kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Агрегатное состояние веществ", Файзуллина Ю.Ю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные превращения" для детей подготовительной к школе группы. Представлены интересные опыты и эсперименты, которые формируют представления о свойствах твердых и жидких веществ, развивают умения наблюдать, сравнивать различные вещества, воспитывают бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Агрегатное состояние веществ", Файзуллина Ю.Ю.»

ПИД «Волшебные превращения»

Цель: Объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры

Задачи:

Образовательные:

  • формирование действий превращения;

  • формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;

  • активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов.

Развивающие:

  • развитие умения   наблюдать, сравнивать различные вещества;

  • развитие экологического сознания;

  • развитие двигательных действий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

5. Развивать внимание, связную речь, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование для педагога: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета)  и жидких веществ (кружки синего цвета), пластилин; подставка для поделок

Вводная часть

Действие педагога

Действие воспитанников

Планируемый результат

-Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш друг Ушастик. Он пришел к нам с проблемой. Вчера он рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Ушастик просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую?

-Ребята, а что такое превращение?

«Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

-Приведите примеры превращений.

-Ребята, а всегда ли возможно превращение?

-Сегодня мы станем исследователями и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения.  А для начала- первое задание. Вам нужно назвать противоположное по смыслу слово

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Толстый-тонкий

Правда-ложь

Горячий-холодный

Полный-пустой

Ясный-пасмурный

Жесткий-твердый

Половина-целое

Полезный-вредный

Гладкий-шершавый

Чистый-грязный

Быстрый-медленный

Глубокий-мелкий

Тяжелый-легкий

Веселый-грустный

Светлый-темный

Горький-сладкий

Высокий-низкий

Острый-тупой

Мокрый-сухой


(дети садятся за столы)

Коммуникативная деятельность

Настрой на работу, постановка цели занятия

Основная часть

-Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (ответы детей). А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (ответы детей). Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (ответы детей). Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.

-Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел? Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела.

-Был один кусочек мела, а стало? (ответы детей). Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.(дети пытаются соединить кусочки мела)

- Не получается? А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел – что у них общего? (ответы детей). Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек? (Ответы детей). Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

(воспитатель показывает большой кусок льда )

-Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем и будет много кусочков. (разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда)

-Попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

-Сейчас мы проведем еще один опыт. (воспитатель дает каждому ребенку стакан с водой и пустой стакан)

-«Сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды.(дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой)

-У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.  (дети переливают воду обратно в один стакан)

-Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему? Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Раз – присели, два – привстали,

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора.

Шагают на место

(дети садятся за столы, воспитатель раздает по кусочку пластилина)

-Пластилин какой? (ответы детей). Давайте помнем его пальцами вот так.(показывает, как надо разминать пластилин).

 -А теперь пластилин твердый? (ответы детей).

-А какой он? (ответы детей).

-Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (ответы детей).

-Пластилин твердый или жидкий? (ответы детей). Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

-Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается? (ответы детей). Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? (ответы детей). Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали). Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

-А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

-Ребята, так что мы ответим Ушастику? Сможем мы сделать его кисточку целой? (ответы детей). Но не беда, Ушастик, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку.  (Дарит). А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким? ».

-Сейчас мы поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Приготовились? Начали!

Жидкие вещества: суп, компот, сок, кисель, бензин, духи в бутылочке, одеколон, молоко, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Коммуникативная, практическая деятельность































Игровая деятельность
















Коммуникативная, практическая деятельность
































формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ



активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов













































Смена вида деятельности, снятие утомления





































































Заключительная часть

Деятельность педагога

Подведение итогов занятия


-Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось? На этом наша работа сегодня заканчивается. Вы были все молодцы.

Деятельность детей

Коммуникативная

Планируемый результат





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Файзуллина Юлия Юмадилевна

Дата: 22.01.2025

Номер свидетельства: 664053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства