kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их  знаний и преставлений  о связи  физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы, которую можно организовывать как в урочное время, так и внеурочное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе. »


Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.


Евсюкова Светлана Викторовна

Учитель физики и информатики

МБОУ «Паклинская ООШ»


Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.

Всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Всматривайтесь в простое – и увидите сложное.

(средневековая японская поэзия)


Современные перспективы развития образования предполагают динамичный процесс развития обучающегося, направленный на становление системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентиров, которые позволяли бы учащемуся найти своё собственное место в обществе. Именно поэтому, основной целью является развитие творческих способностей детей, их планомерная подготовка адекватному поведению в окружающем мире, к самостоятельности и независимости: дать возможность сориентироваться в общественных отношениях, реализовать свой личностный потенциал, стать нужным соотечественникам [1].              


Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их  знаний и преставлений  о связи  физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы [2].


На уроках физики обучающимся предлагаются изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных. Такие как: 1) определение закономерностей по предложенным фактам; 2) исправление ошибок; 3) сравнение; 4) установление причин явлений; 5) составление плана изучения или исследование системы; 6) решение противоречий и др. Ребятам нравятся такие задачи. Вот некоторые из них:


Пример 1

Экспериментальная задача (проект)

Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Надеть шарик на горлышко бутылки так, чтобы он оказался внутри.

Попытаться его надуть.

Проколоть отверстие в бутылке ближе ко дну, надуть шарик.

В чём разница?

Отрезать дно у бутылки, надуть шарик. Объясните. (7 класс)

Пример 2

Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу (экспериментальная задача, 7 класс)

Исследуйте зависимость между силой тока, напряжением при параллельном соединении проводников (8 класс)

Пример 3

Найдите ускорение свободного падения на планете Плутон. (Задача с недостающими данными) (9 класс)

Пример 4.

Расчет плотности различных веществ (7 класс). Для определения плотности твердых тел затруднений не возникнет, так это всегда можно сделать с помощью рычажных весов и измерительного цилиндра. Проблема возникает, как только предлагается измерить плотность любой жидкости. Такого рода задачи наталкивают ребят на создание собственного прибора для проведения исследования.


Подобные задания знакомы в той или иной мере каждому учителю хотя бы потому, что редкий учитель в своей практике работы не давал обучающимся заданий сконструировать прибор, модель, механизм, устройство и т.п. Через работу ума и рук дети вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.


Применительно к физике можно говорить о творческой деятельности двух видов: конструкторской и исследовательской.

Правила выполнения исследовательских заданий


1 правило. Никогда не спешите приступать к выполнению исследования. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие его пути возможны, и выбирайте лучший. Как только ученику приходит идея, он немедленно приступает к ее разработке, не задумываясь над тем, нет ли лучших способов решения поставленной перед ним задачи. В результате иногда появляются неудобные с точки зрения практического осуществления решение проблемы.


2 правило. Помните, что всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать выводы на основании одного опыта.


3 правило. Прежде чем приступить к выполнению исследования, следует составить план исследования.


4 правило. По окончании исследования должны быть сделаны выводы.


Эти правила становятся руководством к действию и приобретают реальный смысл только в процессе работы, когда педагог на конкретных примерах в ходе анализа решений показывает, к каким ошибкам приводит несоблюдение этих правил.


Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термометры, паровые турбины, различные электрические приборы: вентиляторы, электромеханические генераторы, электромиксеры и т.д


Для облегчения процесса создания прибора по физике ученикам предлагается следующий алгоритм действий.

«Учимся составлять проект»

(правила выполнения и оформления работы)


  1. Название проекта «Создание прибора для …….

  2. Идея

  3. Назначение

  4. Необходимый теоретический материал для разработки.

  5. Монтажная схема (при необходимости).

  6. Необходимые материалы и инструменты для изготовления.

  7. Процесс изготовления:

а) отдельные узлы;

б) монтирование.

8. Проверка работы прибора, наладка.

9. Изготовление паспорта прибора

а) Название.

б) Кем и когда изготовлен.

в) Основные узлы и их назначение.

г) Где можно использовать данный прибор:

- лабораторные работы для практикума;

- демонстрационный эксперимент;

- исследовательские задачи (что можно исследовать с помощью данного прибора).

д) Техника безопасности при работе с прибором.


Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.


Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


Проектируя физические приборы, нужно предусмотреть, каким требованиям должен отвечать тот или иной прибор, в каких условиях он будет использоваться. Есть общие требования к физическим приборам: наглядность, по возможности их высокая чувствительность, эстетичность исполнения, выразительность, простота конструкции.


Конечно, изобретения учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну или экономическую целесообразность, но все же эти работы с одной стороны являются маленькими ступеньками, ведущими в мир мышления и к настоящим изобретениям, с другой стороны, кабинет пополняется оригинальными физическими приборами, которыми гордятся и ученики, и их учитель.


При организации творческих заданий как завершающего этапа овладения определенными знаниями по физике основной упор должен быть сделан на практическое использование этих знаний. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.


Литература:

  1. Алексеева Л. Н., Копылов Г. Г., Марача В. Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей //Исследовательская работа школьников. — 2003. № 4. — С. 25–28.

  2. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя – М.: Просвещение 1985. – 128с






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.

Автор: Евсюкова Светлана Викторовна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Организация междисциплинарной исследовательской деятельности (на стыке физической культуры и физики)."
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_miezhdistsiplinarnoi_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_na_styki"
    ["file_id"] => string(6) "416435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495044280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1510 руб.
2520 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства