Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе
Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе
Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния. Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
Содержание:
1. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.
2. Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
3. Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.
В системе общего образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Данный курс способствует самоопределению личности, что повышает ее социальную и личностную значимость и актуально и для получения квалификации, и для личностного развития ученика.
Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Преимущества изучения основ финансовой грамотности в школе:
- общеобразовательные школы являются стержнем всей системы образования, чем обеспечивается доступность аудитории, причем не только учеников разного возраста, но и их родителей, таким образом, через школьников идет воздействие на повышение финансовой грамотности всего населения России;
- в школе созданы условия для мотивации к обучению, особенно с учетом применения активных методов обучения и прогрессивных педтехнологий;
- регулярность занятий;
- имеющийся педагогический потенциал;
- развитые образовательные технологии;
- сформированная образовательная среда.
Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
Введение преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит администрациям общеобразовательных учреждений решать следующие задачи:
1. Вводить новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.
2. Расширять спектр предлагаемых элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся.
3. Формировать актуальные метапредметные и личностные компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)
5. Реализовывать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.
6. Расширять партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)
7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.
Преподавание основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит учителям решать следующие задачи:
1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.
2. В целях обеспечения реализации современных требований к процессу и результатам обучения активно использовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.
3. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС.
4. Расширить применение практико-ориентированного обучения, так как эффективное обучение финансовой грамотности невозможно без тесной связи с реальной жизнью и ее практическими задачами (например, выбор банка, уплата налогов, пенсионное страхование).
5. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневое и разновозрастное обучение, так как занятия по формированию финансовой грамотности целесообразнее всего проводить с ориентацией на проектную, исследовательскую, игровую деятельность обучающихся.
6. Вовлекать в образовательный процесс родителей, тем самым укрепляя отношения внутри семьи, а также взаимоотношения с образовательным учреждением.
7. Повышать уровень финансовой безопасности свой личный, обучающихся, родителей.
Изучение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи обучающимся:
1. Сформировать финансовую компетентность школьников, то есть знание ими финансовых терминов и понятий, умение пользоваться финансовыми инструментами, оценивать свои риски при принятии финансовых решений, понимать ответственность и последствия необдуманных решений.
3. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.
4. Применять полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.
5. Развивать навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.
6. Приобретать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
7. Укреплять взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.
8. Осваивать навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.
9. Развивать способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.
Введение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи родителям обучающихся:
1. Совместно со школьниками изучать основы финансовой грамотности, развивая собственную финансовую компетентность в ходе освоения финансовых терминов и понятий, приобретения новых знаний о финансовых рынках, навыков и умений работы с финансовыми инструментами.
2. Грамотно и рационально подходить к формированию семейного бюджета и его практической реализации.
3. Расширять возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.
4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.
5. Приобретать умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.
6. Укреплять семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)
7. Развивать навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.
8. Развивать способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.
Таким образом, введение преподавания основ финансовой грамотности направлено на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.
Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.
В основе нормативно-правового обеспечения финансовой грамотности в школе лежит, прежде всего, федеральный закон об образовании, а также федеральные государственные стандарты общего образования, которые, закладывают методологическую основу формирования финансовой грамотности в школе и содержат требования к результатам обучения, без чего невозможно эффективно организовать образовательный процесс по изучению финансовой грамотности.
В Примерных основных образовательных программах основного (среднего) общего образования (ПООП ОО) отражены те вопросы по финансовой грамотности, которые должен знать выпускник школы.
В 2015-2016 гг. в ПООП ОО были включены дидактические единицы по финансовой грамотности (на основании предложений, инициированных Центральным банком РФ).
Нормативным обеспечением также служат Письма Министерства образования и науки РФ. Например, Письмо Минобра РФ от 07.08.2014 г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», в котором еще в 2014 году было рекомендовано включать вопросы бюджетной грамотности при изучении обществознания и экономики в школе.
Таким образом, в настоящее время создана достаточно полная и современная нормативно-правовая база для обучения финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Особенно заметно процесс ее формирования активизировался в последние годы, что подтверждает своевременность и значимость введения изучения основ финансовой грамотности в школе.
Литература, рекомендуемая для изучения:
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, 2009.
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.
Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР, 2013. (зарубежный опыт ПФГ)