Логопед предъявляет личное фото ребенка с вопросом «Кто это?» (с целью выделения, узнавания себя). Обучающийся должен рукой стукнуть в грудь и произнести свое имя при наличии речи. При отсутствии речи просто стукнуть в грудь.
Далее логопед громко говорит привет, Тимур! Ребенок отвечает протягивая ладонь педагогу.
Работа с визуальной опорой «Сначала-потом». Ребенок прикрепляет карточку по команде педагога «сначала» заниматься, а «потом» –дуть мыльные пузыри (ребенку предлагается на выбор несколько картинок в качестве награды, из которых он сам выбирает какую награду получит после занятия).
Основная часть
Артикуляционная гимнастка.
«Улыбочка». (растягивая губы улыбнуться, не показывая зубки под счет до 5), далее в исходное положение (повторить 3-5 раз);
«Заборчик» (широко улыбнуться, показывая зубки под счет до 5), далее в исходное положение (повторить 3-5 раз);
«Бегемот» (широко открыть рот под счет до 5), затем закрыть рот (повторить3-5 раз);
«Трубочка» (вытягиваем губы вперед), далее в исходное положение (повторить3-5 раз).
Звукоподражание. Речь с движением. «Посмотри и повтори».(используется игровой комплект «Речевой конструктор. Звуки на ладошках» Танцюра С.Ю)
Предъявляем ребенку картинку с изображением животного и обозначением буквы и произносим. А,У. Далее сопровождаем речь с движением. На «А» раскрытая левая ладошка, на «У» кулачок правой руки. Далее пропеваем соединенные гласные буквы. АУ/УА, сопровождая движениями рук.
Дыхательная гимнастика.
«Нюхаем». Закрываем рот и делаем глубокий вдох носом, выдыхаем через рот (повторить 3-5 раз), для выполнения задания используем любой аромат.
«Сдуй листочки». Выдох необходимо делать на бумажные листочки с ладошки.
Пальчиковая гимнастика. «Зайка»
Зайка взял свой барабан и ударил трам – трам - трам.
(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты. Стучим по большому пальцу указательным, затем средним.)
Развитие понимания речи. «Игрушки»
-Посмотри, что лежит в мешочке! Ребенок достает из мешка игрушки по одному. Сопряженно с логопедом называет их. (Мяч, машина, кукла).
- Что это, Тимур? Логопед говорит: - Это игрушки. Далее логопед показывает игрушку с вопросом «Что это?» и поочередно называют сопряженно игрушки. Далее ребенку предъявляются картинки с изображением игрушек.
- Поставь машину на машину, куклу на куклу, мяч на мяч (ребенок должен соотнести предмет с картинкой). Используя указательный жест ребенка совместно с педагогом, показываем картинку и логопед спрашивает: Это машина? - Да, это машина! (сопровождаем кивком головы); Это кукла? - Да, это кукла!; Это мяч?- Да, это мяч!
Называем все предметы обобщающим словом «Игрушки»
Понимание и выполнение инструкций.
Тимур, дай машину! -Да, это машина! И т.д. со всеми игрушками. Если ребенок ошибается, то логопед проговаривает, сопровождая отрицательными движениями головы и указательного пальца выражение, например: Нет! - Это не машина, Это кукла.
Четвертый лишний. На столе выкладываются картинки с изображением игрушек мяч, кукла, машина, банан. Сначала ребенку дается инструкция предыдущего упражнения. Положи мяч на мяч, куклу на куклу, машину на машину. Ребенок раскладывает. На картинку с бананом нечего положить.
Тимур, банан-это игрушка? –Нет! Банан-это фрукт. (отвечаем сопровождая речь движениями указательного пальца вправо-влево и движениями головы для отрицания).
Используя указательный жест ребенка совместно с педагогом, показываем картинку, и логопед спрашивает: Машина-это игрушка? - Да, машина- это игрушка (сопровождаем кивком головы); Мяч-это игрушка? - Да, мяч – это игрушка!; Кукла-это игрушка?-Да, кукла - это игрушка!; Банан - Это игрушка? -Нет! Банан - это не игрушка! Банан -это фрукт.
Физминутка. «Машина».
Повторяет слова за логопедом и выполняет движения.
(Ребенок ритмично постукивает кулачком одной руки о ладонь другой.
9. Воспитание слухового внимания.«Послушай, что звучит» Ребенку предлагается барабан и палочки, бубен. Обучающийся по показу должен самостоятельно производить правильные движения, стучать по барабану и звенеть бубном. Ребенок играет некоторое время. Затем логопед кладет инструменты перед ребенком и говорит «Сейчас будем угадывать, что звучало» Педагог за ширмой производит звуки вторым комплектом муз. инструментов, и ребенок должен показать, что звучало.
10. Развитие целостного восприятия. Развитие графомотрных навыков.
Ребенку на листе А4 предъявляется изображение машины без одного колеса, опорная картинка и непосредственно сам предмет. Тимур, посмотри, машина что-то потеряла! Чего не хватает у машины. Не хватает колеса. Возьми карандаш и нарисуй. Ребенок должен дорисовать колесо. При возникновении сложностей, используем технику «рука в руке». Произносим, это- колесо.
Заключительная часть.
«Ритуал прощания»
Логопед снова предъявляет личное фото ребенка с вопросом «Кто это?» (с целью выделения, узнавания себя). Обучающийся должен рукой стукнуть в грудь и произнести свое имя при наличии речи. При отсутствии речи просто стукнуть в грудь.
Тимур, ты молодец!
Логопед говорит: Мы с тобой занимались, снимай карточку, а сейчас будем дуть мыльные пузыри. Логопед достает баночку с мыльными пузырями и предлагает ребенку подуть.
Далее прощаемся. Тимур, пока! Ребенок либо отвечает, либо должен подражать движениям руки, имитируя прощание (при необходимости помогаем ребенку).