kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Юные экологи" имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ




Принята

На заседании

педагогического совета

Протокол №4

От ____________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СШ № 4»

_____________ Е.А.Власова

Приказ от_____ № _______






Дополнительная

Общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юные экологи»


Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год










Автор-составитель:

Хибакина М.Н.

Учитель начальных классов








Урюпинск 2024



I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.

Обучение по программе способствует формированию у школьников внимательного отношения к окружающей среде и приобретению навыков поведения в мире природы.

Актуальность программы определяется необходимостью мотивации детей младшего школьного возраста к естественнонаучной деятельности и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и общества.


Отличительной особенностью программы является то, что образовательный процесс ориентирован на создание условий для успешного овладения учащимися навыками практических элементов исследовательской и проектной деятельности.

Программа способствует формированию базовых знаний, умений, навыков, компетенций и устойчивого познавательного интереса в области биологии .


Уровень программы – стартовый.


Адресат программы: дети 9-10 лет, младший школьный возраст.

Младший школьный возраст - важный период многопланового развития интеллектуальных способностей детей, подходящий для формирования логического мышления. Важно обратить внимание на развитие познавательных процессов во взаимосвязи с окружающей действительностью и вовлечь учащихся в практическую деятельность. Для учеников младших классов характерна высокая познавательная активность, любознательность и интерес к знакомству с природой. Поэтому на данном возрастном этапе целесообразно проводить занятия, направленные на получение начальных знаний в области биологии.


Объём и срок освоения программы: 34 часа, 1 год обучения.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 35 минут.

Форма обучения: очная.

Язык обучения: русский.

Форма проведения занятий: групповая.

Особенности организации образовательного процесса: к программе может присоединиться любой желающий, независимо от уровня подготовки и физических данных.

Количество обучающихся в группе – 25 человек.

Обучение по программе может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

- создание условий для успешного освоения обучающимися практических элементов научно-исследовательской деятельности по биологии.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформулировать знания в области техники безопасности при проведении практических занятий ;

- способствовать формированию совокупности научных знаний о живой природе и первых представлений о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях

- способствовать формированию представлений о природной флоре региона, в том числе о растениях Красной книги Волгоградской области;

Развивающие:

- способствовать развитию умения применять полученные знания в последующей учебной, научной и практической деятельности.

‒ способствовать развитию навыка работы в команде;

‒ развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

‒ развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися.

Воспитательные:

- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к предмету живой природы;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении заданий, силу воли, настойчивость и упорство;

- воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности и ориентировать на понимание их значимости.



1.3. Учебный план

Учебный план ( базовый уровень 1 год обучения)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Дата проведения

теория

практика



1

Вводное занятие.

1

1

Опрос, беседа, анкета



Загадочный мир микробиологии.

1

1

Беседа, наблюдение


2

В мире микробов.

1

1

Наблюдена, практические задания


3

Разнообразие растений.

1

1

Беседа, экскурсия


4

Дендрология – наука о деревьях и кустарниках.

1

1

Беседа, экскурсия


5

Микология- наука о грибах.

1

1

Беседа, практическое задание


6

Зоология – наука о животных.

2

1

Опрос, викторина


7

Орнитология – наука о птицах.

2

1

Беседа с элементами опроса, викторина


8

Энтомология – наука о насекомых.

1

1

Виикторина, практическое занятие


9

Ихтиология – наука о рыбах.

2

2

Конкурс рисунков, викторина


10

Фенология- наука о птицах.

1

1

Опрос, игра, практическое задание


11

Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой.

2

2

Опрос, игра, практическое задание


12

Безопасность вокруг нас.

1

1

Опрос, игра, наблюдение


13

Итоговое занятие.

1

1

Тест, опрос




18

16




Итого:

34 часа




1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 


Тема 1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): 

Знакомство с группой. Обсуждение плана и целей работы кружка. Рекомендации по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука». Виды наук и их назначение и сферы изучения.


Практика (1 ч.): 

Анкета «Мои увлечения». Игра-викторина «Из чего сделаны привычные нам вещи». Просмотр презентации «В мире науки».


Раздел 2. Загадочный мир микробиологии 

Теория (1 ч.): 

Первые обитатели Земли. Каково влияние микроорганизмов на человека и другие организмы. Опасные и полезные микроорганизмы.

Практика (1 ч.): Презентация «Виды микроорганизмов». Игра «Опасные и полезные микроорганизмы».

Раздел 3. Ботаника – наука о растениях.

Теория (2 ч.): Разнообразие растений на Земле. Растения Волгоградской области. Дикорастущие и культурные растения. Что такое гербарий? Правила сбора растений для гербария.

Практика (2 ч.): Практическое занятие « Раскрашивание цветов»(раскраски) Экскурсия на участок «Растения школьного двора».Игра «Цветок и лепесток».

Раздел 4.  Дендрология - наука о деревьях и кустарниках

Теория (1 ч.):  Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие деревьев. Различия между деревьями и кустарниками

Практика (1 ч.): Экскурсия в парк «Деревья и их разнообразие».

Раздел 5.  Микология - наука о грибах.

Теория (1 ч.):  Разнообразие и строение грибов. Различия между наиболее распространенными съедобными, несъедобными и ложными грибами.

Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Какие бывают грибы». Творческая мастерская «Грибная поляна».

Раздел 6.  Зоология - наука о животных.


Теория (2 ч.): Разнообразие животного мира, развитие и изменение животных в меняющихся условиях жизни. Легенды и факты о животных. Повадки диких животных, особенности их поведения, их польза для природы. Животные Волгоградской области.

Практика (2 ч.): Просмотр фильма «Животный мир». Викторина «Все о животных»

Раздел 7. Орнитология – наука о птицах.

Теория (2 ч.): Разнообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растительноядные, насекомоядные, хищники). Места обитания птиц. Лесные птицы .Водные птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Птицы Волгоградской области.

Практика (2 ч.): Игра « Определение мест обитания птиц по внешнему виду», «Определение птиц по голосу». Просмотр фильма «Многообразие птиц». Познавательная викторина «Перелетные птицы нашего края».

 

Раздел 8. Энтомология - наука о насекомых.

Теория (1 ч.): Многообразие насекомых и их значение в природе. Типы и внешний вид насекомых. Сезонные изменения в жизни насекомых. Насекомые Волгоградской области. Редкие и исчезающие виды насекомых.

Практика (1 ч.): ): Зарисовка строения насекомых . Викторина «В мире насекомых». Конкурс рисунков на тему «Незнакомые насекомые».

Раздел 9. Ихтиология – наука о рыбах.

Теория (2 ч.): ): Разнообразие видов рыб . Внешнее и внутреннее строение рыб. Среда обитания. Многообразие видов рыб в аквариумах. Простейшее аквариумное оборудование. Правила ухаживания за аквариумными рыбками. Пресноводные рыбы Волгоградской области.

Практика (2 ч.): презентация «Подводное царство». Изготовление бумажной модели аквариума. Конкурс рисунков «Подводный мир» Викторина «Жители рек и озер».

Раздел 10.  Фенология – наука о птицах.

Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграция, перекочевка, спячка, дремота, осенний листопад и отдых. Причины сезонных изменений, адаптация к сезонным изменениям. Перелетные, зимующие птицы Волгоградской области.

Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Сезонные изменения в природе и жизни человека». Рассматривается календарь фенологических изменений в природе. Игра «Распредели птиц на группы: зимующие и перелетные».


Раздел 11. Экология - наука о взаимодействии человека с окружающей средой.

Теория (2 ч.): Экологические проблемы Волгоградской области. Бытовые отходы. Использование отходов. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Флора и фауна Волгоградской области в Красной книге.

Экологические проблемы. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Растения и животные Урюпинского района, занесенные в Красную книгу.

Практика (6 ч.):  Просмотр презентации «Раннецветущие растения Урюпинского района». Конкурс рисунков «Защитим природу края». Поделки из бытовых отходов. Изготовление экологических плакатов и листовок . Игра «Собери пазл» ( экологические знаки).

Раздел 12. Безопасность вокруг нас.

Теория (2 ч.): Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие вас дома. Правила поведения на улице и в саду. Правила поведения в транспорте и общественных местах.

Практика (2ч.): Планирование безопасного маршрута «Мой путь: дом - школа - дом». Презентация : « Что вокруг нас может быть опасным?». Викторина: «Не бойся дороги», «Опасности дома».

 

Раздел 13. Итоговое занятия.

Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки природы».

Защита проектов.


1.5. Планируемые результаты

По завершении данной программы обучающиеся будут:

- уметь грамотно и успешно проводить исследования (эксперименты).

- использовать различные биологические источники информации.

- классифицировать биологические объекты и определять их принадлежность к той или иной группе:

- использовать терминологию в естественных науках.

- уметь обобщать и систематизировать полученные знания с целью уточнения выражения основных терминов;






Раздел №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график


Учебный период 1 год. 34 учебные недели.


п\п


Группа


Год обучения


Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных

дней

Режим занятий

Сроки промежуточной аттестации

1

1

1 год

сентябрь

май

34

34

1 час

1 раз в неделю

Декабрь, май


2.2. Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение:

- просторные, сухие и светлые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, легко проветриваемые естественным путем и имеющие достаточное дневное и искусственное освещение для проведения занятий.

2.2.2

Информационные средства: - аудио-, видео-, фото- и интернет-источники;

- наглядные пособия; методические пособия

- оборудование и материалы:

- оборудование для занятий: столы и стулья, ноутбук, проектор, магнитно-маркерная доска;

- наглядные пособия

- дидактические материалы в соответствии с разделами программы,

- распечатки - диагностические методики для определения знаний, полученных учащимися

2.2.3 Кадровое обеспечение программы:

Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования «Средняя школа № 4», соответствующим квалификационным требованиям по должности педагог дополнительного образования, образование- высшее.

2.3. Формы аттестации

Программа предусматривает следующие виды аттестации

Проводятся следующие виды аттестации:

- Входной контроль: на первом занятии проводится тест для определения уровня подготовки учащихся.

- Текущий контроль: проводится регулярно в форме наблюдений, бесед, опросов и анализа выполнения учащимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам.

- Промежуточная аттестация: организуется презентация проекта студента для определения уровня освоения программы



2.4. Оценочные материалы

Процесс реализации программы включает:

- тесты;

- практические задания/практические работы (текущий контроль);

- презентации проектов (промежуточная аттестация). В ходе реализации программы проводятся:

- тестирование (входной контроль);

- практическое задание/практическая работа (текущий контроль);

- защита проекта (промежуточная аттестация).


Уровни освоения программы и критерии оценивания


Показатели

Высокий

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями.

Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы .

Средний

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий.

Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное


Низкий

Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом.

Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы.


Результаты освоения программы:

Уровни освоения программы (в %):

Низкий__________________

Средний_______________

Высокий_________________


Тест «Природа и мы».

Что такое природа? ______________________________________________________________

Подчеркни названия природных объектов.

Клён, линейка, автомобиль, горы, песок птица, облака, тетрадь, дерево, дом, солнце, животное, почва, стул, растение.


3. Приведи примеры таких объектов, созданных человеком __________________________________________________________________

4. Подчеркни явления природы.

Сапог , солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган, радуга, гроза, таракан, заря, пурга.


5.Напиши, объекты живой природы: 3-4 __________________________________________________________________

6.Напиши, объекты неживой природы:3-4 _________________________________________________________________


Тест «Какие бывают животные?»

Распредели животных на группы:

Хищные , травоядные, всеядные :

Лось, лиса, волк, медведь, белка, кабан, мышь, корова.

Напиши известных тебе домашних животных

__________________________________________________________________

Напиши известных тебе диких зверей.

________________________________________________________________

Напиши названия животных. (по 3-4 представителя)

Рыбы______________________________________________________________


Птицы_____________________________________________________________


Насекомые ____________________ _________________ _________________

__________________________________________________________________

Тест «Природа».


Внимательно прочитайте вопрос, и выбери правильный ответ.

1.Растёт ли дерево зимой?

А) да; Б) нет; В) до определённого времени.

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

А) тетерева, куропатки, рябчики;

Б) воробьи, вороны, глуби;

В) снегири, синицы, клесты.

3. След, какого хищного зверя похож на человеческий?

А) тигра; Б) волка; В) медведя.

4. С какого дня по календарю начинается астрологическая зима?

А) 1 декабря;

Б) 22 декабря;

В) 15 ноября.

5. Какие птицы улетают на зиму на юге?

А) Ласточка, ворона, синица

Б) Воробей, сорока, аист

В) Журавль, лебедь, ласточка

II. Продолжите поговорку.

1.  Декабрь год кончает, ………………. .

2.  Цыплят по осени…………………………… .

3.  Зима кончается- ……… .

Тест «По описанию животное».

Ушки длинные, хвостик короткий и пушистый, задние лапки длиннее передних, с наступлением зимы меняет цвет шубки.

Большой пушистый хвост, цепкие лапки, большие, очень острые зубки, ушки с маленькими кисточками, мех летом рыжевато-золотистый, зимой – серебристо-серый.


Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки.

Очень похож на медведя, но значительно меньших размеров; белая полоса на мордочке; короткие лапки, любит чистоту.


Короткий хвост, кисточки на кончиках ушей, широкие бакенбарды по краям головы, шерсть рыжевато-серая с бурыми пятнами, опасная хищниц.



Похож на белку, но меньше по размеру с большими защёчными мешками, по спине идут пять продольных, чётко прорисованных чёрных полос


Тесть « Мир природы».

Итоговый тест (первый год).

I. Выбери правильный ответ.

1.  Каково значение снежного покрова для растений?

А) Снежный покров поддерживает питание растений в зимний период;

Б) Защищает растения от мороза;

В) Снежный покров мне имеет никакого значения для растений.

2. Какие из перечисленных грибов относятся к пластинчатым?

А) Подосиновик; Б) Сыроежка; В) Белый.

3. Когда происходит день весеннего равноденствия?

А) 1 марта; Б) 21 марта; В) 22 апреля.

4. Семена, каких из ниже перечисленных растений распространяются ветром?

А) Репейник (лопух); Б) Берёза; В) Лебеда

II. Закончи предложение.

1.  Движение льдин на реках и озёрах называется- _____________

2.  Ледяная корочка на поверхности снега называется - _____________

3.  Лёд пристывший к краю берега называется ___________________

III. Дайте определения следующим понятиям.

1.  Что изучает наука ФЕНОЛОГИЯ - __________________

2.  Кто такой ОРНИТОЛОГ - ________________________

3. Что изучает ЭКОЛОГИЯ? - __________________

Тест «В мире интересного »

1. По наличию какого животного в водоеме определяется его чистота?

а) кальмар; б) рак; в) лягушка.

2).Какая птица занесена в Международную Красную книгу?

а) сапсан; б) сорока ; в) тетерев.

3). Какая птица выводит птенцов зимой?

а) филин; б) клёст; в) стриж.

4). У кого уши находятся в ногах?

а) лягушка; б) кузнечик; в) таракан.

5). Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачный, не имеет запаха, имеет вес;

б) белый, не имеет запаха, имеет вес;

в) прозрачный, имеет запах, имеет вес.

6). Какой ягодный кустарник зимует с зелеными листьями?

а) черника; б) брусника; в) морошка.

7). Какой цветок без листьев цветёт?

а) мать-и-мачеха; б) ромашка; в) одуванчик.

8). Как называется оболочка земного шара, населенная живыми организмами?

а) биосфера; б) ноосфера; в) литосфера.

9). Какая наука изучает взаимоотношения человека с окружающей природной средой?

а) биология; б) геология; в) экология.


Практическое задание : « По словесному портрету ты скажи нам-кто же это»

« Посмотришь на эту небольшую птичку, размером с воробья и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть-чуть рыжеват…. А вечером или ночью приди в сад и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.» (Соловей).

«У неё на голове черная шапочка, спинка и крылья с хвостом темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет одета. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест различные зернышки, крошки хлеба, и любит лакомиться несоленым салом.» (Синица)

"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. ( Ёж. )

"Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". (Белка.)



"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" . Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". (Лиса )



Тест «Охрана здоровья человека».

Кого человека можно называть здоровым человеком?

__________________________________________________________________

Что такое закаливание?

__________________________________________________________________

Назовите приемы закаливания.

__________________________________________________________________


5. Что нужно делать человеку для предупреждения простудных заболеваний?

__________________________________________________________________


Напиши правильный режим дня.


__________________________________________________________________


Тест « Почва».

Что входит в состав почв?

__________________________________________________________________

Какие виды почвы вы знаете?

__________________________________________________________________

Что называется Плодородием почвы ?

_________________________________________________________________

Как улучшить плодородие почв ?

_________________________________________________________________

Какие живые организмы живут в почве?

__________________________________________________________________


Тест " Растения"

  1. Соотнесите названия цветов и растений.


2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:

Комнатные_________________________________________________

Садовые__________________________________________________

3.Перечислите основные условия жизни растений:

____________________________________________________________


4. Расскажите, какие комнатные цветущие растения вы знаете: ________________________________________________________________


5.Какую роль выполняют растения в жизни человека?

_______________________________________________________________

6. Что такое гербарий?

_________________________________________________________________


  


7.Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название



П рактическое занятие : «Экологические знаки»





2.5. Методические материалы

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

- групповые технологии;

- педагогика сотрудничества.

Методы обучения:

- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);

- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой);

- проектный метод (подготовка итогового проекта);

- метод контроля, самоконтроля и другие.

На занятиях могут быть использованы элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.

Принципы организации учебной деятельности:

- в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы;

- наглядность и доступность обучения;

- учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.

Формы учебного занятия:

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.

























Список литературы

  1. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / Волгоград:Учител, 2010.-331 с.

  2. Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников / Н.И. Асташина – М.: Учитель, 2013. – 94с.

  3. Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России: школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин, СПб.: БКК, 2019. – 76 с.

  4. Бернацкий А. С. Необычная жизнь обычных растений. Зеленые соседи / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2018. – 270 с.

  5. Васильева А. Б. Мой гербарий. Листья деревья / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 80 с.

  6. Волина В.В. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. – СПб.: «Виктория – Специальная литература», 1997.- 304 с.: илл.

  7. Гриценко Е. Н. Растения / Е. Н. Гриценко, Ростов н/Д: Владис, 2020. – 63 с.

  8. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир».- Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.-128 с.

  9. Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Н.Ш. – 2000 № 6

  10. Пескова И.П. Травянистые растения средней полосы России. Фотоопределитель / И.П. Пескова, М.: Фитон ХХI, 2023. – 448 с.

  11. Лукашанец Д.А. Красная книга России: животные, растения, птицы, насекомые / Д.А. Лукашанец, М.: Эксмо, 2022. – 320 с.

  12. Майоров В. Д. Растения: деревья, кустарники, травы / Т. А. Куликовская, Т. Я. Ларина, Майоров В. Д., М.: Стрекоза, 2016. – 63 с.

  13. Моргун Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова, М.: ЭкоПресс, 2016. – 140 c.

  14. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:АРКТИ, 2008.-48 с.

  15. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей.-Смоленск: Русич, 1999.- 256 с.






















23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Хибакина Марина Николаевна

Дата: 05.03.2025

Номер свидетельства: 666162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства