Просмотр содержимого документа
«Знакомство с русскими богатырями»
МБОУ «Лойгинская СОШ» СП д\сад «Березка»
Конспект НОД
«Знакомство с русскими богатырями»
Старшая группа
Январь 2017год
Воспитатель: Федякова Людмила Ивановна
пЛойга
Актуальность: Любовь к Родине –это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Сформировать у детей представление о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству.
Цель: сформулировать у детей представление об образе былинного богатыря, как защитника земли русской.
Задачи: Закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырей Руси.
Учить отвечать на вопросы , связно и последовательно, описывать внешность богатырей, подбирать точные слова для характеристики их облика.
Формировать и воспитывать историческую память.
Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к отчизне.
Предшествующая работа: Чтение книги »Былины о русских богатырях»
НОД «Богатырская Русь»
Рассматривание карты Россия
Заучивание пословиц о Родине
Разучивание пляски «Богатырская сила»
Материал: Щит, копье. меч, палица, картина Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Дети , сегодня мы с вами будем беседовать о русских богатырях .Из покон времен . Русь славилась своими богатырями. Как вы представляете, какой должен быть богатырь?(высокий, сильный, здоровый….) Как вы думаете, есть ли русские богатыри в
настоящее время?
Обобщение: Богатырями можно назвать и спортсменов(показываю картинки: ( штангист боксер, борец, сумо)
Богатырями и тех, кто стоит на страже нашей Родины. Только сильные люди могут сохранить наши границы.
Посмотрите ,что это? (карта).
Карта чего? (карта России)
Кто мне покажет границу нашей страны? (ребенок показывает)
Обобщение: она идет с востока на запад, и обведена красной линией.
Чтение стихотворения «Наша Родина»
Если долго ,долго. Долго
В самолете нам лететь
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города.
Океанские просторы,
Ленты рек , озера, горы,
Мы увидим даль без края
Тундру, где звенит весна
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая.
Необъятная страна.
А кто охраняет нашу границу? (воин, солдат, )
Какие вы знаете рода войск? (пограничники, десантники. моряки, артеллеристы, танкисты, пехотинцы, летчики, ракетчики)
Обобщение: Они стоят на страже наших границ. Их тоже можно назвать богатырями, потому что в Древней Руси границу охраняли русские богатыри.
А сейчас закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в далекую Русь.
(звучит спокойная музыка).
В давние. давние времена, в Древней Руси , стояли на страже нашей Родины, на заставе очень сильные люди- богатыри. О них складывали песни, сказания, которые назывались былинами.
Посмотрите на картину «Богатырь».
Как можно сказать про этого богатыря раз он охраняет границу? (воин , борец , силач)
Какими словами можно назвать еще этого богатыря?
Какой он должен быть? (храбрый. мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический., решительный, не робкого десятка)
ФЗМ: «Смотрящий в даль»
А сейчас мы превратимся вы богатырей и посмотрим не грозит ли опасность нашему государству.
(подставим ладонь руки ко лбу, и посмотрим вправо. Влево, вдаль)
Однажды художнику В.М. Васнецову пришлось уехать в Париж.
И вот сильно заскучав по своей Родине, он решил написать картину, которую назвал «Богатыри». Эту картину он писал 17 лет .Это очень долгий период. Он тщательно подбирал образцы для своей картины.
Посмотрите на картину и скажите, кто на этой картине главный герой? (Илья Муромец)
Почему? (Он всех сильней, спокоен, невозмутим, конь его тяжел)
Да главным на картине является Илья Муромец, потому что он изображен в центре и выделяется размерами, мощью и силой, под стать ему и конь.
Что еще можно рассказать о Илье Муромце? (Илья Муромец в кольчуге)
Какая кольчуга? (металлическая)
Для чего богатыри надевали кольчугу?
( она защищала от ран, мяча, копья)
Что еще, можно рассказать о нем? (У него борода, на голове шлем, он тяжелый)
Чем отличается конь Добрыни Никитича от коня Ильи Муромца?
(он белый, меньше размером, чует приближение врага)
Раз он белый, как вы думаете Добрыня Никитич его назвал? (ответы детей)
Обобщение: Хоть он и богатырь а коня назвал ласково- Белеюшка.
А кто третий богатырь? (Алеша Попович)
Какой он по возрасту( молодой)
Почему? (нет бороды) Какие у него доспехи? (колчан со стрелами)
Что на голове?( шлем)
Обобщение: Он тоже богатырь и метко стреляет, поэтому у него колчан со стрелами, а еще он веселый человек. И за спиной у него музыкальный инструмент- гусли.
А какой конь у Алеши Поповича? (Рыжий, его конь- как огонь)
У кого в дружине служили богатыри? (У князя Владимира)
Давайте поговорим о их подвигах. С кем они сражались? ( показ картинок: со змеем Горынычем, Соловьем Разбойником, Идолищем, Сокольником, Тугарином)
Кого богатыри должны были защищать? (слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков)
ФЗМ: Когда-то на Руси
Жили богатыри
Сильные и ловкие
Боялись их враги
Мы тоже подрастем
В армию пойдем
Как те богатыри
Мы тоже так сильны.
Дети рассказывают о богатырях (описательный рассказ)
Ребята у нас на столе доспехи, которые носили наши богатыри. Давайте их рассмотрим и назовем.(ребенок берет любой предмет и называет его)
Щит. Для чего нужен был щит?(защищаться от удара меча)
Они были разные круглые и овальные.
Меч. Для чего нужен был меч? (защищаться во время боя, биться)
Меч был тяжелый и острый.
Копье. (наносить удары)
Оно могло сломаться, во время боя? (да)
(показываю картинку-оно было сделано из дерева, и только был железный , острый наконечник)
Палица. Для чего нужна была ,палица? (наносит удары по врагу, оно была тяжелая, металлическая , с острыми щипами)
Показ картинки: «Бой с палицей»)
Колчан со стрелами(попадать в врага)
Стрелок должен быть метким и зорким
Обыгрывание сюжета боя.
Еще раз посмотрите на картину «Богатыри».
Свободными и могучими были наши предки, красивыми и сильными. Богатыри- наше прошлое, но Васнецов верил свято, что и будущее у нашей Родины не менее славное.
Пословицы о Родине:
Всякому мила своя сторона.
Человек без родины-соловей без песни.
Береги землю родимую- как мать любимую.
Пляска «Богатырская сила»
Стихотворение «Богатыри» (ребенок)
На лбу бывают шишки,
Под глазам- фонари.
Уж если мы мальчишки
То мы- богатыри.
Царапины, занозы
Нам страшен только иод.
Тут не стесняясь слезы.
Сам полководец льет
Пусть головы в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор-
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.
Анализ: вот и подошло к концу наше занятие .Что вам больше всего понравилось ? Что вы узнали нового?