kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Знакомство с жизнью коренных народов Севера» конспект НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для дошкольноко старшего возраста. К конспекту предлагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе»











Маликова Альвина Талгатовна

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «САМОЛЕТИК»

Воспитатель











2016 год



Тема НОД: «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Цель: Формирование представлений о родном городе; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.

2. Развивать любознательность и интерес.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.

Словарная работа: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ныр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Югория», альбомов «Край мой - Югра», «Югра с высоты птичьего полета», беседы, чтение сказок народов Севера, П/и Народов Севера.

Содержание деятельности:

  1. Беседа

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

- Какие города России вы знаете?

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились.

- Как называется город, в котором вы живете?

Нижневартовск – это Родина многих из вас ( слайд № 1)

  1. Природа нашего края.

Природа нашего Края очень красивая и разнообразная (Слайд №2)

- Кто из вас был в лесу?

- Кто знает, как называется густой дремучий лес?

- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты (Слайд №3)

- Какие ягоды вы собираете в лесу?

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква) (Слайд №4)

- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в наших лесах.

- Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.) (Слайд №5)

  1. Игра «Чей хвост?» (передаем варежку)

3. Коренные жители.

- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной – ХАНТЫ и МАНСИ. (Слайд № 6)

Поселение хантов называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах (Слайд № 7)

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (Слайд № 8)

- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, карась, язь,) (Слайд № 9)

- Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

-Из чего могут изготавливать посуду? (бересты, дерева) (Слайд №10)

Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Давайте посмотрим на детей – хантов (Слайд № 11)

- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

- Почему вы решили, что не холодно? (на них теплая одежда).

- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. (Слайд № 12)

На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль. (Слайд № 13)

- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах (слайд №14)

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. В нашем детском саду есть мини-музей Народов Ханты и манси. Экспонаты из этого музея мы можем посмотреть (выставка)

У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные.

4. Приход сказочного персонажа: красавица Анне

-Игра «Хейро»

-Рассказ сказки «Кукушка»

Беседа о прочитанном.

- Чему учит эта сказка?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

5. Подарок для хантыйки (картина)

Детям медальоны

Итог: Какие коренные народы населяют наш край?

















КУКУШКА

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.



Просмотр содержимого презентации
«Моя презинтация»

Нижневартовск

Нижневартовск

Ханты и Манси

Ханты и Манси

Традиционное жилье  хантов и манси.

Традиционное жилье хантов и манси.

Одежда Ханты и Манси

Одежда Ханты и Манси


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маликова Альвина Талгатовна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства