0-3 мин | Вызов: Очень быстро поднимающийся аэростат может загореться. Почему? Ответ: Это можно объяснить сильной электризацией аэростата при трении о воздух. Искра, проскочившая при случайном разряде, воспламеняет аэростат | schule1.ru/fizika_polza.ppt |
3-5 мин 5-10 мин 10-15 мин 15-30 мин | характеризовать электрический заряд; объяснять процесс электризации тела трением, соприкосновением и индукцией; приводить примеры положительного и отрицательного проявления электризации. Этапы изучения новой темы 1. Проведите эксперимент: Привяжите к шарику нитку Потрите шарик о голову Поднесите свой шарик к шарику соседа по парте, держа его за нитку? Что происходит? Какой заряд имеют Ваши шарики? Какой вывод можно сделать? Затем введите понятие одноименных и разноименных зарядов, и взаимодействия между ними. Рассмотреть виды электризаций с примерами и взаимодействие зарядов между телами. Обсудить в группах проблемные вопросы и затем презентовать решение перед классом: 1 группа: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав? Иван Иванович или комиссия? - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? 2 группа: Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? 3 группа: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? 4 группа: Учащиеся дискутируют на тему «Электризация полезна или вредна?» Затем учащиеся читают дополнительную литературу и заполняют таблицу (приведите примеры вредного воздействия и полезного действия электризации) Вредное воздействие электризации | Полезное действие электризации | | | | Слайды 4-10 https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-fiziki-klass-elektrizaciya-tel-dva-roda-zaryadov-1434334.html |