д






Заботливые люди



Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь

Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

Двор детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.


Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения

Беседы, моделирование участков

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада

Вечера воспоминаний

Беседы, рассматривание фотоальбомов

«Мой город»

История города

Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него.

Занятия, экскурсии по городу.

Беседы, рассказ воспитателя об истории города, рассматривание фотоальбомов.

Улицы города

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц.

Экскурсии по улицам города

Беседы, рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы.

Предприятия и учреждения города

Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям

Экскурсии на предприятия и учреждения города; сюжетно-ролевые игры

Беседы с работниками предприятий; чтение художественной литературы о людях труда; рисование, рассматривание фотоальбомов

Транспорт города

Дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте

Экскурсии на автостанцию; сюжетно-ролевые игры

Чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов, рисование, беседы

Символы Касимова – герб


Познакомить детей с символом Касимова – гербом, сформировать уважительное отношение к гербу, познакомить с символическим значением.


Экскурсии к администрации города

Рассматривание изображения герба, сравнение с другими гербами, дидактическая игра «Найди наш герб», создание герба своей семьи.


Символы Касимова - флаг


Познакомить детей с символом Касимова – флагом, с его основными цветами, назначением.


Экскурсия по улицам города

Рассматривание изображения флага, целевая прогулка к зданию администрации, рассматривание флагов на здании, сравнение флага города и флага России.

Природа города

Времена года Учить детей видеть красоту природы в разное время года.

Прогулки, экскурсии, экологические тропы, подвижные игры, викторины, занятия, календарные праздники

Слушание классической музыки из цикла «Времена года»; рисование; пословицы и поговорки о погодных условиях.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города, исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представления о водоемах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах

Экологические тропы, прогулки, праздники

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Правила поведения на природе

Учить соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление Красной книги. Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. Уроки безопасности Дать понятие об опасных растениях и ядовитых животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь

. Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. Дидактические игры на классификации, игра «Хорошо-плохо».

Достопримечательности города

Памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Площадь Победы

Вызвать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии на улицу Советская

рассматривание фотоальбомов

Достопримечательностями родного города

Вызвать гордость за красоту родного города, уважение к людям, создающим эту красоту. Дать детям знания о местах отдыха его жителей

Экскурсии на городскую площадь Экскурсия в парк


Рассматривание парков,

цветочных клумб Рассматривание деревьев

Проведение детских праздников и развлечений в летний период

Расширить представления детей о культурно-досуговом учреждении.

Экскурсия в ДК, рассматривание внешнего и внутреннего вида здания

Участие в представлениях, организованных сотрудниками ДК




































Приложение 4

Экскурсия по территории детского сада с детьми среднего дошкольного возраста

Цели: познакомить детей с участком, с территорией детского сада, воспитывать уважительное отношение к работникам, развивать наблюдательность, коммуникативные способности, желание беречь и украшать территорию сада.

Оборудование и материалы: маска зайца и ворона, загадки.

Ход экскурсии:

Воспитатель: (возле центрального входа) Как называется наш детский сад? (ответы)

А что такое детский сад? (ответы)

Детский сад, детский сад! Почему так говорят?



Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки?



Вовы, Клавы, Мишеньки – это ведь не вишенки!



Детский сад, детский сад! Почему так говорят?



Потому что дружно в нем, Мы одной семьей растем!



Оттого и говорят: - В этом доме детский сад!



Воспитатель: Предлагаю вам пройти по территории и посмотреть, какой наш сад. Согласны? Тогда вперед!

Дружно весело шагаем, и за всем мы наблюдаем,

Вот березка наша, лучше всех она и краше!

Это елка - елочка, колкая иголочка!

Посмотрите-ка вокруг, сколько ярких красок тут!

( рассматривание цветов на клумбах «Кит», «Альпийская горка», «Сухой ручей»)

Загадки:

Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички. Ромашки

Я — травянистое растение, С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. Ирис

Я капризна и нежна, К любому празднику нужна. Могу быть белой, желтой, красной, Но остаюсь всегда прекрасной

роза

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. Колокольчики

Воспитатель: В нашем саду много интересных мест. Сейчас я предлагаю вам сходить в гости к нашей красавице Елочке, которую всегда наряжаем на Новый год. У её красивых зеленых ветвей есть красивая горка.

У нашего детского сада всегда много птиц: голубей и воробышков. В жаркие дни они прилетают, чтобы напиться водицы и погулять по зеленой травке. А какие еще птицы могут прилетать к нашему детскому саду? (ответы)

Игра «Ворон и зайчата»

По считалочке выбирают ворона и зайца. Остальные зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку, и приговаривают:

Вокруг ворона идем и по зернышку несем,

Кому два, кому одно, а ворону ничего.

Ворон: В огород мой прибегали,

Лук с капустой потаскали,а репку да мяточку,

Потоптали пяточками. КАРРР!

(зайчата бросаются врассыпную и бегут к домику)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас на наши грядки! Посмотрите, как красиво. Мы огород сажали, овощи поливали, чтоб росли сочные, вкусные! А давайте угадаем, что за овощи здесь растут:

загадки:

Красна девица Росла в темнице, Люди в руки брали, Косы срывали. (морковь)

Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (свекла)

Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (лук)

Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (горох)

Растут на грядке Зелёные ветки, А на ветках — Красные детки. (помидор)

Воспитатель: Приглашаю вас в гости на лесную полянку.

Там хозяин живет, он нас в гости ждет!

Он лохматый и большой, он в берлоге спит зимой! (медведь)

прогулка и рассматривание поделок в лесной зоне

Воспитатель: Нравится вам наш детский сад? А как вы думаете, откуда здесь все появилось? (ответы) правильно, воспитатели, младшие воспитатели, все сотрудники детского сада старались украсить наш родной дом, что бы здесь было красиво и интересно. А мы с вами постараемся все это сохранить. Сейчас я приглашаю вас на спортивную площадку, будем играть, веселиться, ведь грустить нам не годится!























Приложение № 5

Конспект образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Мой родной город»

Цели: продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями, закреплять полученные ранее знания, воспитывать уважение к малой родине, развивать желание принимать посильное участие в преобразовании родного города

Материал: демонстрационные материалы о родном городе (фотовыставка, Буклеты, книги, рисунки детей) образцы или фотографии продукции предприятий нашего района (горные породы, руда, стройматериалы, продукты питания).

Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие на выставку нашего города. Готовы? А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним (ответы детей). Тогда можно отправляться. Первый зал, это виды нашего города.

- Как называется город, в котором мы живем?

- Знаете ли вы, сколько лет нашему городу? (ответы) Наш город родился в 1852 году. Посмотрите вот фотографии города старого и нового.

-Похожи или нет? Что изменилось? (ответы) Наш город древний, но очень красивый.

-Что вам больше всего нравится в нашем городе? (ответы)

- Что вы видите на этой фотографии?

- Что это за место? Чем оно памятно? Правильно, этот парк построен в честь русского народа, воинов защищавших нашу Родину в Великую Отечественную Войну. Там находится вечный огонь, к которому люди приносят цветы, вспоминая своих прадедов, погибших в этой войне. Мы с вами тоже каждый год на 9 Мая ходим к этому памятнику, чтобы возложить цветы на могилы героев. Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы можете мне назвать? (У родного гнезда и ворона орла побивает. Смелость города берет. Один в поле не воин. На смелого собака лает, а труса кусает. Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха. Жить. Родине служить. За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. Кто за Родину горой, тот истинный герой) Замечательно! Динамическая пауза. - А вы хотите быть похожими на бравых солдат?

Давайте потренируемся: Как солдаты на парад Мы шагаем ряд за рядом Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши- Дружно, веселей Застучали наши ножки- Громче и быстрей! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише! Ручки, ручки поднимаем- Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились

Спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

В нашем городе много улиц. Знаете ли вы названия улиц нашего города?

Дидактическая игра «Улицы моего города»

Воспитатель: Переходим в следующий зал «Продукция предприятий нашего района». Очень интересно, что же это такое? (ответы). Ребята, это продукция предприятий нашего города и района. Какие предприятия вы знаете? (Ответы)

Рассматривание продукции, уточнение её назначения, важности в жизни нашего города и его жителей.

Воспитатель: Приглашаю Вас пройти в новый зал «Отдых всей семьей».

Смотрите, а ведь это выставка ваших рисунков и фотографий, где вы показали любимые места отдыха. Это детский городок, стадион, спортивная площадка.

- Как вы отдыхаете, во что любите играть? (ответы)

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь – стоп»

Итог занятия:

-Что нового вы узнали сегодня о родном городе?

-Что понравилось на нашей выставке?

-Хотели бы вы еще попасть на выставку? Почему?

Наш город Касимов – красивый, уютный, в нем живут славные люди!

Ты вырос в поле, как цветок,

Потом забытый в новых планах.

Но крепким выдался росток.

И вот теперь ты – город славный!

любовью ты не обделён –

Тобой гордиться каждый житель.

И мы навеки влюблены

В тебя, любимый наш Касимов!

Спасибо вам за активное участие в нашей выставке, благодаря вашим рисункам она стала еще интереснее и красочней!































Приложение № 6

Конспект родительского собрания

Тема: «Учим детей любить и беречь свой город»

Цель: подвести родителей к пониманию того, что детей необходимо знакомить с достопримечательностями родного города, с названиями улиц, с предприятиями, тем самым, воспитывая любовь к городу и уважение к жителям, приложившим усилия к его процветанию

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Запись на магнитофон ответов детей на следующие вопросы:

а) что для вас значит слово «Родина»?

б) как называется город, в котором ты живешь?

в) что больше всего нравится в нем?

3. Оформление фотовыставки «Наш город родной».

4. Подбор стихов о родном городе и заучивание их детьми.

5. Подготовка выступления воспитателя и вопросов для беседы с родителями.

6.Оформление выставки книг, альбомов, репродукций о родном городе, произведений земляков-Касимовцев

Ход собрания:

Воспитатель: - Родина! Как много значит это слово для каждого человека. Недаром в народе говорят: «Родина что мать любимая!» Одна у человека мать, одна Родина. (Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы (а) и (б))

- Для многих из вас и для ваших детей Родиной является город Касимов

(Включается запись с ответами детей на вопрос (в))

- За последние годы наш город заметно изменился: стал чистым, зеленым, благоустроенным. Эти преобразования проходят на глазах у детей и всех вас. Наша с вами задача - научить детей любить свой город, беречь и приумножать его красоту. Цель нашей встречи - помочь друг другу стать единомышленниками, вместе постараться воспитать наших детей настоящими горожанами.

А сейчас давайте с вами «полистаем» страницы устного журнала «Наш город Касимов» Насколько хорошо мы знаем прошлое и настоящее нашего города.

1 страница. «Заглянем в историю».

На свете много разных самых разных городов: столичных и провинциальных, больших и малых, прославленных и совсем неизвестных, городов с богатым историческим наследием и сравнительно недавно начавшие свое активное развитие. Есть города, оставляющие яркое воспоминание, и такие, куда хочется непременно вернуться еще раз. И есть один – Касимов. Самый любимый, самый близкий и родной для тех, кому посчастливилось здесь родиться, вырасти и состояться.

Говорят, город живет, пока в нем играют свадьбы и рождаются дети. С каждым годом в Касимове рождается больше детей и создаётся семей. От семьи зависит, какое воспитание получит молодежь, какие ценности примет, какие таланты найдет и пробудит в себе, каким человеком вырастет. Семья объединяет поколения будущих созидателей с поколениями людей, отдавших свой труд родному городу.

Наш город Касимов город древний. Официальная дата рождения города 1852 год. Он древний по рождению. У Касимова славная биография: нелегкий труд от первого колышка до нынешних дней пройден достойно. Город создан трудом тех, кому выпало нелегкое счастье – осуществить мечту о будущем прекрасном городе и тех, кто творит его современную историю. Он стал центром Рязанского района, одним из самых древних Рязанской области. Новое поколение граждан достойно несет эстафету отцов и дедов. Город уверенно смотрит в будущее, воплощая приоритетные проекты, направленные на улучшение качества жизни населения.

2 страница. «Православная страница»

-Есть ли в нашем городе храмы?

- Сколько храмов в нашем городе?

Посмотрите на эти открытки, узнайте знакомую церковь, назовите и расскажите, где находится.

3 страница. «На досуге»

- Знаете ли вы, когда проходит у нас «День города»?

- Какое участие принимаете в праздниках вы и ваши дети?

(Чтение детьми стихов о родном городе)

4 страница. «Школа жизни»

Сегодняшние дети станут распоряжаться огромными материальными и природными богатствами, техникой. Из наших детей должны вырасти не

только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева, любящие свою страну, свой родной город. Как решать эти задачи? С чего начать? Начните с личного примера, со своего нетерпимого отношения эгоистическому, потребительскому отношению к окружающему.

На садовую скамейку для отдыхающих ставят малыша в грязных сапожках, разрешают на нее сыпать песок, «не замечают», когда он рвет зелень, цветы, бегает по газонам. Потом возмущаются, что «кто-то» разрисовал стены в подъездах, сделал гравировку на беседке, дереве, вырвал лист из чужой книги. В автобусе детям разрешают, есть мороженое, не беспокоясь о том, что оно может испачкать одежду других пассажиров. Так, постепенно, у детей рождается равнодушие к тому, что не принадлежит тебе лично. Многие мелочи свидетельствуют о том, бережлив, аккуратен ли ребенок, зреет ли в нем чувство хозяина, пройдет ли он мимо забытой на участке игрушки или заберет ее в группу; заметит ли, что в аквариуме пора менять воду; что веранда грязная, и ее надо убирать и т.д.

Совместное участие взрослых и детей в создании, охране и улучшении общественной собственности способствует воспитанию бережного отношения к общественному добру.

-А сейчас каждый из вас попробует придумать для детей 1-2 правила настоящего горожанина.

Настоящий горожанин не будет, например:

- сор на улицах бросать; и т.д.;

Вы можете придумать и свои правила с ребенком дома, но помните, главное не только знать их, а неукоснительно, постоянно выполнять.

5 страница. «Народная мудрость»

Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете пословицы о Родине?

Родина любимая, что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

6 страница. «Что такое Родина?»

Что вы понимаете под словом Родина? (ответы родителей)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор. . .

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был ледок,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина. . .

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Уважаемые родители! Пополните свои домашние библиотеки книгами, фотографиями, открытками, картами города, приобретите стихи местных поэтов, репродукции или картины наших художников. С раннего детства начинайте воспитывать любовь к родному городу, к своей Родине!









































Приложение №7

Занятие для детей подготовительной группы

Тема: «Части города»

Программное содержание: дать детям преставление о частях города, улицах,

микрорайонах; развивать мышление, воображение, наблюдательность, стремление узнать что-то новое о родном своём городе, воспитывать бережное отношение к родным местам

Обогащение словаря: горожане, микрорайон, достопримечательности.

Оборудование: иллюстрации и фотографии о родном городе.

Предварительная работа: экскурсии, беседы, целевые прогулки, рассматривание фотографий.

Методические приёмы: игры: «Доскажи словечко», «Целое – часть», «Часть – целое»; беседа, динамическая пауза, показ иллюстраций.

Ход занятия:

Организационный момент Игра ассоциация «Что такое часть?»

Воспитатель: Дети, как называется город, в котором мы живём? Кто живёт в нашем городе? (люди, жители, горожане, горняки…) Где они живут? (в домах) Какие бывают дома? (жилые, высотные, кирпичные, многоэтажные…) Как вы думаете, почему в нашем городе есть маленькие одноэтажные и высотные дома? Где их в городе можно увидеть? (предположения и высказывания детей).

Наш город строился постепенно. И стройка продолжается до сих пор. В центре города находится старая часть. Эту часть, или по-другому, называют Центральной. В этой части находится улица Советская, с неё начинался наш город. Долгое время главной улицей Касимова была Советская, тоже ровесница города. Это самая красивая улица города. На ней много деревьев, зеленых газонов. Центром города сегодня является улица Ленина (показ иллюстраций, фотографий). Особая гордость нашего города - центральная площадь.

- Кто живет на этих улицах? Какие дома мы там встретим? Почему? Что еще находится на улице Ленина (ответы) Есть в нашем городе микрорайон 50 лет СССР. Кто из вас живет в этом районе? (ответы). Да уж, много приложили сил строители, чтобы в нашем городе появилось много высотных домов.

Динамическая пауза «Строим дом»

Строим, строим новый дом,

Молоточком мы стучим

Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)

И слева – тук! (дети стучат кулачками слева)

Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками впереди)

Мы построим новый дом.

Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)

Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)

Двери вставим (дети показывают руками воображаемые двери)

Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)

Ребята, а наш детский сад находится в центре или на окраине города? Как называется улица, на которой находится наш сад? Живет ли кто нибудь из вас на улице Татарской?

- А на какой улице находится больница?

- А как вы думаете, хорошо ли бы нам жилось отдельно, независимо от других частей города? Почему? (у нас не было бы конфет, мы не смогли бы попасть в музей…)

Игра «Целое – часть»:

Что является частью города? – (заводы, школы, Центральная часть…)

Частью Центральной части города? – (музеи, улицы, дома…)

Частью дома? – (стены, крыши, дверь…)

Игра «Часть – целое»:

Дом является частью чего? – (микрорайона)

Микрорайон? – (частью города)

Город? – (частью страны )

Страна? – (частью планета Земля)

Планета Земля – (частью Вселенной)

Дидактическая игра «Доскажи словечко»:

На площади находятся…..

В детском городке есть….

В магазинах продают….

В детском саду….

Моя мама работает…..

Мой любимый уголок в городе, это….

Итог занятия.

Сегодня мы с вами узнали, что город состоит из улиц, микрорайонов. Что еще интересного вы смогли узнать? Что вам запомнилось?

Касимовская наша земля – это часть России, это та часть, без которой нет целого. Поэтому, ребята, нам нужно беречь каждый уголок своего города, своего микрорайона, об этом нас просит каждое дерево, каждый ручеёк, в котором отражается небо.

Домашнее задание: нарисовать с родителями схему движения в детский сад, указать через какие улицы, микрорайон проходит путь.

















Приложение № 8

Экскурсионный маршрут выходного дня «Отдыхаем всей семьёй»

Касимов–Рязанской области. Наш город – маленькая точка на карте огромной страны, без которой не было бы славной Рязанщины и великой России. В его судьбе, как в зеркале, отразились все значимые события истории области и страны. Страницы биографии Касимова воссоздают дух времени и атмосферу созидания.

Сегодня в городе есть новые возможности и условия для организации досуга детей и взрослых, для того чтобы каждый горожанин мог почувствовать себя частицей родного города.

Уважаемые родители!

Наша с Вами задача – познакомить дошкольников с главными сведениями не только о нашей Родине, но и о своей малой Родине! Ведь к патриотическому воспитанию нужно приступать с раннего возраста, тогда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и только так можно научить человека по-настоящему любить свою Родину. Необходимо посещать с детьми музеи, концерты, библиотеки, рассказывать о природе и истории родного города, и когда дети вырастут, они станут не просто жителями, а настоящими патриотами своего города.

Предлагаем Вашему вниманию маршрут выходного дня. Путешествуя всей семьёй по знакомым местам в нашем городе, Вы сможете не только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время!

  1. Площадь победы – одна из главных достопримечательностей города

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

  1. Своей красотой среди других зданий выделяется Дворец культуры.

3) Памятник в память погибших воинов

Погибшим –Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

4) Парк

Помимо благоустроенных дорожек среди парка есть множество протоптанных тропинок, проходя по которым получаешь истинное моральное удовольствие, как от прогулки по лесу. В самом центре

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНОГО ОТДЫХА И ЯРКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ!





















Фото-приложение №9

За всё, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час, за то, что солнце светит нам, спасибо доблестным солдатам – нашим дедам и прадедам!

Детская площадка – любимое место отдыха юных горожан!









Колокольным звоном почтим память павших!





Экскурсии в храм помогают детям обрести душевное спокойствие





45% учеников в православной школе – наши воспитанники











Мы поддерживаем тесную связь с православной школой







Много лет дружим с протоиреем Симеоном Правдолюбовым, настоятелем Георгиевского храма












Прогулки и экскурсии по территории детского сада, помогали не только воспитывать любовь к нашему саду, уважение к сотрудникам, но и отлично укрепляли физическое и психо-эмоциональное здоровье детей!

















Создание герба своей семьи, помогло ребятам глубже понять суть этого символа. Они с удовольствием рассказывали, что означает их герб, чем он отличается от других, кто помогал рисовать, что они нарисовали сами и почему. В момент рассказа о своем гербе, своей семье, дети ощущали себя настоящими патриотами




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с родным городом

Автор: Синтенкова Лариса Ивановна

Дата: 25.10.2019

Номер свидетельства: 524134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Консультация для родителей на тему: « Формирование нравственно-патриотических чувств  у дошкольников в процессе знакомства с родным городом"
    ["seo_title"] => string(134) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuformirovaniienravstviennopatriotichieskikhchuvstvudoshkolnikovvprotsiessieznakomstvasrodnymghorodom"
    ["file_id"] => string(6) "291874"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455195538"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Социально- краеведческий проект "Знатоки улиц родного города""
    ["seo_title"] => string(60) "sotsialnokraieviedchieskiiproiektznatokiulitsrodnoghoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "313027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459426636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Город Томск - мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(37) "proiekt-gorod-tomsk-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "236533"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444107702"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект развлечения по познавательному развитию "Путешествие по родному городу"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiektrazvliechieniiapopoznavatielnomurazvitiiuputieshiestviieporodnomughorodu"
    ["file_id"] => string(6) "339465"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471288603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Мой родной город" для детей средней группы"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_poznavatelnomu_razvitiiu_na_temu_moi_rodnoi_gorod_dlia_det"
    ["file_id"] => string(6) "525921"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573044539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства