Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках физики в условиях пенитенциарной системы
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках физики в условиях пенитенциарной системы
Данная работа может быть полезна и интересна для учителей,работающих в исправительных учреждениях для совершеннолетних осуждённых.В работе описана методика осуществления индивидуального подхода к учащимся вечерней школы. Рассматривается вопрос о диагностике знаний и умений учащихся. Предложен пример контрольно-методического среза на определение актуального уровня обученности в начале учебного года.Приведён пример использования карточек-информаторов,которые расчитаны на быстрое восстановление в памяти учащихся пройденного материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках физики в условиях пенитенциарной системы»
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках физики в условиях пенитенциарной системы
Данная работа может быть полезна и интересна как для учителей, работающих в вечерних школах при исправительных колониях для совершеннолетних осуждённых, так и для практических работников воспитательных отделов исправительных учреждений. Сейчас, когда произошёл переход к полному общему образованию, как в дневных общеобразовательных школах, так и в пенитенциарной системе России, эта тема особенно актуальна. Такой переход для практических работников колоний и учителей, осуществляющих педагогическую деятельность на их территории, имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительным является прежде всего то, что большая часть осуждённых молодёжного возраста после вступления в силу ст. 112 Исправительного кодекса РФ в новой редакции зачисляется в школу, т.к. более 50 % из них имеют образование не выше основного общего, а обучение в школе является частью воспитательного процесса, отвлекает осуждённых от негативных поступков, занимает часть их свободного времени, избыток которого зачастую отрицательно влияет на умы молодых людей, что может привести к противоправным проявлениям. Отрицательной же стороной является принудительность обучения. В школу зачисляют и тех, кто желает продолжить повышение своего образовательного уровня, и тех, кто категорически против дальнейшего обучения. Однако, ст. 112 ПК РФ обязывает всех осуждённых до достижения 30-летнего возраста обучаться в школе до получения ими полного общего образования. Исключением являются инвалиды 1-ой и 2-ой группы, которые обучаются по желанию. По желанию могут продолжить образование также осуждённые старше 30 лет. Те осуждённые, которые категорически против обучения, любыми методами и средствами стараются избежать посещения школы. В период всеобщей демократизации некоторым это удаётся и в условиях исправительного учреждения. Но все же главным недостатком обязательности обучения является отсутствие механизма реализации такой обязательности. Ведь даже регулярно посещающие школу по принуждению не работают на уроках, заявляя, что им достаточно того образования, которое у них есть или, что они всё равно ничего не понимают, т.к. не учились по 5 – 10 лет. Такие учащиеся не работают на уроках сами и провоцируют своим поведение учащихся, находящихся в нейтральном положении, которые то хотят учиться, то не хотят.
Как видно из сказанного выше, работа в условиях пенитенциарной системы имеет свою специфику и коренным образом отличается от работы, как в дневных детских школах, так и от работы в открытых школах.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Педагогический энциклопедический словарь различает понятия «индивидуализация обучения» и «дифференцированное обучение». Индивидуализация обучения (т.е. выделение кого — чего — либо по индивидуальным свойствам), согласно энциклопедии, - это «организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого обучающегося. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В качестве компонентов индивидуализации обучения на всех этапах обучения выступают контроль и самоконтроль. В дидактике обучение принято считать дифференцированным (от лат. «различение, разделение»), если в его процессе учитываются «склонности, интересы, способности учащихся. Дифференциация обучения не снижает базового уровня общеобразовательной подготовки и осуществляется с помощью школ и классов с углублённым изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей, а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе».
Как установлено, индивидуальные различия учащихся проявляются в уровне работоспособности, в типах мышления (действенное, наглядно образное, словесно-логическое), наконец, в разных уровнях обученности (уровне учебных достижений: высоком, среднем, низком) и обучаемости (уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета). Наиболее широко в практике нашей школы применяется внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще — по обучаемости. Внутриклассная дифференциации выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для наших учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутриклассной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний. Объяснение же нового материала происходит одинаково для всех, учитель ориентируется на «среднего» ученика, что тормозит развитие «сильных» и создаёт дополнительные трудности для «слабых». Разновидность внутриклассной дифференциации - дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального). Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач, которые должны научиться решать. Но при этой форме дифференциации, как показывает опыт, объяснения для всех учеников даются опять же на одном, чаще среднем или повышенном уровне. Кроме того, уровневая дифференциация применима только в старших классах, в которых ученики целенаправленно подготовлены к сознательному выбору уровня усвоения.
Далее будет рассматриваться дифференциация обучения по характеру индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучаемых и по способу организации познавательной деятельности учащихся. Существенные успехи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе могут быть достигнуты дифференциацией и индивидуализацией обучения на уроках, консультациях, зачётах, в самостоятельной работе путём учёта подготовленности учащихся к обучению, их познавательных интересов, работоспособности и способностей, особенностей структуры и бюджета свободного времени на всех этапах обучения и на всех уровнях усвоения знаний: при подготовке учащихся к усвоению новых знаний, в частности ликвидации пробелов в знаниях; при первичном ознакомлении с новым материалом, его восприятии, осмыслении и запоминании; при выработке умений и навыков применения знаний, как в сходных, так и в новых ситуациях; в процессе повторения. В условиях классно-урочной системы обучения дифференциация и индивидуализация может активно практически осуществляться только при помощи целенаправленной системы дидактических материалов, различных по цели применения и степени трудности (адаптирующие, информационные, инструктивные, тренировочные, контролирующие). Основная задача подобной системы дидактических материалов состоит в том, что уйти в школе от применения только информационных методов обучения, существенно повысить активность учащихся в овладении знаниями путём применения продуктивных методов, проблемного обучения, эвристического и исследовательского методов.
Цели индивидуализации в обучении «Поскольку индивидуализация требует учёта способностей ученика, то её специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки каждого ученика и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, а также углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. Развивающая роль индивидуализации — формирование и развитие логического мышления и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития. В данном случае необходимо учитывать не только объём знаний, но и их качество. Выявление различий позволит индивидуализировать обучение исходя из уровня обученности каждого ученика. Третья специфическая цель индивидуализации обучения заключается в воспитании личности. Индивидуализация обучения не только создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ученика, но и позволяет перенести основную часть воспитательной работы на урок, т.е. от воспитания мероприятиями перейти к самовоспитанию. Выполнение учебных задач требует концентрации, усилий, воли, настойчивости в выполнении заданий. Преодолевал трудности, ученик формирует себя как личность. Индивидуализация обучения имеет дополнительную возможность улучшения мотивации обучения, вызывая у учащихся положительные эмоции и положительное отношение к учёбе». Выявление индивидуальных особенностей учащихся вечерней школы и состояния их знаний особенно важно тогда, когда учитель начинает работать с новымклассом. В этом случае можно рекомендовать следующее: 1) Изучение личных дел учащихся, классных журналов (для выяснения возраста, длительности перерыва в обучении, оценок за прошлые годы учёбы).
2) Беседы с учащимися во внеурочное время (для выявления их отношения к учению; причин, заставивших прийти в школу; трудностей, могущих помешать успешному обучению; бюджета свободного времени каждого ученика).
З) Анализ устных ответов учащихся на уроках.
4) Наблюдение за учащимися на уроках, консультациях, зачётных занятиях.
5) Беседы с работающими в этом классе учителями других дисциплин.
6) Ежеурочные кратковременные самостоятельные работы учащихся, позволяющие: а) проверить знание основных правил, фактов, положений
изучаемого предмета;
б) установить уровень владения навыками практического
применения полученных знаний; в) выявить способность к
обобщению изученных явлений. /
Диагностика знаний и умений учащихся Для выявления уровня сформированности мыслительных ОУУН и обученности (т.е. сформированности общеучебных умений и навыков учащихся) при подготовке их к усвоению нового материала и для ведения дальнейшей дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися специально в начале учебного года (до 15 сентября) проводим контрольно- методические срезы (КМС) . В результате анализ выполненных работ позволяет установить уровень знаний по физике каждого учащегося.
Например:
КМС на определение актуального уровня обученности (сентябрь)
8 класс
1.Напиши, что ты знаешь о строении вещества.
2.Вода, вытекающая из крана, находится в жидком состоянии. В каких ещё состояниях может находиться вода? В каких состояниях может находиться ртуть?
3.Петя, скатываясь с горки на санках, проехал путь 50 метров за 20 секунд. С какой средней скоростью Петя скатился с горки?
4. На тележку, съезжающую с наклонной плоскости, поставлен брусок. Что произойдет с бруском, если тележка наедет на препятствие?
5.Что означают слова: «На тело подействовала сила» .Какие изменения происходят с телом, когда на него действует сила?
6. Укажите названия сил, действующих на тело в каждом случае, изображенном на рисунках:
7.Цистерна вместимостью 200м3 наполнена керосином, масса которого 16000 кг. Вычислите плотность керосина.
8. Что означают слова: « Тело обладает энергией», «Тело не обладает энергией»
Какими видами энергии обладают тела, изображенные на рисунках?
Подготовка учащихся к усвоению нового материала проводится в основном в период вводно-коррективного повторения в начале курса. Такое повторение позволяет восстановить у учащихся представление о ранее изученном материале. Если же оно не предусмотрено, то время на подготовку учащихся к усвоению новых знаний можно выделить на первом уроке или консультациях по теме или вводить элемент этой работы в каждый урок.
Использование карточек – информаторов
Большую роль на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний играют индивидуальные карточки — информаторы. Они рассчитаны на быстрое восстановление в памяти учащихся пройденного материала.
Можно изготовить карточки — информаторы по каждой теме практически для каждого учащегося. Такие карточки содержат краткую справку и пример именно по тому вопросу, который необходимо повторить конкретному ученику в очень короткое время (если он пропустил предыдущее занятие или несколько уроков). Отсылать учащихся к учебнику в данном случае нерационально, потому что им придётся просмотреть, возможно, материал нескольких параграфов и выбрать необходимое. Это займёт много времени. А в карточке — информаторе материал уже тщательно отобран и проиллюстрирован.
Например, перед уроком физики «Решение задач по теме «Закон Ома» может быть использована следующая карточка-информатор
Закон Ома для участка цепи
Определение: Сила тока (I) в данном проводнике прямо пропорциональна приложенному к его концам напряжению(U) и обратно пропорциональна сопротивлению(R) данного участка
Формула
I=U/R
Величины, входящие в формулу
I-сила тока показывает, какой заряд проходит за единицу времени через поперечное сечение проводника
Сила тока измеряется в амперах (СИ) -А
U- напряжение показывает, какую работу совершают силы электрического поля по перемещению единичного положительного заряда.
Напряжение измеряется в вольтах (СИ )-В
R- сопротивление- характеристика проводника, зависящая от его материала, длины и площади поперечного сечения:
R = ρ L / S, где ρ - удельное сопротивление, L - длина проводника, S - площадь поперечного сечения проводника
Сопротивление измеряется в омах (Ом)
Когда выполняется
Выполняется, если изменение температуры мало
Вопросы к карточке
1.Сопртивление проводника равно 1 Ом. Как вы это понимаете?
2.Можно ли утверждать, что сопротивление данного проводника прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе тока в нём? Почему?
3. Почему вольт-амперная характеристика для металлов- прямая линия?
4. Как определить сопротивление проводника, зная угол наклона вольт-амперной характеристики?
Карточки — информаторы могут иметь и иное строение. Информационная часть одинакова для всех учащихся, т.е. теоретический материал повторяется фронтально. Вопросы, предлагаемые классу после повторения теоретического материала, дифференцированы: первые два — для слабых учащихся, следующие — для средних, последние — для наиболее подготовленных. Карточки - информаторы, построенные таким образом, применяются тогда, когда пройденный материал необходимо повторить всем учащимся класса. Повторение материала разными учениками происходит на разных уровнях, но в целом класс оказывается подготовленным к усвоению нового. На этапе изучения нового материала особенно важно преодолеть противоречие между фронтальным характером объяснения и индивидуальным характером усвоения. Весь класс должен ознакомиться с одним и тем же учебным материалом, но одни учащиеся быстро усваивают его за счёт хорошей предыдущей подготовки и способностей, другим необходимо значительно большее время, чтобы осмыслить объясняемое.
Дифференциация обучения в процессе самостоятельной работы с книгой
В старших классах вечерней школы большое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно работать с книгой: учебниками, справочниками, картами и т.п. Сюда относятся умения быстро находить необходимый материал (например, в справочнике), составлять план изложенного в учебном пособии материала или собственного ответа, составлять таблицы, чётко, сжато вести записи в тетради. При объяснении нового материала учащимся можно предложить дифференцированные задания, включающие элементы самостоятельной работы с книгой. Если позволяет материал, изложенный в учебном пособии, работу по его изучению с учащимися 3-х групп можно организовать следующим образом: 1.Слабым ученикам (1-я группа) дать задание составить план параграфа. Эта работа поможет им выделить самые основные, ключевые моменты изучаемого материала, установить их строгую последовательность. 2.Ученикам со средним уровнем знаний (2-я группа) предложить представить материал в виде таблицы, форма которой предлагается учителем. Выполнение этого задания способствует формированию умения чётко и наглядно организовать материал. З. Наиболее подготовленным ученикам (З-я группа) самостоятельно составить таблицу, выбрав для неё ту форму, которую они считают целесообразной. Это задание способствует развитию умения классифицировать изучаемые явления и их свойства, сопоставлять факты, иллюстрировать теоретические положения примерами, делать выводы из прочитанного в сжатой, наглядной форме.
Учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, можно предложить на уроке работу не только с учебником, но и с другой специальной литературой, содержащей более обширные и глубокие сведения об изучаемом явлении, не входящие в программу средней школы. После объяснения нового материала учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий. Они должны быть направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, т.е. сформулированы так, чтобы ученик не мог выполнить их формально, не осмыслив. Формой внутриклассная дифференциации является дозирование помощи учители ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части — порции) или задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий). Индивидуальные задания на карточках могут быть трёх вариантов по степени трудности. 1 вариант (облегчённый) обычно представляет собой упражнение, не осложнённое большим количеством разнообразных по виду заданий, а направленное на усвоение учащимися конкретного правила. (Этот вариант рассчитан на учащихся, обладающих невысоким уровнем знаний и пониженной работоспособностью).
2 вариант (средний) требует применение изученных правил и включает дополнительные задания, например, повторительного характера. (Этот вариант рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовленности и схож по трудности с вопросами из учебника). Поэтому в карточках этого варианта учащимся может быть предложено выполнить определённое задание из учебника, осложненное дополнительными вопросами ).
3 вариант (усложнённый) включает творческий элемент, разнообразные виды заданий по обобщению полученных знаний, необычные ситуации для применения навыков (он рассчитан на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и обладающих высоким уровнем знаний).
Как установлено, в формировании умений и навыков учащихся участвуют следующие ВИДЫ памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная. Для успешной работы в этом направлении необходимо ориентироваться, а в условиях классно-урочной работы на использование в комплексе разных упражнений.
Контроль и оценка знаний.
Непременным дидактическим условием правильной организации процесса обучения является выяснение учителем и учащимися, насколько хорошо последние усвоили знания, необходимые для успешного изучения нового материала. Контроль и учёт знаний в вечерней школе имеет разные дидактические функции, важнейшими из которых являются следующие: 1 .Обучающая. Её сущность состоит в совершенствовании и систематизации проверяемых знаний. 2.Контролирующая. Главная цель её — выявление состояния знаний, умений учащихся на конкретном этапе обучения. 3.Воспитывающая. Способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой учебный труд, формированию нравственных качеств. Кроме дидактических, контроль и оценка знаний имеют важные методические функции, а именно: 1 .Развитие логического мышления учащихся, их памяти, речи. 2.Уточнение, осознание, углубление знаний. 3.Выявление, исправление, анализ ошибок. 4.Применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этих знаний.
Таким образом, под контролем и учётом знаний нельзя понимать лишь проверку и оценку знаний. Их функции значительно шире и глубже.
Для систематического контроля достижений обязательных результатов обучения необходима такая форма проверки знаний как зачет.
Введение зачетной системы в наших условиях обусловлено рядом причин. Так как на уроке очень сложно вести учет знаний учащихся, потому недостаточно высокий уровень подготовленности учащихся требует от учителя основное внимание на уроке уделять обучению. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата), и по характеру проведения.
При проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне.
Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.
Каждый ученик сдает все предусмотренные учебным планом зачеты. Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задания обязательного уровня. В противном случае он подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те задания, с которыми он не справился.
При проведении зачетов задания обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачета, дополняются более сложными заданиями. Это позволяет объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.
Перед сдачей зачета учащимся предлагается проверочная работа, охватывающая содержание изученной темы.
При индивидуально-групповой организации обучения существенным оказывается вопрос оценки работ. Исходим из основного принципа индивидуализации обучения — принципа доступности. Если учащийся 1-й группы выполнил всё правильно, он получает «5».Словом, оценка знаний производится по отношению к эталону данного варианта. Если на 3-4 уроках задания первого варианта выполнялись полностью, значит, для учащегося оказывается посильным задание, содержащее более сложные сочетания различных знаний и различные возможности использования этих знаний. В мыслительной деятельности учащегося произошёл сдвиг, и он переходит «на вариант выше». В последнее время стала популярной такая форма проверки знаний учащихся, как самоконтроль. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащихся, вырабатывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Всё это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой с самоконтролем каждой группе учащихся (первый, второй, третий варианты) даётся инструкция к выполнению, работы и ключ для самопроверки. Совокупность названных способов текущего контроля и учёта знаний на уроках позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния знаний учащихся. Организация учебного процесса в вечерней школе, при которой уроки и групповые консультации дополняются индивидуальными консультациями и зачётами, создаёт благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Заключение.
Подводя итог всему выше сказанному, можно утверждать, что учебная деятельность применительно к каждому ученику может быть эффективной только тогда, когда она будет соответствовать уровню развития каждого ученика. Этому способствует дифференциация и индивидуализация в обучении. В вечерней школе такой подход оказывает, без сомнения, положительное влияние на все категории учащихся, способствует лучшей подготовке и усвоению знаний учащимися, имеющими большие перерывы в обучении, и более глубокому и прочному усвоению новых знаний учащимися с повышенным интересом к учению. Индивидуальный подход, позволяет полнее учитывать подготовленность учащихся к обучению и их способности, развивать самостоятельное мышление, стремление к самообразованию и тем самым способствует решению главной задачи вечерней школы — повышению качества знаний учащихся, их самооценки и в конечном итоге социальной адаптации. Бесспорно, что основная нагрузка по проведению индивидуализированного и дифференцированного обучения ложится на плечи учителя. Он должен осуществлять такое содержательное, методическое, организационное обеспечение, которое удовлетворяло бы познавательные потребности учащихся, соответствовало бы уровню их подготовки. Чтобы обучение имело хорошие результаты, учителю необходимо не только владеть психолого-педагогическими, методическими знаниями, применять методы и приёмы обучения, которые в наибольшей степени обеспечивают продвижение учеников, но и вести долгую кропотливую работу с каждым подопечным. Надо признать, что в условиях традиционной классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя «средние» ученики, а в условиях дифференцированного обучения — «сильные» и «слабые», а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы. Дифференциация обучения ведёт к тому, что «средних» учеников, ничем не проявляющих себя в школе, остаётся всё меньше. В условиях дифференциации вечерняя школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности.