Доклад на тему "Современные образовательные технологии на уроках физики"
Доклад на тему "Современные образовательные технологии на уроках физики"
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Современные образовательные технологии на уроках физики"»
Мастер - класс
« Современные образовательные технологии на уроках физики»
Молодина Светлана Владимировна
МОАУ СОШ с. Светиловки
учитель физики и математики
Задачи мастер-класса:
- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
-Мотивация слушателей на освоение технологии развития критического мышления.
- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.
Этапы мастер-класса:
Представление педагогической концепции технологии.
Моделирование занятия на основе данной технологии.
Имитация урока.
Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности).
Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.
Коко Шанель
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система).
Каждая из этих технологий имеет свои достоинства. Особенно результативным для меня является технология критического мышления.
Технология критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
Технологические этапы
I стадия
II стадия
III стадия
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения.
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения.
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.
Стадия
Функция
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Основные методические приемы развития критического мышления
§ Прием «Кластер»,
§ таблица,
§ учебно-мозговой штурм,
§ интеллектуальная разминка,
§ зигзаг,
§ зигзаг -2,
§ прием «Инсерт»,
§ Эссе,
§ Приём «Корзина идей»,
§ Приём «Составление синквейнов»,
§ метод контрольных вопросов,
§ Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…»,
§ Круги по воде,
§ ролевой проект,
§ да - нет,
§ приём «Чтение с остановками».
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А. Браус, Дэвид Вуд).
Например, метод «Инсерт»(“Знаю - Хочу узнать - Узнал”) была разработана в 1984 году профессором из Чикаго Донной Огл. Цель ее - развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. Когда я хочу на занятии собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда пользуюсь данной таблицей.
Тогда выявляются все пробелы учащихся по данной теме и их желания узнать, что - то еще по данному материалу.
Прием «Кластер» - это выделение смысловых единиц текста, графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры применяются как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегий урока в целом. Кластер - это графическая систематизация материала.
Прием«Синквейн» используется на стадии рефлексии, он позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях из пяти строк.
Одна из форм обобщённого плана урока по развитию критического мышления.
знаю
Хочу узнать
узнал
Источники информации
Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д.
Ключевые слова урока:
….
….
…
Ход урока:
этап
учитель
учащиеся
вызов
Диагностика имеющихся знаний
Что вы знаете по теме, по ключевым словам, что хотите узнать? (оформляет записи на доске)
Оформляют записи в тетради
Мозговая атака
Работа в парах, группах.
Обсуждение в парах, группах.
Коллективная актуализация знаний
Взаимный обмен мнениями в группах, отработка каждого ключевого момента.
Обсуждение в группах: по очереди предлагают свои идеи по каждому вопросу.
Наблюдение за демонстрацией экспериментов
Проведение экспериментов.
Наблюдение экспериментов, чтение текстов.
осмысление
Обсуждение результатов экспериментов
Какие из имевшихся знаний оказались верными, на какие вопросы нашли ответы, наблюдая эксперимент, читая текст. Какую дополнительную информацию получили из текста?
Коллективное обсуждение.
рефлексия
Возврат к ключевым словам, повторение действий заново.
Итоги обсуждения, обращение к ключевым словам. Предложение проверить, не осталось ли вопросов.
Активное участие в обсуждении. Формулировка проблемных вопросов на следующее занятие.
Итог: составление синквейнов или другое:(таблицы, схемы)
Приведу некоторые примеры использования данного приема на своих уроках.
Например: тема урока «Высота и тембр звука. Распространение звука.» ситуация вызова происходит таким образом: задаю вопрос «каким может быть звук?» (ребята предлагают: высоким, низким, тихим, громким и т.д), следующий вопрос по ключевым словам (заготовка кластера на доске): Как вы думаете от чего зависит громкость, частота звука? (всё, что говорят фиксирую на доске, если уверены в своём предположении ставим «+», если нет, то «- «, если не понятно, то «?») таким образом формируются цели урока. Затем учащиеся читают тексты параграфов, поделившись на группы или парами, после чего обсуждают между собой, затем коллективно. После обсуждения заполняем кластер. Конечный продукт урока вот такая схема.
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами например:
А) -ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем на стадии осмысления содержания искать подтверждение своим предложениям.
Пример 1:
Урок по физике в 9 классе с применением приёмов технологии «Критического мышления»
Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».
Изучение нового материала.
(стадия вызова):
этап
Действия учителя
Действия учеников
вызов
Что же такое звук?
Что вы знаете о звуке?
Что хотите узнать?
Заполнение таблицы
знаю
Хочу узнать
узнал
Можно в виде вопросов
Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук;.
(Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы).
- Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать.
(стадия рефлексии):
Итоги урока: (рефлексия) сначала обсуждение в парах или классом по каждому ключ слову: проанализировать что знали , хотели узнать и узнали на уроке.
колеблются с опред частотой, с этой же частотой передаются звуковые колебания в среде.
Заполните таблицу. Что вы узнали о:
источниках звука:
«Источники звука»
Искусственные
магнитофон музыкальные инструменты
шумы моторов
Естественные
голос человека
звуки животных
шум моря
Камертоне: - Камертон – изогнутый металлический стержень на ножке, укреплённый на резонаторном ящике для усиления звука. Изобретён в начале XVIII века, для настройки музыкальных инструментов.
звуковой волне: Звуковые волны являются продольными, они образуются при деформациях сжатия-растяжения в любых средах: жидкость, твердое тело, газ. Звук не распространяется в вакууме!
Звуке: Звук – это колебания частиц вещества, которые сталкиваются с другими частицами и передают им энергию.
слышимом звуке: от 16 Гц до 20 000 Гц, - это слышимый звук.
неслышимом звуке:. Это инфразвук (частота колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (частота больше 20 000 Гц). (открыть схему «Звук»)
А теперь составим синквейны.
Синквейн учителя:
«Звук
красивый, мелодичный
колеблется, звучит, распространяется
из массы материала получила урок
песня».
Урок по физике в 7 классе.«Сообщающиеся сосуды и их применение»: (стадия вызова):
«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы?» (рисунок лодки на альбомном листе приколоть на доску).
(Класс выслушивает мнения ребят.)
-Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, нам придется вспомнить кое-что из изученного по физике и узнать нечто новое.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
Ответы:
-« Как-то Слонёнок, Мартышка, Попугай и Удав, выдували мыльные пузыри. Пузыри получались шарообразными. Мартышка долго возилась и сделала себе трубочку с квадратной дырочкой. Но пузырь не получился кубиком! Почему? И почему эти пузыри поднимались вверх?»
По закону Паскаля:Давление, производимое на жидкость или газ передаётся в каждую точку среды без изменения.
Потому что внутри них воздух теплее окружающего
-По какой формуле можно найти давление? (эту и другие формулы записываем на доске.)
Р=F/S
p=ρgh
-По какой формуле рассчитывают силу давления?
F=РS
F=mg
-А как определить давление жидкости на любой глубине в ней?
P=ρgh
(Формулы записывать на доске)
-От чего же зависит давление в жидкости или газе?
От плотности жидкости или газа,
от высоты столба жидкости или газа.
(слушаем ответы.)
-Запомним эту информацию, она нам сегодня пригодится.
(стадия рефлексии):
Вопрос: вновь рассмотрите рисунок с лодкой. Что вы ответите рыбаку? (Отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдет до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальет, и она будет плавать.
Вопрос.Горизонтальна ли поверхность воды в реке? А в озере? (В реке — нет: она наклоняется в сторону течения реки; в озере — да.)
ВопросПеред вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой низкий (рис. 6). Какой из них вместительнее?
(Емкость кофейника и носик — сообщающиеся сосуды. Так как отверстия носиков расположены на одной высоте, то низкий кофейник оказывается столь же вместительным, как и высокий; жидкость в них входит только до уровня носика.)
В заключение я хочу сказать, что физика – это наука о природе
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Удачи всем и творческого потенциала.
Литература:
1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223с. – ISBN 978- 5-09-019218-7.