-Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (ответы детей). А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (ответы детей). Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (ответы детей). Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. -Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел? Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. -Был один кусочек мела, а стало? (ответы детей). Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.(дети пытаются соединить кусочки мела) - Не получается? А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел – что у них общего? (ответы детей). Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек? (Ответы детей). Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется. (воспитатель показывает большой кусок льда ) -Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем и будет много кусочков. (разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда) -Попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое. -Сейчас мы проведем еще один опыт. (воспитатель дает каждому ребенку стакан с водой и пустой стакан) -«Сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды.(дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой) -У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну. (дети переливают воду обратно в один стакан) -Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему? Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю. Физкультминутка Ветер тихо клен качает, | Качают руками вверху | Вправо-влево наклоняет: | Наклоны вправо-влево | Раз – наклон, два – наклон, | Наклоны туловища вперед | Зашумел листвою клен. | Качают руками вверху | Мы ногами топ-топ, | Топают | Мы руками хлоп-хлоп, | Хлопают | Мы глазами миг-миг, | Мигают глазами | Мы плечами чик-чик. | Поднимают плечи | Раз – туда, два – сюда, | Повороты вправо-влево | Повернись вокруг себя. | Поворот круговой | Раз – присели, два – привстали, | Приседают, встают | Руки кверху все подняли. | Руки вверх поднимают | Раз, два, раз, два – заниматься нам пора. | Шагают на место | (дети садятся за столы, воспитатель раздает по кусочку пластилина) -Пластилин какой? (ответы детей). Давайте помнем его пальцами вот так.(показывает, как надо разминать пластилин). -А теперь пластилин твердый? (ответы детей). -А какой он? (ответы детей). -Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (ответы детей). -Пластилин твердый или жидкий? (ответы детей). Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет? -Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается? (ответы детей). Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? (ответы детей). Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали). Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое. -А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым. -Ребята, так что мы ответим Ушастику? Сможем мы сделать его кисточку целой? (ответы детей). Но не беда, Ушастик, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит). А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру. Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким? ». -Сейчас мы поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество. Приготовились? Начали! Жидкие вещества: суп, компот, сок, кисель, бензин, духи в бутылочке, одеколон, молоко, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана. Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро. | Коммуникативная, практическая деятельность Игровая деятельность Коммуникативная, практическая деятельность | формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов Смена вида деятельности, снятие утомления |