1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на совместную образовательную деятельность | чтение художественного слова, беседа | Воспитатель собирает детей перед собой на ковре. В математике они Очень-очень всем нужны Число и цифра нам друзья И без них никак нельзя Цифры пишем мы в тетради А число мы говорим Очень быстро, интересно Число мы в цифру превратим. Ребята, я услышала очень интересные новости! Мы с вами знаем 9 цифр. Но, оказывается, существует не 9, а 10 цифр! Представляете? Вы бы хотели узнать эту загадочную цифру, с которой мы ещё не знакомы? Да Тогда нам пора отправляться в страну Математики, чтобы найти ее. Встаньте ровно, закройте глаза, и все вместе скажем: «Обернись, повернись, в стане Математика окажись!» Дети повторяют слова за воспитателем. | Дети походят к воспитателю, проявляют желание участвовать в дальнейшей деятельности с воспитателем. | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность |
2. Совместное планирование 2.1 Ознакомление с числом 0. Задачи: Воспитывать желание слушать воспитателя во время беседы. Показать значение числа 0 (ничего) Учить детей видеть и называть нулевое количество предметов в коробке 2.2 Упражнение «Закрась» Задачи: Развивать умение находить отличия на картинках. Развивать умение работать рядом, не мешая друг другу В процессе раскрашивания картинки, развивать умение правильно держать карандаш 2.3 Игра «Будь внимателен» Задачи Развивать умение действовать по сигналу Развивать умение играть по правилам Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу Упражнять в назывании предыдущего и последующего числа к заданному. Закрепить знание детей о числе 0. | Беседа, демонстрация, поощрение. Беседа, педагогическое требование, Объяснение, показ, игра | О-о-о, ребята, вот мы и оказались в стране Математика. Смотрите, что-то лежит на столе, давайте подойдем и посмотрим. Дети подходят к большому столу. Ребята, что лежит на столе? Коробочки. Да, кажется, в них что-то есть. Давайте откроем и посмотрим, что лежит внутри. Воспитатель открывает первую коробочку и высыпает на стол ее содержимое. Ребята, что лежало в первой коробочке? Кирпичики. Давайте их вместе посчитаем: 1,2,3,4,5. Всего 5 кирпичиков. Давайте следующую коробочку откроем. Что лежит в коробочке? Машинки. Сколько машинок лежало в коробочке? 1,2,3. Всего 3 машинки. Давайте еще одну коробочку откроем? Что же там такое спряталось? Конфетки. Сколько конфеток спряталось в коробочке? 1,2,3,4,5,6,7,8. Всего 8 конфет было в коробке. А что лежит в этой коробке? Воспитатель открывает последнюю пустую коробку. Дети говорят «Ничего» Как ничего нет? Есть. Здесь лежат яблочки. Ну-ка, посмотрите, сколько яблок лежит в коробке? В коробке нет яблочек. В коробке есть яблочки, но их число равно 0. Число 0 означает ничего. То есть в этой коробке лежит ноль яблок. А давайте посмотрим, что еще лежит в коробке, но его число равно нулю? 0 деревьев, 0 конфет, 0 платьев, 0 котлет. Да, все верно, молодцы! Вот мы и нашли число ноль в коробочках. А у меня для вас есть еще одно интересное занятие. Садитесь на свои места, пожалуйста. Дети садятся на свои места на стульчики за столы. Перед каждым ребенком лежит раскраска с изображением жирафа или божьей коровки и цветные карандаши. Ребята, посмотрите, перед вами лежат раскраски. Что на них изображено? Жирафы и божьи коровки. Да, все верно! Ребята, посмотрите, а все ли они одинаковые или чем-то отличаются? Есть жирафы (божьи коровки) без пятнышек. Да, молодцы! Сейчас возьмите цветные карандаши и раскрасьте ту божью коровку или жирафа, у которого ноль пятнышек. Раскрашивайте каждый свою картинку, помогайте другу, если нужно. Дети берут цветные карандаши и раскрашивают жирафа/божью коровку без пятнышек. Помните, как мы держим карандаш? Тремя пальчиками. Молодцы! Ребята, а давайте теперь дорисуем божьей коровке и жирафу пятнышки? Да. Дети дорисовывают черным карандашом пятнышки божьей коровке и коричневым пятнышки жирафу. Вася, кого ты раскрашивал? Жирафа. Сколько пятнышек ты дорисовал жирафу? Пять. Алиса, кого ты раскрашивала? Божью коровку. Сколько пятнышек ты дорисовала божьей коровке? Шесть. Молодцы, ребята! Ребята, а хотите немного поиграть? Да. Тогда вставайте из-за столов, задвигайте стульчики и вставайте на ковер. Дети встают из-за столов, задвигают стульчики и идут на ковер. Ребята, игра называется «Будь внимателен» Я буду бросать вам мяч, и называть любое число. Вы ловите мяч и называете соседей этого числа, то есть предыдущее и последующее число. Например, какие соседи у числа 5? 4 и 6. Правильно! А у числа 3? 2 и 4. Молодцы. После того как назвали, возвращаете мяч мне и я кидаю следующему. А когда я кину мяч и скажу «ноль» вы не должны ловить. Потому что ноль означает отсутствие предметов. Мячом в соседа не кидаемся. Когда мяч отбиваете, не надо бросать им в соседа. Какие правила игры вам не понятны? Все понятно. Молодцы! Давайте поиграем. Дети играют с воспитателем в игру, стараясь соблюдать правила. Молодцы, ребята! Хорошо поиграли! | Дети слушают воспитателя, выполняют его указания, проявляют желание участвовать в образовательной деятельности с педагогом. Открывают коробочки, считают количество предметов, находящихся внутри, делают определенные выводы в процессе изучения нового числа. Дети проявляют заинтересованность дальнейшей деятельностью. Дети находят нужного животного и насекомого, раскрашивают и на свое усмотрение дорисовывают ему пятнышки Дети играют в игру. Ловят мяч слыша число и называют соседей числа; откидывают, слыша 0. Направляют свои действия в игре, соблюдая правила | Дети слушают воспитателя во время беседы. Дети знают значение числа 0 (ничего); Дети видели и называли нулевое количество предметов в коробке. Дети находят отличие на картинках Дети работают рядом, не мешая друг другу; Дети правильно держат карандаш, в процессе раскрашивания картинок; Дети действуют по сигналу; Дети играют по правилам; Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу; Дети называют предыдущее и последующее числа к заданному; Дети знают число 0 и понимают его значение. |
Физминутка Задачи: Способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания | чтение художественного слова; поощрение, показ | А теперь, давайте немного поиграем. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Хорошо? Да Вверх рука и вниз рука. Одна прямая рука вверх, другая вниз Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Рывком менять руки. Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! Вращение головой вправо и влево. Молодцы! Немножко поиграли. | Дети повторяют движения за педагогом | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности. |
2.4 Цифра 0 Задачи: Познакомить детей с цифрой 0; Познакомить детей с местом нахождения цифры 0 в числовом ряду. | Чтение художественного слова, беседа, поручение, демонстрация | Дети садятся на свои места. Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит число ноль? Да. Тогда послушайте стихотворение. Ноль похож на колобок, Он пузат и круглобок. На него похожа кошка, Если сложится в клубок. (К. Зеленая.) Ребята, интересное стихотворение? Да. А у меня как раз есть эта цифра ноль. Воспитатель достает цифру ноль большую и показывает детям. Ребята, на что похожа цифра ноль? На бублик, на круг для плавания, на пончик и т.д.. Да, молодцы ребята! А теперь садитесь на свои места. Дети садятся на свои места. Воспитатель помещает изображение цифры 0 на мольберт Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат конверты. Открывайте их и посмотрите, что внутри. Дети открывают конверты и достают содержимое. Ребята, что лежало в конвертах? Цифры. Да. А посмотрите, есть ли среди всех наша новая цифра ноль? Да. Найдите и положите ее перед собой. Дети находят нужную цифру и располагают ее на столе перед собой. На какую фигуру похожа цифра ноль? На овал. Да, правильно! Давайте пальчиком обведем нашу цифру ноль. Сначала посмотрите, как я провожу, а потом все вместе повторим. Воспитатель поворачивается полубоком к детям и мольберту. Ставим палец на середине верхней части нуля и, плавно закругляя, ведем в правую сторону вниз, закругляем. Теперь с средины нижней части цифры закругляем вверх в левую сторону и ведем вверх, закругляем в право и остановились. Теперь давайте обведем наши цифры пальчиком вместе. Воспитатель и дети проводят по цифре пальчиком, проговаривая слова выше. Далее дети сами проводят и сами говорят. Молодцы, ребята! Ребята, мне кажется, цифре 0 не хватает яркости и цвета. Может, мы сможем это как-нибудь исправить? Да. Как мы можем это сделать? Раскрасить. Да, отличная идея. Давайте раскрасим наши ноли в разные цвета цветными карандашами. Дети раскрашивают цифры. Молодцы, ребята! Ребята, каждый раз узнавая новую цифру, мы находили ей место в нашем числовом ряду. Давайте на него посмотрим. Воспитатель размешает на мольберте числовой ряд от 1 до 9. Вот наш числовой ряд. Давайте посмотрим, какие числа стоят в начале числового ряда? Меньшие/маленькие. Какие в конце? Большие. Значит наш числовой ряд растет или уменьшается с лева на право? Растет от меньшего числа к большему. Да, все верно, молодцы! А куда же мы тогда поставим цифру 0? Какое значение у числа 0? Ничего ( отсутствие чего-либо). Значит оно большее или меньшее? Меньшее. Куда мы поселим цифру 0 на числовом ряду, если оно меньшее и имеет значение «ничего»? Перед цифрой 1, в самое начало ряда. Почему, Вася, ты думаешь, что цифра ноль будет стоять в самом начале? Потому что она означает ничего. Да, всё верно, молодец. Цифра ноль будет стоять перед цифрой 1, потому что число ноль меньше, чем любое другое число, и даже меньше, чем 1. Молодцы! | Дети слушают воспитателя, отвечают на его вопросы. Используя воображение, ищут сходства во внешнем виде цифры 0 с предметами окружающего мира | Дети познакомились с цифрой 0; Дети познакомились с местом нахождения цифры 0 в числовом ряду. |