kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО»

Мастер-класс


«Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО»

Пояснительная записка

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов; овладение современными методическими приёмами при организации наставничества, выработка умения создавать условия для успешной проектной работы школьников с участием наставников.

Задачи: - выявление и воспитание учащихся-лидеров, волонтеров; •выявление и воспитание "компетентных лидеров" среди учащихся; -формирование навыков создания проектов с участием наставников

Используемые методы

1. Словесные. 2. Наглядные.

3. Практические. 4. Поисково – исследовательские.

5. Метод работы в группах.


Оборудование, наглядный материал

Оборудование, материал: доска, магниты (20 штук), мультимедийная установка, презентации по разделам; материалы для организации деловой игры, ксерокопии статей по предложенной тематике для изучения, практический материал для работы в группах

Методические советы на подготовительный период

Педагогу заранее необходимо подготовить презентацию к мастер – классу, в которой должны быть слайды:

1. Тема мастер – класса «Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО»

2. Эпиграф «Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )

3.Методы и формы работы при организации наставничества

4.Пактический материал для творческой работы

План проведения мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта.

2. Вступительная часть.

3. Основная часть.

3. 1. Творческое задание. Соедини предметы

3. 2. Подведение итогов выполнения творческого задания.

3. 3. Этапы исследования

3. 4. Творческое задание для работы в группах (исследование)

3. 5. Защита творческих работ

4. Заключительная часть, подведение итогов.

5. Рефлексия.









1. Презентация педагогического опыта

Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию мастер-класс по организации наставничества учеников СПО. Тема мастер-класса «Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО»

В методических рекомендациях «наставничество» определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве». Наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

К рассмотрению и использованию в работе предлагаются несколько форм наставничества, включающих всевозможные вариации наставничества, в зависимости от условий реализации программы:

- «ученик-ученик»;

- «учитель-учитель»;

- «студент-ученик»;

Форма наставничества «ученик-ученик» - добровольный вид деятельности. Ведь в эту деятельность включаются очень активные учащиеся. Ученик-наставник должен обладать определёнными личностными качествами: трудолюбие, творческие способности, хорошие успехи в учёбе, он должен быть коммуникабельным, обладать лидерскими качествами. Это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом.

Но самое главное, у этих учеников-наставников должно быть огромное желание помогать своим товарищам. Такая работа развивает ответственность, потому что ученик оказывается в ответе не только за личные достижения, но за успехи своих подопечных.


Включение детей и подростков в наставничество в рамках внеурочной деятельности – одна из форм работы при организации такой деятельности.


Одним из факторов успеха в этой ситуации является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа подопечного – это успех наставника и, в конечном итоге, успех всей школы и системы образования в целом.

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)

В ходе реализации наставничества осуществляется разносторонняя поддержка обучающихся, формируются гибкие навыки и метакомпетенции, повышается уровень знаний.

При организации наставничества существуют формы работы: предметные недели;

деловые игры;

творческие конкурсы;

круглые столы;

семинары и практикумы;

проектная или исследовательская деятельность.


Важным фактором наставничества является обратная связь. В ходе работы наставник-ученик даёт помощь и поддержку наставляемому, способствует расширению кругозора, развитию навыков, умений, компетенций, помогает формированию уверенности в себе. Вместе с тем, наставник-ученик получает возможность видеть новые пути решения поставленных задач.




2.Вступительная часть.

Демонстрируется слайд «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)


3. Основная часть

«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым» (Монах Симеон Афонский)

3. 1. Творческое задание

Педагог. Сегодня занятия проведут наставники.

Ученик-наставник

Начать наше занятие хочу со стихотворения

С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)


Лечение различными растениями известно с давних времён. Человек, который умел лечить травами, очень почитался, считался мудрым и даже колдуном.

«Кого не излечивают лекарства, излечивает природа».

Задача нашего занятия – узнать новые сведения о лекарственных травах

Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Перед Вами лежат изображения растений.

Наставник. Вы работайте в малых группах. Вам приходится прислушиваться друг к другу, выслушивать мнение других. Надеюсь, что вы получили удовлетворение.


3. 4. Творческое задание для работы в группах (исследование) Ученик-наставник…. Мы предположили, что в природе существуют лекарственные растения. Попробуем провести исследование.

Послушайте притчу. « Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной».

- Как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание? (Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать. Наверное потому, что ему было тяжело всё принести.)

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»


Итак, каждая группа попытается самостоятельно найти свой ответ на вопрос, «Какие лекарственные свойства есть у растений и как их применяет человек?».

Я раздаю материал с информацией о растениях, обладающих лекарственными свойствами. Пользуясь этим материалом вам нужно создать страничку нашего мини-альбома.

Алгоритм действия.

Ознакомьтесь с предложенным материалом. Выберите информацию о растении, отвечающую на проблемный вопрос.

































Создайте страницу для альбома


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Л ипа - дерево, которое может достигать огромных размеров, а иногда, в диком виде, встречается в виде зарослей, огромного куста. Листья у нее кругловатые, сердцевидные, сверху светло-зелёные, снизу - сизые. Цветки у липы мелкие, желтовато-белые, душистые, собранные в соцветия. Зацветает липа в июне-июле. Когда цветёт липа, аромат чувствуется на несколько десятков метров Древние славяне считали липу деревом богини Лады (покровительницы семейного очага, любви и красоты), а в Европе она считалась священным деревом. Липа мелколистная (сердцевидная) живет долго, до 300 лет, а некоторые деревья доживают до 1000 лет .

Липа, помимо своих декоративных свойств обладает еще и прекрасными лечебными свойствами. С лечебной целью используют чаще липовый цвет, реже - кору, почки, листья, плоды (орешки), древесный уголь.

Цветки липы применяются в народной медицине как сильное потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, противосудорожное, противовоспалительное и обезболивающее средство. Настой “липового цвета” рекомендуется при простудных заболеваниях, головной боли, обмороках, для полоскания горла при ангинах, при воспалительных заболеваниях полости рта

Заготавливают липовый цвет во время цветения: собирают соцветия с прицветковыми листьями или без них. Сушат в тени, в поветриваемом помещении, готовность определяют по ломкости цветоносов.

Липовая кора (разваренная) дает много слизи и используется при лечении ожогов. Измельченные свежие почки или свежие листья применяют как мягчительное средство при ожогах и других недугах. Когда липа отцветает, то созревает орешек до 7 мм длиной — липовый плод. Он съедобен, питателен и по вкусу похож на всем знакомый орех. Растертые в 7 порошок созревшие орешки липы применяют при носовом кровотечении, для тампонов.



Создайте страницу для альбома


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Тысячелистник обыкновенный представляет собой многолетнее, невысокое, душистое растение. У растения имеется прямостоячий стебель, слабо ветвящийся в верхней его части. На невысоком стебле располагаются очередные листья серо-зеленого цвета, бывающие голыми или опушенными. На верху стебля находится соцветие, состоящее из множества мелких цветочных корзинок. Растение зацветает в период с начала лета до начала осени. Тысячелистник – эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Также трава хорошо помогает при воспалениях матки и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Препараты из нее устраняют нарушения обмена веществ. Цветочные корзинки и листья тысячелистника богаты витаминами K, C, дубильными веществами, эфирными маслами, фитонцидами Корневище толстое, ползучее, разветвлённое, с многочисленными тонкими, мочковатыми корнями, подземными побегами.

Стебли немногочисленные или одиночные, прямостоячие или приподнимающиеся, прямые, реже извилистые, округлые, высотой 20—80 (до 120) см, угловато-бороздчатые, голые или слегка опушённые, ветвящиеся лишь в верхней части. Пластинка листа длиной до 15 см, шириной 0,5—3 см с многочисленными масляными желёзками на нижней стороне. Листья очередные, в общем очертании ланцетовидные или линейно-ланцетовидные дважды или трижды не до самого основания перисто-рассечённые на тонкие сегменты, конечные дольки листьев ланцетно-яйцевидные, 0,3—2 мм шириной, быстро переходящие в шипик. Прикорневые листья развиваются от побегов на черешках, стеблевые — небольшие, опушённые, сидячие.

Соцветия тысячелистника обыкновенного (справа) и, для сравнения, соцветия тысячелистника птармики (слева)

Цветки мелкие белые или розовые, собраны в небольшие соцветия — корзинки, которые в свою очередь образуют общее щитковидное соцветие из многочисленных корзинок. В каждой корзинке краевые женские цветки язычковые, белые, реже розовые; обоеполые срединные — трубчатые, жёлтые. Обёртки 3—4,6 мм длиной, продолговатые, яйцевидные, тупые, гладкие или слегка опушённые, с перепончатым, нередко буроватым краем. Завязь нижняя, одногнёздная.

Плод — плоская продолговатая серебристо-серая семянка без крыльев, длиной 1,5—2 мм.

Цветёт с июня до конца лета, семена созревают в июле — сентябре.






Создайте страницу для альбома


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Черемуха относится к семейству розоцветных, представляет собой дерево или крупный листопадный кустарник, ствол и ветви которого покрыты темно-пестрой матовой корой.. В мае и июне появляются душистые белые цветки, собранные в поникающие кисти. С августа по сентябрь созревают черные плоды-костянки с вяжущим сладким вкусом.

Полезные свойства черемухи Большую ценность для лечения многих заболеваний представляют кора, листья, цветки и плоды растения. Кору срезают ранней весной небольшими полосками с нескольких деревьев аккуратно, чтобы не нанести вред. Кисти с ягодами собирают в июле-сентябре. Душистые цветки заготавливают в мае.

Не рекомендуется украшать букетами цветов черемухи помещения: от аромата может появиться головокружение или аллергия, поскольку цветы и листья содержат повышенное количество фитонцидов.

1. Оказывает закрепляющий и вяжущий эффект на органы пищеварения..

2. Улучшает состояние стенок желудка.

3. Обладает стойкими бактерицидными свойствами.

4. Укрепляет стенки капилляров.

5. Очищает кровь.

6. Обладает общеукрепляющими свойствами.

Деревце, дерево или крупный кустарник высотой 0,6—10 м, крона удлинённая, густая. Кора матовая, чёрно-серая, с беловатыми чечевичками. Молодые ветви оливковые или вишнёво-красные.

Листья простые, очерёдные, яйцевидно-ланцетные или продолговато-эллиптические, длиной 3—10 (реже 15) см, голые, тонкие, на коротких черешках, заострённые, по краю остропильчатые; прилистники шиловидные, рано опадающие; черешки длиной 1—1,5 см, наверху у основания листовой пластинки две желёзки. Цветки белые (реже розоватые), собраны в длинные густые поникающие кисти длиной 8—12 см, с сильным запахом, на цветоножках. Чашелистиков и лепестков по5, тычинок 20, пыльники жёлтые, пестик один. Плод — шаровидная чёрная костянка диаметром 8—10 мм, сладкая, сильно вяжущая. Косточка округло-яйцевидная. Плод вначале зелёный, сердцевидный, плотный, по мере созревания кожица краснеет, далее чернеет. Мякоть зрелых плодов зелёная, на воздухе приобретает темно-фиолетовый цвет.

Цветёт в мае — июне. Плоды созревают в июле — августе.

Размножается вегетативно (черенками, корневой порослью), реже семенами.

Обильно цветёт ежегодно, однако плодоносит не каждый год, так как цветки повреждаются поздневесенними заморозками, а сами деревья подвергаются нападению многочисленных вредителей.


Создайте страницу для альбома


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 4 ГРУППЫ


О дно из наиболее эффективных в терапевтической практике растений – зверобой продырявленный, или обыкновенный. Эта целебная трава вырастает до 30–70 см, цветёт в июне-августе небольшими желтыми цветочками. Самые благоприятные места обитания – светлые лесные поляны и сухие луга.

Для лечебных целей используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Собирать их лучше всего с самого начала цветения, так как в этот период содержание полезных веществ максимально. В природе встречаются несколько видов трав, называемых зверобоем. Есть кустарники с таким названием, и даже маленькие деревья.

В народной медицине используют зверобой обыкновенный (продырявленный) и зверобой четырёхгранный. Различаются они как внешне, так и целебными свойствами совсем незначительно. В Средние века бытовало поверье, что зверобой способен защитить от злых духов, привидений и ведьм. Его клали к ребёнку в кроватку или подвешивали к люльке. Считалось, что так малышу будут сниться хорошие сны, и нечистая сила его не напугает

Состав и полезные свойства зверобоя

В зверобое много полезных веществ, благодаря чему он и обладает целебными свойствами. Растение содержит флавоновые соединения (рутин, кверцетин и т. д.), аскорбиновую и никотиновую кислоты, сапонины, сахара, каротин, токоферол, гиперицин, цетиловый спирт, холин, гиперозид, фитонциды, эфирное масло, дубильные, смолистые и горькие вещества.

Целебные компоненты позволяют довольно широко применять это лекарственное растение. Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего, противоглистного средства, а также как регенерирующий препарат. Ещё с древних времён применяли настои из травы зверобоя, приготовленные на воде, для лечения заболеваний сердца, ревматизма, простуды, гриппа, головных болей, заболеваний печени, желудка, мочевого пузыря, ночного недержания мочи, геморроя, воспаления женских половых органов. И только совсем недавно учёные-медики обнаружили ещё одно полезное свойство зверобоя. Как показали клинические исследования, растение положительно влияет на нервную систему и обладает антидепрессивным эффектом. Это делает зверобой ещё ценнее, так как он почти не имеет противопоказаний и не вызывает побочных явлений, в отличие от успокоительных лекарств химического происхождения.

Рассмотрим состав зверобоя подробнее: Токоферол – это витамин Е, который необходим для защиты организма от разрушительного действия свободных радикалов; Каротин – предшественник витамина А. Он необходим для правильной работы глаз, обновления клеток кожи, борьбы с вирусами и бактериями;

Зверобой в косметологии

Эта целебная трава хорошо зарекомендовала себя в индустрии красоты. Она обладает противовоспалительным, тонизирующим, антивозрастным и антисеборейным эффектом. Зверобой успешно применяется при: Повышенной жирности кожи; Увядании и морщинах; Облысении и перхоти; Гнойничковых заболеваниях кожи; Трещинах пяток. Угревая сыпь При обильных угревых высыпаниях на коже лица рекомендуются ежедневные вечерние умывания настоем зверобоя.

Для ледяных протираний необходимо приготовить отвар зверобоя. Облысение и перхоть. Гнойничковые заболевания кожи. Для предотвращения распространения инфекции на здоровые участки обмывание проводят с помощью ватного диска. Трещины пяток.



3. 5. Защита творческой работы

Спикер от каждой группы представляет работу и обосновывает свой выбор , основываясь на собранный материал по предложенному материалу. Созданы страницы для мини-альбома Были представлены работы «Черёмуха душистая», «Липалекарственное растение», «Тысячелистник» .» «Зверабой»

Заключительная часть,

подведение итогов Рефлексия

Ученик-наставник Вы вспомнили, лекарственные свойства растений.

Учитель. Грамотно построенная система работы по организации наставничества в СПО способствует формированию в сознании учащихся разнообразных представлений о взаимопомощи, воспитывает умение слушать и понимать друг друга.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наставничество как процесс сопровождения деятельности учащихся СПО

Автор: Плюснина Елена Евгеньевна

Дата: 10.04.2025

Номер свидетельства: 668217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1570 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства