Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» в старшей группе.
Задачи:
- Формировать умение детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем.
- Формировать умение детей подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
- Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
- Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Ход:
Загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц )
Воспитатель: Молодцы, ребята. Конечно же - это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.
Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?
(Зайчик, зайчонок, зайчишка)
Воспитатель: ребята, скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?
Примерные ответы детей: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картину и дать ей название.
Примерные ответы детей: «Зайцы», «Зайцы в лесу», «На лесной полянке», «Нежданный гость» и т.д.
Воспитатель: Кто нарисован на картине? Дети: Зайцы.
Воспитатель: Какое время года изображено? Дети: Зима.
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? Дети: Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.
Просим ребенка рассказать о лесной поляне.
Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
- Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает? - На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
- Только собрался заяц поесть, а тут…
- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
- Обрадовался ли? Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).
- Интересно, чем эта встреча закончится?
- А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.
Физкультминутка «зайчик на прогулке».
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Воспитатель дает образец рассказа «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Рассказ детей:
-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».
Игра: «Волк и зайцы»
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
- Что вам понравилось? (Ответы детей)
- Что больше всего понравилось? (Ответы детей)