Просмотр содержимого документа
«Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город. История возникновения."»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город. История возникновения."
Цель:
Формирование патриотических чувств, гражданской идентичности.
Задачи:
формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому;
познакомить детей с историей возникновения, названия города;
воспитывать чувство гордости за свой город;
обогащать и активизировать словарь: железоделательный, руда, герб, чугунолитейный, бокситы .
Предварительная работа:
беседы о городе;
экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятникам, в школу, на стадион;
рассматривание фотографий с видами города;
участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.
Материалы:
фотографии с видами города;
флаг и герб города;
стихи о городе;
аудиозапись песен о городе;
листы ватмана, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит аудиозапись песни о городе.
Педагог.
Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ.
Дай, ладошку, моя крошка Я поглажу по ладошке.
На, ладошку, моя крошка Ты погладь меня по ладошке Дети гладят друг друга по ладошкам.
Педагог.
Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать приятно.
Не сто, не двести пятьдесят,
А триста миновало,
Как ты родился, город-сад,
Мой Каменск - сын Урала.
И хоть трудился на износ,
Остались плечи прямы!
Вот-вот дотянутся до звезд
Твои, воскреснув, храмы,
И зазвонят колокола,
И над тремя веками
Возвысит добрая молва
Тебя, мой город Каменск! (Е. Кузеванова)
Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?
Ответ детей: «Мы сегодня будем беседовать о нашем городе».
Педагог.
На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Это наша с вами малая Родина.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной микрорайон.
Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?
Высказывания детей:
Наш город красивый, в нём есть музеи, много детских садов и школ.
Он очень зеленый: в нем много парков и лесов.
В нашем городе много заводов, предприятий.
Наш город стоит на слиянии двух рек: Исети и Каменке.
Наш город – колокольная столица Урала.
Педагог.
Вот видите, в нашем городе очень много интересного, кажется, что по-другому и быть не может. А ведь так было не всегда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие – в прошлое. Хотите узнать, каким был Каменск-Уральский давным-давно?
Давайте построим машину времени и отправимся в путь. Начнём отсчёт времени: счёт до 10 и обратно.
(Аудиозапись.)
Посмотрите, где мы с вами находимся.
Давно это было. На месте сегодняшнего Каменска в то время произрастал густой лес, в котором было много ягод, грибов, зверей. Угадайте, какие звери жили в этом лесу?
1. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
2. На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
3. Колючий недотрога
Живёт в лесу густом.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
4. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
5. Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
6. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
А как вы думаете, какие ягоды росли в лесу? А грибы?
Ответы детей.
Привольно и раздольно жилось зверям в лесу. А в этом лесу протекали и сливались в одну, две реки, в которых водилось много рыбы. Одна из них так и называлась: Исеть, что значит – рыбная вода. А вторая река – Каменка. Вот возле этой реки и была найдена железная руда. Руда залегала у самой поверхности, легко добывалась ручным способом. После этого и появилось первое поселение на территории будущего города. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода — основы будущего города, 15 октября 1701 Каменским заводом был выплавлен первый чугун. Это был первый чугунолитейный завод на Урале. В XVIII—XIX вв. поселение около него называлось Каменский казенный чугунолитейный завод. В 1930-е годы Каменск становится крупным индустриальным центром Урала. Геологи исследовали залежи железной руды, каменного угля, торфа, известняков, строительного песка, а также обнаружили залежи алюминиевой руды — бокситов. 3 декабря 1932 года Совет труда и обороны принял решение о строительстве Уральского алюминиевого завода в районе деревни Красная Горка. 5 сентября 1939 года Уральский алюминиевый завод начал работать.
В ХIХ веке производства расширились и модернизировались. В конце столетия была проложена ветвь Транссибирской магистрали.
Населенный пункт превратился в промышленный центр Урала. В 1935 году получен статус города. 6 июня 1940 г. было приобретено современное название.
На мощностях фабрик, эвакуированных во время Второй мировой войны, сформировались новые предприятия. Они производили оборудование для авиации, товары народного потребления. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
У города появился герб. Над реками, вверху щита, находится золотая (желтая) пушка на красном фоне — обозначение Каменского казенного чугунолитейного завода, символ производства, давшего начало городу. Под реками, в нижней части щита — слитки алюминия с белым крылом над ними, условные обозначения трубы и проволоки (с торца) в лазоревом (синем, голубом) фоне — обозначающие Уральский алюминиевый завод, остававшийся в годы Великой Отечественной войны единственным предприятием в стране, выпускающим алюминий, а также Синарский трубный завод и завод по обработке цветных металлов.
(Рассматривание герба.)
Но нам пора возвращаться назад в современный Каменск-Уральский.
Готовы? Отсчёт времени.
(Аудиозапись.)
Педагог.
Вот мы и вернулись из прошлого, где узнали много нового об истории нашего города.
Каменск-Уральский - удивительный город, город металлургов, город мастеров, город художников, строителей и поэтов.
Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем городе?”
Вопросы:
1. Что вы знаете об истории нашего города?
2. Как называется улица, на которой вы живёте?
3. Назовите адрес нашего детского сада.
4. Что находится рядом с детским садом?
5. Какие улицы города вы знаете?
6. Какая школа находится рядом с детским садом?
7. Как должны взрослые и дети относиться к своему родному городу?
Педагог.
Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели”, ее можно начинать словами: “Когда я вырасту...”
Высказывания детей.
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю дома нарисовать свою мечту, а завтра принести рисунок в детский сад. И мы с вами построим город будущего.