Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные экологи" имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята
На заседании
педагогического совета
Протокол №4
От ____________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СШ № 4»
_____________ Е.А.Власова
Приказ от_____ № _______
Дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юные экологи»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хибакина М.Н.
Учитель начальных классов
Урюпинск 2024
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.
Обучение по программе способствует формированию у школьников внимательного отношения к окружающей среде и приобретению навыков поведения в мире природы.
Актуальность программы определяется необходимостью мотивации детей младшего школьного возраста к естественнонаучной деятельности и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и общества.
Отличительной особенностью программы является то, что образовательный процесс ориентирован на создание условий для успешного овладения учащимися навыками практических элементов исследовательской и проектной деятельности.
Программа способствует формированию базовых знаний, умений, навыков, компетенций и устойчивого познавательного интереса в области биологии .
Уровень программы – стартовый.
Адресат программы: дети 9-10 лет, младший школьный возраст.
Младший школьный возраст - важный период многопланового развития интеллектуальных способностей детей, подходящий для формирования логического мышления. Важно обратить внимание на развитие познавательных процессов во взаимосвязи с окружающей действительностью и вовлечь учащихся в практическую деятельность. Для учеников младших классов характерна высокая познавательная активность, любознательность и интерес к знакомству с природой. Поэтому на данном возрастном этапе целесообразно проводить занятия, направленные на получение начальных знаний в области биологии.
Объём и срок освоения программы: 34 часа, 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 35 минут.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Форма проведения занятий: групповая.
Особенности организации образовательного процесса: к программе может присоединиться любой желающий, независимо от уровня подготовки и физических данных.
Количество обучающихся в группе – 25 человек.
Обучение по программе может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
- создание условий для успешного освоения обучающимися практических элементов научно-исследовательской деятельности по биологии.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформулировать знания в области техники безопасности при проведении практических занятий ;
- способствовать формированию совокупности научных знаний о живой природе и первых представлений о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях
- способствовать формированию представлений о природной флоре региона, в том числе о растениях Красной книги Волгоградской области;
Развивающие:
- способствовать развитию умения применять полученные знания в последующей учебной, научной и практической деятельности.
‒ способствовать развитию навыка работы в команде;
‒ развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
‒ развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися.
Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к предмету живой природы;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении заданий, силу воли, настойчивость и упорство;
- воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности и ориентировать на понимание их значимости.
1.3. Учебный план
Учебный план ( базовый уровень 1 год обучения)
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации, контроля
Дата проведения
теория
практика
1
Вводное занятие.
1
1
Опрос, беседа, анкета
Загадочный мир микробиологии.
1
1
Беседа, наблюдение
2
В мире микробов.
1
1
Наблюдена, практические задания
3
Разнообразие растений.
1
1
Беседа, экскурсия
4
Дендрология – наука о деревьях и кустарниках.
1
1
Беседа, экскурсия
5
Микология- наука о грибах.
1
1
Беседа, практическое задание
6
Зоология – наука о животных.
2
1
Опрос, викторина
7
Орнитология – наука о птицах.
2
1
Беседа с элементами опроса, викторина
8
Энтомология – наука о насекомых.
1
1
Виикторина, практическое занятие
9
Ихтиология – наука о рыбах.
2
2
Конкурс рисунков, викторина
10
Фенология- наука о птицах.
1
1
Опрос, игра, практическое задание
11
Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой.
2
2
Опрос, игра, практическое задание
12
Безопасность вокруг нас.
1
1
Опрос, игра, наблюдение
13
Итоговое занятие.
1
1
Тест, опрос
18
16
Итого:
34 часа
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие.
Теория (1 ч.):
Знакомство с группой. Обсуждение плана и целей работы кружка. Рекомендации по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука». Виды наук и их назначение и сферы изучения.
Практика (1 ч.):
Анкета «Мои увлечения». Игра-викторина «Из чего сделаны привычные нам вещи». Просмотр презентации «В мире науки».
Раздел 2. Загадочный мир микробиологии
Теория (1 ч.):
Первые обитатели Земли. Каково влияние микроорганизмов на человека и другие организмы. Опасные и полезные микроорганизмы.
Практика (1 ч.): Презентация «Виды микроорганизмов». Игра «Опасные и полезные микроорганизмы».
Раздел 3. Ботаника – наука о растениях.
Теория (2 ч.): Разнообразие растений на Земле. Растения Волгоградской области. Дикорастущие и культурные растения. Что такое гербарий? Правила сбора растений для гербария.
Практика (2 ч.): Практическое занятие « Раскрашивание цветов»(раскраски) Экскурсия на участок «Растения школьного двора».Игра «Цветок и лепесток».
Раздел 4. Дендрология - наука о деревьях и кустарниках
Теория (1 ч.): Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие деревьев. Различия между деревьями и кустарниками
Практика (1 ч.): Экскурсия в парк «Деревья и их разнообразие».
Раздел 5. Микология - наука о грибах.
Теория (1 ч.): Разнообразие и строение грибов. Различия между наиболее распространенными съедобными, несъедобными и ложными грибами.
Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Какие бывают грибы». Творческая мастерская «Грибная поляна».
Раздел 6. Зоология - наука о животных.
Теория (2 ч.): Разнообразие животного мира, развитие и изменение животных в меняющихся условиях жизни. Легенды и факты о животных. Повадки диких животных, особенности их поведения, их польза для природы. Животные Волгоградской области.
Практика (2 ч.): Просмотр фильма «Животный мир». Викторина «Все о животных»
Раздел 7. Орнитология – наука о птицах.
Теория (2 ч.): Разнообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растительноядные, насекомоядные, хищники). Места обитания птиц. Лесные птицы .Водные птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Птицы Волгоградской области.
Практика (2 ч.): Игра « Определение мест обитания птиц по внешнему виду», «Определение птиц по голосу». Просмотр фильма «Многообразие птиц». Познавательная викторина «Перелетные птицы нашего края».
Раздел 8. Энтомология - наука о насекомых.
Теория (1 ч.): Многообразие насекомых и их значение в природе. Типы и внешний вид насекомых. Сезонные изменения в жизни насекомых. Насекомые Волгоградской области. Редкие и исчезающие виды насекомых.
Практика (1 ч.): ): Зарисовка строения насекомых . Викторина «В мире насекомых». Конкурс рисунков на тему «Незнакомые насекомые».
Раздел 9. Ихтиология – наука о рыбах.
Теория (2 ч.): ): Разнообразие видов рыб . Внешнее и внутреннее строение рыб. Среда обитания. Многообразие видов рыб в аквариумах. Простейшее аквариумное оборудование. Правила ухаживания за аквариумными рыбками. Пресноводные рыбы Волгоградской области.
Практика (2 ч.): презентация «Подводное царство». Изготовление бумажной модели аквариума. Конкурс рисунков «Подводный мир» Викторина «Жители рек и озер».
Раздел 10. Фенология – наука о птицах.
Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграция, перекочевка, спячка, дремота, осенний листопад и отдых. Причины сезонных изменений, адаптация к сезонным изменениям. Перелетные, зимующие птицы Волгоградской области.
Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Сезонные изменения в природе и жизни человека». Рассматривается календарь фенологических изменений в природе. Игра «Распредели птиц на группы: зимующие и перелетные».
Раздел 11. Экология - наука о взаимодействии человека с окружающей средой.
Теория (2 ч.): Экологические проблемы Волгоградской области. Бытовые отходы. Использование отходов. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Флора и фауна Волгоградской области в Красной книге.
Экологические проблемы. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Растения и животные Урюпинского района, занесенные в Красную книгу.
Практика (6 ч.): Просмотр презентации «Раннецветущие растения Урюпинского района». Конкурс рисунков «Защитим природу края». Поделки из бытовых отходов. Изготовление экологических плакатов и листовок . Игра «Собери пазл» ( экологические знаки).
Раздел 12. Безопасность вокруг нас.
Теория (2 ч.): Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие вас дома. Правила поведения на улице и в саду. Правила поведения в транспорте и общественных местах.
Практика (2ч.): Планирование безопасного маршрута «Мой путь: дом - школа - дом». Презентация : « Что вокруг нас может быть опасным?». Викторина: «Не бойся дороги», «Опасности дома».
Раздел 13. Итоговое занятия.
Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки природы».
Защита проектов.
1.5. Планируемые результаты
По завершении данной программы обучающиеся будут:
- уметь грамотно и успешно проводить исследования (эксперименты).
- использовать различные биологические источники информации.
- классифицировать биологические объекты и определять их принадлежность к той или иной группе:
- использовать терминологию в естественных науках.
- уметь обобщать и систематизировать полученные знания с целью уточнения выражения основных терминов;
Раздел №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Учебный период 1 год. 34 учебные недели.
№
п\п
Группа
Год обучения
Дата начала занятий
Дата окончания занятий
Количество учебных недель
Количество учебных
дней
Режим занятий
Сроки промежуточной аттестации
1
1
1 год
сентябрь
май
34
34
1 час
1 раз в неделю
Декабрь, май
2.2. Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение:
- просторные, сухие и светлые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, легко проветриваемые естественным путем и имеющие достаточное дневное и искусственное освещение для проведения занятий.
2.2.2
Информационные средства: - аудио-, видео-, фото- и интернет-источники;
- наглядные пособия; методические пособия
- оборудование и материалы:
- оборудование для занятий: столы и стулья, ноутбук, проектор, магнитно-маркерная доска;
- наглядные пособия
- дидактические материалы в соответствии с разделами программы,
- распечатки - диагностические методики для определения знаний, полученных учащимися
2.2.3 Кадровое обеспечение программы:
Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования «Средняя школа № 4», соответствующим квалификационным требованиям по должности педагог дополнительного образования, образование- высшее.
2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает следующие виды аттестации
Проводятся следующие виды аттестации:
- Входной контроль: на первом занятии проводится тест для определения уровня подготовки учащихся.
- Текущий контроль: проводится регулярно в форме наблюдений, бесед, опросов и анализа выполнения учащимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам.
- Промежуточная аттестация: организуется презентация проекта студента для определения уровня освоения программы
2.4. Оценочные материалы
Процесс реализации программы включает:
- тесты;
- практические задания/практические работы (текущий контроль);
- презентации проектов (промежуточная аттестация). В ходе реализации программы проводятся:
- тестирование (входной контроль);
- практическое задание/практическая работа (текущий контроль);
- защита проекта (промежуточная аттестация).
Уровни освоения программы и критерии оценивания
Показатели
Высокий
Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями.
Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы .
Средний
Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий.
Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное
Низкий
Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом.
Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы.
Результаты освоения программы:
Уровни освоения программы (в %):
Низкий__________________
Средний_______________
Высокий_________________
Тест «Природа и мы».
Что такое природа? ______________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос, и выбери правильный ответ.
1.Растёт ли дерево зимой?
А) да; Б) нет; В) до определённого времени.
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?
А) тетерева, куропатки, рябчики;
Б) воробьи, вороны, глуби;
В) снегири, синицы, клесты.
3. След, какого хищного зверя похож на человеческий?
А) тигра; Б) волка; В) медведя.
4. С какого дня по календарю начинается астрологическая зима?
А) 1 декабря;
Б) 22 декабря;
В) 15 ноября.
5. Какие птицы улетают на зиму на юге?
А) Ласточка, ворона, синица
Б) Воробей, сорока, аист
В) Журавль, лебедь, ласточка
II. Продолжите поговорку.
1. Декабрь год кончает, ………………. .
2. Цыплят по осени…………………………… .
3. Зима кончается- ……… .
Тест «По описанию животное».
Ушки длинные, хвостик короткий и пушистый, задние лапки длиннее передних, с наступлением зимы меняет цвет шубки.
Большой пушистый хвост, цепкие лапки, большие, очень острые зубки, ушки с маленькими кисточками, мех летом рыжевато-золотистый, зимой – серебристо-серый.
Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки.
Очень похож на медведя, но значительно меньших размеров; белая полоса на мордочке; короткие лапки, любит чистоту.
Короткий хвост, кисточки на кончиках ушей, широкие бакенбарды по краям головы, шерсть рыжевато-серая с бурыми пятнами, опасная хищниц.
Похож на белку, но меньше по размеру с большими защёчными мешками, по спине идут пять продольных, чётко прорисованных чёрных полос
Тесть « Мир природы».
Итоговый тест (первый год).
I. Выбери правильный ответ.
1. Каково значение снежного покрова для растений?
А) Снежный покров поддерживает питание растений в зимний период;
Б) Защищает растения от мороза;
В) Снежный покров мне имеет никакого значения для растений.
2. Какие из перечисленных грибов относятся к пластинчатым?
А) Подосиновик; Б) Сыроежка; В) Белый.
3. Когда происходит день весеннего равноденствия?
А) 1 марта; Б) 21 марта; В) 22 апреля.
4. Семена, каких из ниже перечисленных растений распространяются ветром?
А) Репейник (лопух); Б) Берёза; В) Лебеда
II. Закончи предложение.
1. Движение льдин на реках и озёрах называется- _____________
2. Ледяная корочка на поверхности снега называется - _____________
3. Лёд пристывший к краю берега называется ___________________
III. Дайте определения следующим понятиям.
1. Что изучает наука ФЕНОЛОГИЯ - __________________
2. Кто такой ОРНИТОЛОГ - ________________________
3. Что изучает ЭКОЛОГИЯ? - __________________
Тест «В мире интересного »
1. По наличию какого животного в водоеме определяется его чистота?
а) кальмар; б) рак; в) лягушка.
2).Какая птица занесена в Международную Красную книгу?
а) сапсан; б) сорока ; в) тетерев.
3). Какая птица выводит птенцов зимой?
а) филин; б) клёст; в) стриж.
4). У кого уши находятся в ногах?
а) лягушка; б) кузнечик; в) таракан.
5). Какими свойствами обладает воздух?
а) прозрачный, не имеет запаха, имеет вес;
б) белый, не имеет запаха, имеет вес;
в) прозрачный, имеет запах, имеет вес.
6). Какой ягодный кустарник зимует с зелеными листьями?
а) черника; б) брусника; в) морошка.
7). Какой цветок без листьев цветёт?
а) мать-и-мачеха; б) ромашка; в) одуванчик.
8). Как называется оболочка земного шара, населенная живыми организмами?
а) биосфера; б) ноосфера; в) литосфера.
9). Какая наука изучает взаимоотношения человека с окружающей природной средой?
а) биология; б) геология; в) экология.
Практическое задание : « По словесному портрету ты скажи нам-кто же это»
« Посмотришь на эту небольшую птичку, размером с воробья и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть-чуть рыжеват…. А вечером или ночью приди в сад и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.» (Соловей).
«У неё на голове черная шапочка, спинка и крылья с хвостом темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет одета. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест различные зернышки, крошки хлеба, и любит лакомиться несоленым салом.» (Синица)
"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. ( Ёж. )
"Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". (Белка.)
"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" . Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". (Лиса )
7.Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название
П рактическое занятие : «Экологические знаки»
2.5. Методические материалы
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии исследовательской деятельности;
- групповые технологии;
- педагогика сотрудничества.
Методы обучения:
- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);
- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой);
- проектный метод (подготовка итогового проекта);
- метод контроля, самоконтроля и другие.
На занятиях могут быть использованы элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.
Принципы организации учебной деятельности:
- в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы;
- наглядность и доступность обучения;
- учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.
Формы учебного занятия:
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.
Список литературы
Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / Волгоград:Учител, 2010.-331 с.
Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников / Н.И. Асташина – М.: Учитель, 2013. – 94с.
Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России: школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин, СПб.: БКК, 2019. – 76 с.
Бернацкий А. С. Необычная жизнь обычных растений. Зеленые соседи / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2018. – 270 с.
Васильева А. Б. Мой гербарий. Листья деревья / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 80 с.
Волина В.В. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. – СПб.: «Виктория – Специальная литература», 1997.- 304 с.: илл.
Гриценко Е. Н. Растения / Е. Н. Гриценко, Ростов н/Д: Владис, 2020. – 63 с.
Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир».- Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.-128 с.
Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Н.Ш. – 2000 № 6
Пескова И.П. Травянистые растения средней полосы России. Фотоопределитель / И.П. Пескова, М.: Фитон ХХI, 2023. – 448 с.
Лукашанец Д.А. Красная книга России: животные, растения, птицы, насекомые / Д.А. Лукашанец, М.: Эксмо, 2022. – 320 с.
Майоров В. Д. Растения: деревья, кустарники, травы / Т. А. Куликовская, Т. Я. Ларина, Майоров В. Д., М.: Стрекоза, 2016. – 63 с.
Моргун Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова, М.: ЭкоПресс, 2016. – 140 c.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:АРКТИ, 2008.-48 с.
Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей.-Смоленск: Русич, 1999.- 256 с.