Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Тема занятия: «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»
Дисциплина : Развитие речи
Возраст обучающихся: 4 года
Составила :
Малыгина Дина Михайловна
Педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 4 года
Тема занятия: Звуковая культура речи. Звук [Ш]
Цель: формирование правильного произношения звука [Ш], находить слова, в которых есть звук [Ш].
Задачи:
Образовательные: уточнить артикуляцию звука [Ш]; упражнять детей в правильном произношении звука [Ш] в словах и во фразовой речи; различать слова с этим звуком.
Развивающие: развивать голосовой и артикуляционный аппарат, способствовать развитию речевого дыхания и чистоты произношения звука, развивать фонематический слух, связную речь; развивать воображение, внимание, логическое мышление.
Воспитательные: формировать любознательность и интерес к знаниям.
-упражнять детей в правильном произношении звука С в словах и во фразовой речи;
- учить детей произносить звук С мягко и твердо;
-способствовать развитию речевого дыхания и чистоты произношения звука;
-развивать голосовой и артикуляционный аппарат;
-воспитывать любознательность и интерес к знаниям
-упражнять детей в правильном произношении звука С в словах и во фразовой речи;
- учить детей произносить звук С мягко и твердо;
-способствовать развитию речевого дыхания и чистоты произношения звука;
-развивать голосовой и артикуляционный аппарат;
-воспитывать любознательность и интерес к знаниям
Тип занятия: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Форма проведения: групповое учебное занятие.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оснащение занятия:
Демонстрационный материал: фигуры Веселого Карандаша, мишка, мышка, картинки: шляпа, шишка, шарик, артикуляционные карточки: «Заборчик», «Дудочка», «Чашечка», «Ветерок».
Раздаточный материал: карточки - санки, сова, шуба, шоколадка, шкаф, светофор, штанга, шарф, сумка.
.
Структура занятия:
Организационный этап
Артикуляционная гимнастика
Основная часть
Итог
Организационный этап
Цель: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Задачи: создание эмоционального настроя на занятие, привлечение внимания детей.
Методы: словесные, практические, наглядные
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Приветствие детей. Дети стоят в кругу, выполняют движение по тексту Ответы детей - Шишку, шарик и шляпу. - Со звука [Ш]. | - Добрый день, ребята, рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! «Доброе утро, глазки! Вы проснулись? Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Доброе утро, ручки! Вы проснулись? Доброе утро, ножки! Вы проснулись? Доброе утро, дети! Мы проснулись!» - Скажите, друзья, а вы любите рисовать? А чем вам нравится рисовать? - К нам сегодня в гости пришел Веселый Карандаш - Веселый Карандаш очень любит рисовать. Он принес нам свои картины. - Что изобразил Веселый Карандаш на своих картинах? - Обратите внимание, с какого звука начинаются слова: шишка, шарик, шляпка. - Правильно и сегодня мы будем играть со звуком [Ш], учиться верно его произносить. И поищем, в каких словах он любит прятаться. | Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга. Погладить ушки. Погладить рука об руку, похлопать в ладоши. Погладить ножки, потопать, покачаться с пятки на носок. Поднять руки вверх. Педагог выставляет на доску фигуру Веселого Карандаша Педагог вывешивает картины: шарик, шишка, шляпка. Педагог произносит слова, интонируя первый звук. |
Артикуляционная гимнастика
Цель: работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.
Задачи: совершенствовать речевое и физиологическое дыхание.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
Дети выполняют гимнастику Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 10 секунд, медленно закрыть С напряжением вытянуть губы вперед Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным. Дети все вместе «шипят» и по одному. | - Чтобы наш язычок красиво и правильно произносил звук [Ш], Веселый Карандаш приготовил для нас упражнения артикуляционной гимнастики. - Упражнение «Заборчик»: «Растянули губки, Показали зубки». - Упражнение «Дудочка»: «Мои губки – трубочки – Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, Ду-ду, ду-ду-ду». - Упражнение «Чашечка»: «Язычка загнем края, Делай так же, как и я, Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий». - Упражнение «Ветерок»: «Ветерок холодный дует, С горки подтолкнул меня. Еду радостный, веселый, И смеюсь я». - А теперь все вместе пошипим громко, тихо. | Педагог демонстрирует карточку №1. Каждое упражнение длится по 10 секунд. Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4 |
Основная часть
Цель: различать слова со звуком [Ш].
Задачи: упражнять детей в правильном произношении звука [Ш], активизировать мыслительные процессы, тренировать память, учить понимать смысл загадок, развивать фонематический слух, связную речь; развивать воображение, внимание, логическое мышление.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
- Мишка - Мышка Дети вместе с педагогом произносят слова и определяют местоположение звука. Дети встают за педагогом и на цыпочках идут за ним, проговаривая слоги: Ша-шу-ши, ши-ша-шу, аш-иш-уш, иш-уш-аш, шта-шти-шту, шма-шми-шму. Дети откладывают верные карточки и называют их: - Шуба, шкаф, шарф, шоколадка, штанга. - В этих словах нет звука [Ш]. Дети выполняют физкультминутку, рассаживаются на свои места. - Петушок - Хлебушек - Травушка - Солнышко - Окошечко - Перышко - Зимушка - Мишка ел кашу. - Мишка играл с шишкой. -Мишка надел шапку. - До свидания! | - Ребята, пока мы с вами разминали язычок, Веселый Карандаш нарисовал новые картинки. Отгадайте загадки и узнаете, кого он изобразил. «Говорят, он любит мед, Ловит рыбу, как мальчишка, Спит в берлоге в Новый год Беззаботный, бурый …» «Что за серенький зверек, Хвостик длинный, как шнурок. Только кошку увидал, Сразу в норку убежал.» - В словах «мишка» и «мышка» спрятался звук [Ш]. Давайте произнесем эти слова и определим, где же этот звук находится: в начале слова, посредине или в конце? - Верно, этот звук очень любит прятаться в словах. Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду начинать слово, а вы его заканчивать при помощи слога «ши»: каранда…, малы…, ланды…, камы…, гру…, гало…. - Молодцы, а теперь давайте все превратимся в маленьких мышат и последуем за нашим мышонком. У него много тайных норок, где он прячет свои сокровища. - Ребята, мышонок спрятал карточки с картинками, вам надо выбрать только те, в названии которых, спрятался звук [Ш]. - Почему вы не выбрали остальные картинки? - Умнички, мышонок предлагает вам сделать с ним зарядку. - Мишутка тоже хочет с вами поиграть, он приготовил для вас слова, вы их должны превратить в ласковые слова: - Петух - Хлеб - Трава - Солнце - Окно - Перо - Зима - Наш Мишутка – озорник, придумал предложения и перепутал в них слова. Давайте наведем порядок: «Каша ела Мишку». «Шишка играла с Мишкой». «Шапка надела Мишку». - Молодцы, со всеми заданиями справились. Пора пришла прощаться с Веселым Карандашом, Мишуткой и мышонком. До свидания! | Педагог выставляет картинку с медведем. Педагог выставляет картинку с мышкой. Педагог произносит слова, интонируя звук[Ш]. Педагог подводит детей, где заранее спрятаны картинки: санки, сова, шуба, шоколадка, шкаф, светофор, штанга, шарф, сумка. Видео физкультминутка «Веселый мышонок» Педагог убирает все картинки. |
Итог
Цель: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, закрепить полученные знания, подвести итог.
Задачи: способствовать развитию произвольной памяти.
Методы: словесные, практические.
Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Примечание |
- Звук [Ш] - Шишка, карандаш, мышка, мишка, каша, шляпа, солнышко и т.д. Дети за педагогом произносят звук [Ш] | - Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы играли и учились произносить? - В каких словах прячется этот звук? - Давайте, еще раз произнесем этот звук. Сначала громко, теперь тише, совсем тихо. - Хорошо мы потрудились, многому научились. Если вам понравилось занятие, то хлопайте громко, звонко. | |