Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе
Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе
В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает большие изменения происходящие в системе образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ; Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе»
Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе.
I. В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает большие изменения происходящие в системе образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ; Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.
Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих основных целей: •развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; •понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; •формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: •знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; •формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; •понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Так же в законе об образовании выделяют универсальные учебные действия:
а)познавательных УУД:
-самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
-умение действовать по плану;
-формирование целеустремлённости и на стойчивости в достижении целей.
-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
в)коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
-планировать;
-производить измерения;
-представлять результаты в различных знаковых системах;
-делать логически выстроенное сообщение;
-работать в команде
Особенность государственного стандарта нового поколения заключается в формировании мировоззрения ученика адекватное современному уровню развития науки, что на данный момент очень сложно, так как современная физика постоянно находится в развитии и сегодня нужно говорить о новейших направлениях в науке (физика высоких энергий, нанотехнология).
В результате возникает противоречие несоответствия требований государственного стандарта нового поколения и существующей реальности: с одной стороны, учитель должен сформировать мировоззрение, направленное на современную науку, развить познавательные интересы при изучении физики, с другой стороны, существующие учебники, не соответствующие требованиям нового стандарта, являются устарелыми по содержанию и традиционными по форме (лишены итерактивности) (авторы учебника с 7-9 класс Перышкин А.В, с 10-11 класс Г.Я. Мякишев). Такие учебники не способны в полной мере сформировать взгляд на современную науку, не дают возможности для максимального развития познавательных интересов; требуют от педагога высокого уровня самоорганизации и саморазвития для обеспечения возможности полноценного и опережающего развития обучающихся.
II. Я выделила для себя профессиональную проблему: готовности и способности педагога выявить, систематизировать, обобщить естественно-научные знания опережающие содержание программ по естественно- научному направлению и сформировать у обучающихся эти знания в виде метапредметных результатов.
В Федеральном законе Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года даются главные методические принципы :
— соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;
— усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;
— взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний;
— активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;
— усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
При внедрении новых образовательных стандартов в школе изменилась и материально-техническая база. Нам стали доступны ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивная доска, в каждом классе появился выход в Интернет.
Тогда я и начала активно применять ИК технологии на своих уроках.
Для того чтобы соблюсти принцип последовательности и проверить эффективность новых технологий был выбран 7класс.
Применения ИКТ на уроках физики в течение 3 лет (7-9 классы) позволит выявить изменения уровня владения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
Таблица 1. Результаты применения ИКТ при достижении метапредметных результатов (%)
Метапредметный результат
Овладение
Формирование
Понимание
Уровни сформированности
н.
с.
в.
н.
с.
в.
н.
с.
в.
2010-2011 уч.год
(ИКТ не использовались)
59
23
18
80
15
5
40
26
44
2011-2012 уч.год
42
17
41
68
18
22
28
22
50
2012-2013 уч.год
31
19
50
50
19
31
24
21
55
2013-2014 уч.год
Итоги не подведены
IV. Какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?
а) Содержание.
В первую очередь, при использовании ИКТ изменится структура урока. Урок будет состоять из шести этапов (рассмотрим их на примере урока по теме: «Отражение света» :
ЭТАП 1
Повторение пройденного материала
Цель
Актуализация имеющихся знаний
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)
2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе. Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные затмения" - (готовые ЭОР с сайтов "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" http://class-fizika.narod.ru, http://school-collection.edu.ru)
3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы" (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)
ЭТАП 2
Целеполагание
Цель
Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)
ЭТАП 3
Открытие нового знания
Цель
Формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Формирование знания определений основных понятий: "падающий луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона отражения света – анимация "Закон отражения света" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)
ЭТАП 4
Отработка учебных действий
Цель
Формирование умений применять новое знание на практике
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)
ЭТАП 5
Рефлексия
Цель
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Проецирование оценочного листа
Этап 6
Домашнее задание
Цель
Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Сообщения по темам:
"История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"
б) Средства обучения и воспитания:
- учебные книги, учебники, пособия, справочники, словари в электронной форме;
- учебно-методические пособия работы в режиме удаленного доступа
- обучающие, тестирующие системы;
- аудио-, виде-, медиа-теки;
- электронные библиотеки с удаленным доступом;
- средства обучения на основе обучающих систем;
- средства обучения на основе виртуальной реальности.
в) Средства контроля:
- наблюдение ( не всегда объективная оценка);
- тест ( Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успе ваемости, а также систематизировать контроль)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной программы находится в разработке.
За основу на первом этапе можно взять сборники программ УМК «Перспектива»
1. В сборнике программ УМК «Перспектива» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.
2. Содержание всех учебников УМК «Перспектива» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности, задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы).
V. В работе, я для себя охарактеризовала изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
В кадровых:
• курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;
• педагогические советы, доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;
• методические объединения учителей физики и математики
В научно-методических:
• методическое пособие для родителей;
• научно-методическая библиотека
В материально-технических:
• научные фильмы и клипы,
Информационные:
• электронный каталог периодических изданий по предмету
•доступ на образовательные сайты
• приобретение учебно-методической литературы.
В организационных:
• использование различных видов деятельности обучающихся;
• совместная деятельность педагога –обучающегося через игру-имитацию, сюжетно-ролевую игру
Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897
Стандарты второго поколения. Примерные программы по физике 7-9 классы.-М: Просвещение. – 2010г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждено распоряжением Правительством РФ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2008 года, приказ №1662)
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, (распоряжением Правительством РФ от 8 декабря 2011года, приказ №2927-р).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.