kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с русским национальным костюмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект развлечения в старшей группе по полоролевому воспитанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с русским национальным костюмом»

Конспект развлечения в старшей группе


Тема: «Знакомство с русским национальным костюмом»

Цель: Развитие интереса к русской национальной культуре, осуществление дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей через русское народное творчество.

Программное содержание
Обучающие задачи: Формировать первичные полоролевые представления, умения видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками. Углублять представления о круге увлечений, интересов детей в зависимости от пола.
Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной. Продолжать учить детей рисованию народных узоров.

Развивающие задачи: Развивать умение внимательно слушать и запоминать новую информацию. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. Активизировать словарь детей: одежда (мужская и женская), имена людей (мужские и женские). Развивать умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, рубашка), видеть их красоту.

Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям. Воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, сундук, иллюстрации русского народного костюма, заготовки элементов русских костюмов на бумажной основе, цветные восковые мелки, русские народные мелодии, обручи, платочки, ложки.

Предварительная работа:
Беседа о традиционном русском народном костюме.

Рассматривание книг о женском и мужском костюме.

Рассматривание элементов узора с целью ознакомления с их значимостью.

Разучивание русских народных игр, хороводов, частушек и пословиц об одежде.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах.
Рассматривание слайдов с русскими костюмами.

Ход развлечения

Воспитатель: В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, ездим на машине, летаем на самолете, разговариваем по телефону, смотрим телевизор, играем на компьютере и делаем многое другое, что раньше люди не делали. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, в музеях, из рассказов бабушек и дедушек).

- Хотите узнать какую носили одежду наши предки? (ответы детей)

Сегодня я приглашаю вас в гости.

Волшебные слова:
«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем. Скажем: «Ах! »
И мы окажемся в гостях»

Василиса (в русском национальном костюме)
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Но я пришла не одна.

Заходят гости в русских народных костюмах (девочка и мальчик)

Гости: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы! Низкий вам поклон!

В-ль: Какие гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по-особенному! Ребята, а почему так говорят: «Добры молодцы», «Красны девицы»

Дети: Слово красная обозначало красивая девушка, добры молодцы -красавцы.
Василиса: Ребята, я узнала, что вы интересуетесь русскими традициями, русским народом и решила поделиться с вами своими знаниями. Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

Василиса открывает сундук и вместе с воспитателем, достает из него женский и мужской русский народный костюм.

Василиса: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Головной убор называется кокошник, его надевали по праздникам. Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Ответы детей) (одинаковый элемент – рубаха)

Василиса: Посмотрите, как украшены костюмы. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко. Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от всяких невзгод.

Гости в народных костюмах демонстрируют иллюстрации с русскими народными костюмами.

Воспитатель: Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» - т. е. оберегала человека. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены.

Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы).

Чего не хватает на них? (Ответы детей)

Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.

Творческие работы детей.

Василиса: Дети, скажите, пожалуйста, а русские народные бывают только костюмы? (Предполагаемые ответы детей: русские народные бывают: сказки, песни, игрушки, игры.)

Воспитатель: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками.

Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем

Игры «Бой петухов», «Посадка картофеля» - для мальчиков, «Перенеси картошку в ложке», «Завяжи платочек», - для девочек.

Воспитатель: В старину слово родителей было законом, а жизнь их – примером. Все дети росли в добром послушании. И все были заняты делом с самого детства: девочки учились работать иглой, спицами, помогали готовить пищу, наводить порядок в избе, а мальчики – мастерили, лапти плели, на поле работали.

Воспитатель: Почти всё, что в избе делалось своими руками. Всё делалось тщательно, с любовью и было красивым, радовало глаз. Любая вещь (ковш, подзор, полотенце) - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. По традиции всё было связано с природой, окружающей средой.
Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Своему ремеслу отец учил сына. А тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну. А иногда работали русские умельцы даже целыми семьями. Так появились народные умельцы, зарождались промыслы.

В старину говорили: «Всякому молодцу ремесло к лицу».

Игра «Продолжи предложение»
(труд мужчин)
Садовник – это человек, который разводит сады, выращивает фрукты.
Мельник – это человек, который работает на мельнице.
Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия из металла.
Гончар – это мастер, изготавливающий глиняную посуду и др.

(труд женщин)
Пряла пряжу (пряха)
Вышивала скатерть (вышивальщица)
Вязала носки и варежки (вязальщица)

Народная игра «Лапоть»

Лапоть, лапоть, лапоточек,
Ходит Ванечка-дружочек.
Лапоток один всего,
Ты скорей бери его.

Дети водят хоровод, водящий с лаптем в руках идет в противоположную сторону. По окончании песни водящий останавливается перед двумя детьми. Они разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый прибежит на свое место и возьмет лапоть, тот становится водящим.

Гости (мальчик и девочка в народных костюмах): Ай да игры у вас в садике! Очень интересные. Мы тоже хотим вам предложить поиграть в игру «Сказочные предметы»
(на столе разложены вещи – зеркальце. бусы, меч, шлем, лента, сарафан, рубаха,). Вам необходимо выбрать предметы, мальчики для девочек , а девочки для мальчиков)

Игра «Дополни имя».
Воспитатель: У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь. Для девочек: Для мальчиков:
Елена. (Прекрасная) Кощей. (Бессмертный)
Сестрица. (Аленущка) Соловей (Разбойник).
Василиса. (Премудрая) Братец. (Иванушка)
Крошечка (Хаврошечка) Иван. (Царевич)
Марья. (Искусница) Змей. (Горыныч)

Василиса: А теперь, давайте поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству. Перешивали и донашивали до полной ветхости. В такой одежде было удобно и работать и на гулянья ходить, песни петь, хороводы водить. Давайте и мы заведем хоровод с нашими гостями.

Хоровод « Березка»

Воспитатель: А теперь давайте вспомним пословицы про одежду.

Дети:«Какова пряха, такова и рубаха»

«Не одежда красит человека, а добрые дела»

«Не украшай платье, а украшай ум»

Воспитатель: А еще для гостей наши дети споют частушки о русской народной одежде.

Очень любят сарафаны

Девочки - припевочки.

Сарафаны новые,

Сами чернобровые.

Я - веселая девчонка,

Голубые глазки,

На мне новая одежка,

Словно я из сказки.

Я - девчонка озорная,

На мне рубаха расписная,

Кокошник золоченый

И сарафан парчовый.

Мы - веселые девчонки

Очень весело живем

В своих новеньких нарядах

Никогда не пропадем.

Василиса. А теперь пора прощаться. До свидания, люди добрые, добрые молодцы и красные девицы!

«Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем 1, 2, 3,
Сказка в садик нас верни».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с русским национальным костюмом

Автор: Грушко Галина Юрьевна

Дата: 16.12.2018

Номер свидетельства: 491104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Сценарий урока ИЗО "Русский национальный костюм" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-uroka-izo-russkii-natsional-nyi-kostium-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "207282"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430389322"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по ИЗО 5 класс "Русский народный костюм""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokapoizo5klassrusskiinarodnyikostium"
    ["file_id"] => string(6) "331906"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464777880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Коми-пермяцкий национальный костюм"
    ["seo_title"] => string(39) "komi-piermiatskii-natsional-nyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "249405"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446896668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по теме "Работа с бумагой. Элементы казахского национального костюма" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rabota-s-bumaghoi-eliemienty-kazakhskogho-natsional-nogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "224285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438675421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства