Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш.. Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Активизация словаря: Шершавый, сатиновый, салака, шницель, сенбернар, самородок, сазан, шлюпка. Оборудование: Стихотворение Э. Мошковской «Жадина», Э. Успенского «Страшная история», решетка из трех ячеек, фишки.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Прежде чем начать наше занятие, давай разомнем твой язычок, чтобы тебе было легче правильно произносить слова и звуки.
Игра: «Веселый Язычок» Жил - был веселый язычок. Дети стоят ровно, рот закрыт. Жил он в своем домике. Дети во рту шевелят Проснулся утром язычок Произвольно языком. Сделал зарядку. Рот закрыт. Почистил зубки Языком провести по зубам сверху и снизу. Побелил потолок Дотронуться до неба Подмел пол Опустить язык максимально вниз. Навел порядок Поводить языком в разные стороны. Сел у окошечка и стал пить чай. Вытянуть губы и изобразить, что пьем чай. Выбежал на улицу искать ребят Открыть рот и высунуть язык. Посмотрел налево, направо Поводить языком направо и налево Нет ребят Открыть рот и высунуть язык. Обежал вокруг Обвести языком вокруг губ. Увидел ребят и защелкал от радости Щелчки языком «лошадка» Наигрался, пришел домой и лег спать. Закрыть рот. Воспитатель: Если услышишь звук [С], то нужно изобразить умывание, если услышишь звук [Ш], сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Воспитатель произносит звуки [С] и [Ш]: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук. Воспитатель: А сейчас я буду называть слова со звуками [С] и [Ш]. Услышав заданный звук, выполняем соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если ребенок интересуется, что означает то или иное слово. Воспитатель: Следующее задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [С]: шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.
Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук [Ш], надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука [Ш] – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш. Выполняя задание, ребенок называет слова, которые ему незнакомы. Воспитатель: Послушай отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»: Пёс шагал по переулку, Он жевал большую булку. Подошёл Щеночек, Попросил кусочек. Понравилось тебе стихотворение? Воспитанник: Понравилось. Воспитатель: Это стихотворение называется «Жадина. Как ты думаешь, угостил пес щеночка булочкой? Почему ты так считаешь? Воспитанник: Думаю не угостил. Потому, что был жадным. Воспитатель повторяет стихотворение.Воспитатель: Назови три слова со звуком [Ш]. Воспитанник: Шагал, большую, подошел. Если ребенок не может определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз. Воспитатель: Послушайдругое стихотворение Э. Успенского «Страшная история». Назови слова со звуком [С]. Воспитанник: Парикмахерша устала И мальчишку стричь не стала… А волосы растут. Физминутка: Вы, наверное, устали? (ходьба на месте) Да! (хлопки в ладоши) Поэтому все встали (Встали, руки вверх). Дружно вытянули шеи (наклон вперед), И как гуси зашипели: ш-ш-ш. Пошипели, помолчали, Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки). И как зайцы поскакали, Поскакали, поскакали. И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся на места) Воспитатель прикрепляет к доске решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос. Ребенок определяет позицию звука [С] в каждом слове, а воспитатель кладет цветной квадрат в нужную ячейку решетки.
Далее ребенок рисует такие же решетки на листе бумаги и делает отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком [Ш]: окошечко, ландыш, шмель.
Воспитатель: В словах шмель, стол одинаково звучит звук [Л] ? Воспитанник: В слове шмель звук [Л] мягкий, а в слове стол твердый. Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.СА-СА-СА – в лесу бегает лиса. СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу. Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь. Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Воспитатель: Следующее задание, игра «Доскажи словечко» Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы… (санки).
Банан на пальме – для мартышки, А на сосне для белки …(шишки) С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые …(снежинки)
Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные …(шары)
Воспитатель: Что мы сегодня учились делать? Воспитанник: Различать звуки С-Ш. Воспитатель: Произнеси звук Ш еще раз. Как расположены твои губы? А зубы видны? А как расположен язычок? -А теперь произнеси звук С. Как теперь расположены губы и язычок? Включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. Воспитанник: Нет. Воспитатель: Спасибо, ты отлично поработал сегодня. Молодец! Давай, в конце занятия попробуем сказать скороговорку: У шоссе шалаш, шалаш у шоссе.Ребенок повторяет за воспитателем скороговорку, а затем пробует сказать скороговорку самостоятельно медленно, а затем быстрее, и еще быстрее.