Воспитатель: ребята, а что это за коробки? Вы не знаете? Давайте посмотрим, что там? (в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А кто же здесь? (достает фотографию лемминга (Ответы детей). Воспитатель: Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет? Ответы детей Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-фиолетовые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны? дети : светло-фиолетового Воспитатель: На карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- фиолетовым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание. (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? Читаю детям – тундра) Ну что отправимся туда? Воспитатель: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии. А какой же лепесток мы оторвем сейчас? Дети: (светло- фиолетовый) Воспитатель: Почему? Дети отвечают Воспитатель: Скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти. (фоновая музыка – ветер) Воспитатель: Вот мы и на месте (выключается свет, звучит музыка, создаётся «звёздное небо»). Рассказ воспитателя сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой: тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить не проваливаясь на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть. В:Ребята, на снежных заносах можно увидеть животных (слайды - животные тундры) .Мы с вами уже знакомились с животными тундры, что же мы можем о них рассказать? (дети рассказывают о животных, дополняют друг друга) А вот и наш необычный зверь. (фотография лемминга) Это, ребята, лемминг (рассказ воспитателя о нем) Воспитатель: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом) Нам мороз не страшен, Лишь ленивым он опасен. Щечки дружно растираем И про нос не забываем! Чтобы уши не болели Разомнем мы их скорее И ладошки прижимаем Сильно- сильно растираем. Солнышко, выходи, Нам согреться помоги! Воспитатель: А как вы думаете в тундре всегда так холодно? А здесь бывает весна, лето, осень.? Дети отвечают Воспитатель: Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето! Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя! (просмотр слайдов «Лето в тундре).Весной быстро, как будто по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Лето короткое и прохладное, вечерами бывают заморозки. В июле тундра расцветает- полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками- клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10- 30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Особенно красива тундра осенью! Она напоминает цветущий разноцветный ковер. Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей? А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Подходите к нашей лаборатории, будем разбираться вместе! Проведение эксперимента. Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой. В: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры. Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло (Вода ушла в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем землю. Что там? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что? За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото. Поэтому и говорят, что в тундре 2 периода: снежный и мокрый! | Рассматривание Беседа Вопросы Беседа Физминутка Ответы на вопросы Беседа Аудирование Экспериментирование | Слух Слово Ответы на вопросы Слух. Движения Слух Слово Слух | воспитывается умение внимательно слушать воспитателя и сверстников; обогащается словарный запас: мороз, мерзлота Развивается музыкальное восприятие, воображение детей. Сформирование эмоционального интереса упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом Развивается музыкальное восприятие, воображение детей. Развивать наблюдательность, формируется умение рассматривать объект наблюдения; уточняется |