kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает  большие изменения происходящие  в системе  образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации  «Об образовании»  от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ;   Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе»

Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе.

I. В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает большие изменения происходящие в системе образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ; Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих основных целей:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Так же в законе об образовании выделяют универсальные учебные действия:

а)познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,постановка и формулировка проблемы;

-моделирование;

-универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;

-умение действовать по плану;

-формирование целеустремлённости и на стойчивости в достижении целей.

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

в)коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

-планировать;

-производить измерения;

-представлять результаты в различных знаковых системах;

-делать логически выстроенное сообщение;

-работать в команде

Особенность государственного стандарта нового поколения заключается в формировании мировоззрения ученика адекватное современному уровню развития науки, что на данный момент очень сложно, так как современная физика постоянно находится в развитии и сегодня нужно говорить о новейших направлениях в науке (физика высоких энергий, нанотехнология).

В результате возникает противоречие несоответствия требований государственного стандарта нового поколения и существующей реальности: с одной стороны, учитель должен сформировать мировоззрение, направленное на современную науку, развить познавательные интересы при изучении физики, с другой стороны, существующие учебники, не соответствующие требованиям нового стандарта, являются устарелыми по содержанию и традиционными по форме (лишены итерактивности) (авторы учебника с 7-9 класс Перышкин А.В, с 10-11 класс Г.Я. Мякишев). Такие учебники не способны в полной мере сформировать взгляд на современную науку, не дают возможности для максимального развития познавательных интересов; требуют от педагога высокого уровня самоорганизации и саморазвития для обеспечения возможности полноценного и опережающего развития обучающихся.

II. Я выделила для себя профессиональную проблему: готовности и способности педагога выявить, систематизировать, обобщить естественно-научные знания опережающие содержание программ по естественно- научному направлению и сформировать у обучающихся эти знания в виде метапредметных результатов.

  1. В Федеральном законе Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года даются главные методические принципы :

— соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;

— усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

— взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний;

— активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

— усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

      1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  1. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

При внедрении новых образовательных стандартов в школе изменилась и материально-техническая база. Нам стали доступны ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивная доска, в каждом классе появился выход в Интернет.

Тогда я и начала активно применять ИК технологии на своих уроках.


Для того чтобы соблюсти принцип последовательности и проверить эффективность новых технологий был выбран 7класс.

Применения ИКТ на уроках физики в течение 3 лет (7-9 классы) позволит выявить изменения уровня владения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.

Таблица 1. Результаты применения ИКТ при достижении метапредметных результатов (%)

Метапредметный результат

Овладение

Формирование

Понимание

Уровни сформированности

н.

с.

в.

н.

с.

в.

н.

с.

в.

2010-2011 уч.год

(ИКТ не использовались)

59

23

18

80

15

5

40

26

44

2011-2012 уч.год

42

17

41

68

18

22

28

22

50

2012-2013 уч.год

31

19

50

50

19

31

24

21

55

2013-2014 уч.год

Итоги не подведены



IV. Какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?

а) Содержание.

В первую очередь, при использовании ИКТ изменится структура урока. Урок будет состоять из шести этапов (рассмотрим их на примере урока по теме: «Отражение света» :

ЭТАП 1

Повторение пройденного материала 

Цель

Актуализация имеющихся знаний 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)

2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе. Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные затмения" - (готовые ЭОР с сайтов "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru)  

3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы"  (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)

ЭТАП 2

Целеполагание 

Цель

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало" (готовые ЭОР с  сайта "Единая коллекция ЦОР"  http://school-collection.edu.ru)       

ЭТАП 3

Открытие нового знания

Цель

Формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Формирование знания определений основных понятий: "падающий луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона отражения света – анимация "Закон отражения света" (готовые ЭОР с  сайта "Единая коллекция ЦОР"  http://school-collection.edu.ru)       

ЭТАП 4

Отработка учебных действий

Цель

Формирование умений применять новое знание на практике

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)

ЭТАП 5

Рефлексия

Цель

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проецирование оценочного листа

Этап 6

Домашнее задание

Цель

Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Сообщения по темам:

"История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"

б) Средства обучения и воспитания:

- учебные книги, учебники, пособия, справочники, словари в электронной форме;

- учебно-методические пособия работы в режиме удаленного доступа

- обучающие, тестирующие системы;

- аудио-, виде-, медиа-теки;

- электронные библиотеки с удаленным доступом;

- средства обучения на основе обучающих систем;

- средства обучения на основе виртуальной реальности.

в) Средства контроля:

- наблюдение ( не всегда объективная оценка);

- тест ( Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успе ваемости, а также систематизировать контроль)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной программы находится в разработке.

За основу на первом этапе можно взять сборники программ УМК «Перспектива»

1. В сборнике программ УМК «Перспектива» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.

2. Содержание всех учебников УМК «Перспектива» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности, задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы).

V. В работе, я для себя охарактеризовала изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

В кадровых:

• курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;

• педагогические советы, доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;

• методические объединения учителей физики и математики

В научно-методических:

• методическое пособие для родителей;

• научно-методическая библиотека

В материально-технических:

• научные фильмы и клипы,

Информационные:

• электронный каталог периодических изданий по предмету

•доступ на образовательные сайты

• приобретение учебно-методической литературы.

В организационных:

• использование различных видов деятельности обучающихся;

• совместная деятельность педагога –обучающегося через игру-имитацию, сюжетно-ролевую игру

• предметные мероприятия

В нормативно-правовых:

• календарно-тематическое планирование, технологические карты.




























Список источников и литературы:

  1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года.

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897

  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по физике 7-9 классы.-М: Просвещение. – 2010г.

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждено распоряжением Правительством РФ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2008 года, приказ №1662)

  5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, (распоряжением Правительством РФ от 8 декабря 2011года, приказ №2927-р).

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.

  7. Физика 7 класс. Учебник физики УМК Школа 2013г



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трухова Ольга Александровна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства