kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование арттехнологии на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителям физики рассмотреть подробнее возможности использования альтернативных технологий обучения на уроках физики как в казахстанской, так и в российской школах. Данная технология поможет повысить мотивацию при изучении предмета, а также повысить творческий потенциал учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование арттехнологии на уроках физики »

« Использование арт-технологии на уроках физики»

Войткевич Евгения Георгиевна, учитель физики КГУ «Гимназии № 26» г. Жезказган

«Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов

В своем Послании народу Казахстана Глава государства «Стратегия «Казахстан-2050» Н.А.Назарбаев подчеркнул: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения». Определение функциональной грамотности, сформулированным А. А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». На мой взгляд именно активные методы обучения смогут помочь нам добиться поставленной цели.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.


Человек всегда стремился познать окружающий его мир. Результаты этого познания он отражает через науку и искусство, пользуясь при этом специфическими средствами.

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности.

Искусство отражает мир в образах- словесных, визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации- словесного и эмоционального.

Это обусловлено свойствами нашего мозга. Как отмечают психологи, преобладания того или иного типа мышления четко наблюдается только у взрослых. Для большинства подростков более характерным является преобладание эмоционально-образного восприятия информации.

Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”. На своих уроках, в основном, я использую интеграцию художественной литературы с физикой, живописи с физикой, т.е. арт-технологию. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Примеры .

  1. 9 класс Механическое движение.

  В любом стихотворении явно или не явно присутствует процесс, который лежит в основе мироздания и нашего существования. Этим процессом, конечно, является движение, не случайно с этого процесса начинается изучение физики в 7-м классе, и вы в 9-м классе уроки физики тоже начали с раздела, который изучает движение, с «Механики».

Для начала вспомним определение механического движения . Давайте сегодня попробуем обобщить наши знания по механическому движению , но при этом я предлагаю опираться на те два способа познания окружающего мира, которые использует человек в своём развитии : ребёнок познаёт окружающий мир прежде всего чувствами и через эмоции, поэтому первый способ предлагаю назвать «чувственно-эмоциональный».Чувственно-эмоциональное восприятие и описание мира лежит в основе искусства, и, конечно, поэзии . Второй способ познания человек использует, когда взрослеет: это научно-аналитический способ, который лежит в основе любой науки, и конечно, используется в физике ..

Предлагаю два отрывка:

Плетёмся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.

С широкого шоссе
Идём во тьму лесную
По щиколку в росе
Плутаем врассыпную.

Б.Пастернак. 
     По грибы

Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны.

Абай

Какую информацию о движении передают авторы? Выпишем основные глаголы, передающие характер движения (плетёмся, идём, плутаем, подрастешь, взлетишь, зайдешь ). Вы все отметили, что речь идёт о движении. Когда мы описываем процесс движения на языке физики, то прежде вводим основную характеристику движения – скорость . Обратите внимание, что в поэзии также заложено представление о скорости как о векторной величине (анализ соответствующих глаголов).

Скорость – это мера быстроты движения, а движение происходит в пространстве и времени. Что происходит со скоростью с течением времени? Какую классификацию движения по характеру изменения скорости вводит физика? Действительно, различают движение равномерное и переменное . Даёт ли нам представления об этой классификации поэзия? Проанализируем стихотворение Б.Пастернака «Июль» . Что может быть общего между стихотворением Бориса Пастернака «Июль» и кинематическим уравнением скорости?

По дому бродит приведенье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка...

Какими словами автор создаёт представление о равномерном движении? Какие глаголы описывают переменное движение? (На доске в одной колонке: бродит, ходит, крадется  ; в другой: болтается, срывает, вбегает, взвивается.)

Обратимся к картине Даны Мукановой-Хуршудян «Батыр».

Какую информацию о движении батыра можно прочитать в картине?

Скорее всего, батыр движется равноускорено, с большой по модулю скоростью. Художница прекрасно справилась со своей задачей – изобразив мчащегося коня. А если я вас попрошу изобразить «по дому бродит приведенье», «взвивается до потолка»! Трудно? А я попробую за 20 секунд изобразить ( графики зависимости скорости от времени). Понятен ли вам мой «рисунок»? В этой ситуации мы применили графический метод описания движения. Какие достоинства этого способа описания движения в сравнении с картиной Д.Мукановой-Хуршудян вы видите? А каковы недостатки?

Достоинства – быстрота и точность, недостаток – невозможность отобразить оттенки движения, например, «бродит» и «крадётся».

Попытаемся графически изобразить в системе (t), например, «взлетает» и «взвивается». Чем отличаются графики? Действительно, речь идёт о быстроте изменения скорости с течением времени, т.е. об ускорении.

Вспомним физическое определение ускорения . А можно ли по-другому изобразить те же два движения: «взлетает» и «взвивается»? Их можно изобразить на графике зависимости ускорения от времени (предлагает построить графики учащимся).

А можно ли графическим способом отобразить фразу «плутаем в рассыпную»? (Рассуждая, класс приходит к графическому изображению траектории в координатах x (t), тут же изображается фраза «плетёмся по шоссе».) Итак, и в поэзии, и в физике заложена классификация движения по траектории: прямолинейное и криволинейное. Научно-аналитический способ отображения движения позволяет дать более глубокое и точное описание траектории, используя уравнения изменения координат с течением времени (записываются уравнения координат).

Давайте вернёмся к вопросу: что общего между стихотворением Пастернака, картиной Даны Мукановой-Хуршудян и уравнением скорости? Все эти три составляющие формируют наши представления о механическом движении, используя разные способы. Вот и мы, используя эти способы сегодня на уроке, повторили основные характеристики и классификации движения. (Краткое обобщение характеристик движения.)

Выполняя основную задачу нашего урока – описать движение – и используя разные способы познания, вы могли задаться вопросом: какой способ лучше? Мне хочется верить, что мы с вами едины во мнении: для более яркого и полного восприятия мира необходимо владеть всеми возможными способами. И если вы дома, глядя на картину Даны Мукановой-Хуршудян (или другого художника) и держа при этом в руках томик стихов Пастернака (или другого поэта, своего любимого), будете думать о красоте уравнений механического движения, только тогда ваши представления об этом важнейшем процессе в природе будут действительно полными.

  1. 9 класс Звук. Эхо

Я с утеса кричал,
Мне простор отвечал -
Отвечали горы и дол.
Но услышав звук,
Я искал вокруг:
Как, откуда тот звук пришел?
Был все тот же утес иной, -
Отклик есть, но отклик пустой

Односложное эхо мы слышим тогда когда оно сразу приходит после окончания фраз. Все предыдущие слоги в отраженном слове накладываются на незаконченную фразу и сливаются с ней. Значит интервал времени с момента начала произнесения последних слогов до их возвращения к говорящему составляет Δt= 0,3 с. Учитываем температуру воздуха и по таблице находим скорость звука.

  1. 7 класс Архимедова сила.

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Мимо бревно суковатое плыло, 
Сидя, и стоя, и лежа пластом, 
Зайцев с десяток спасалось на нем .

  • Оцените, при каком минимальном объеме бревна, зайцы могли плыть на нем?

  • Сколько зайцев еще надо поместить на бревно, чтобы оно потонуло?

  1. 7 класс Давление

Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

  • Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду.

Почему лиса поползла?

Почему не пошла по льду? Что изменилось при этом?


Использование художественной литературы, живописи в процессе обучения оживляют урок и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование арттехнологии на уроках физики

Автор: Войткевич Евгения Георгиевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства