Особенности формирования УУД на этапе учебной деятельности академического типа
Особенности формирования УУД на этапе учебной деятельности академического типа
В стандартах второго поколения УУД обозначены в качестве обязательных результатов образования наряду с традиционными знаниями основ наук. В состав основных видов УУД включены: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В обычной школьной практике урок часто принимает традиционный характер с преобладанием пассивных форм работы учащихся. При определении содержания урока учитель идет от себя, своей цели – дать ученику очередную порцию программного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению знаний и получению социального опыта.
Основываясь на компетентностно-контекстную модель обучения и воспитания, можно создать среду, позволяющую одновременно формировать у учащихся и знания, и УУД, причем каждый этап изучения темы вносит свой вклад в формирование УУД. Так задачей учебной деятельности академического типа является не столько формирование УУД, сколько обеспечение базы для их формирования во всех последующих формах деятельности: квазисамостоятельной, самостоятельной и рефлексивной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования УУД на этапе учебной деятельности академического типа»
Особенности формирования УУД на этапе учебной деятельности академического типа.
В стандартах второго поколения УУД обозначены в качестве обязательных результатов образования наряду с традиционными знаниями основ наук. В состав основных видов УУД включены: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В обычной школьной практике урок часто принимает традиционный характер с преобладанием пассивных форм работы учащихся. При определении содержания урока учитель идет от себя, своей цели – дать ученику очередную порцию программного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению знаний и получению социального опыта.
Основываясь на компетентностно-контекстную модель обучения и воспитания, можно создать среду, позволяющую одновременно формировать у учащихся и знания, и УУД, причем каждый этап изучения темы вносит свой вклад в формирование УУД. Так задачей учебной деятельности академического типа является не столько формирование УУД, сколько обеспечение базы для их формирования во всех последующих формах деятельности: квазисамостоятельной, самостоятельной и рефлексивной.
Средством обеспечения базы для формирования УУД в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса выступает информационное пространство, построенное на психофизиологических законах восприятия информации.
Операционным ядром такого пространства может выступать структура изучаемого явления, как знаковосимволическая модель информации.
Чтобы такая модель выполняла роль интеллектуального информационного кода и позволяла каждому учащемуся свободно порождать «вторичные (свои) коды», необходимо, чтобы она обладала рядом качеств:
Во-первых, модель должна быть изоморфна изучаемому явлению, то есть отображать основные свойства явления, отбрасывая остальные (несущественные).
Во-вторых, абстрактно представлена различными знаково-символическими средствами (графическими изображениями, индексами, условными знаками и т.п.)
В-третьих, последовательно и автономно представлять элементы изучаемого явления, определяемые логикой отношений между ними.
В-четвертых, нести не только информационную, но и регулятивную компоненту, обеспечивающую формирование регулятивных УУД. Такую нагрузку в модели изучаемого явления выполняют как основные понятия, так и ключевые задачи, алгоритмы их решения и механизмы их применения (образцы рассуждения).
Указанные качества модели позволяют выстраивать образовательный процесс на принципе «от общего к частному», который является ключевым в технологиях развивающего обучения. Сама модель представляет собой гипертекстовую матрицу, что соответствует принципам представления информации средствами информационных технологий.
Информация, представленная в знаково-символической форме, также должна соответствовать некоторым требованиям, которые , на наш взгляд, лучше всего отражены в педагогических принципах А.П. Киселева. То есть информация, представленная в модели изучаемого явления должна содержать:
Точные формулировки, которые обеспечивают их правильное понимание, адекватные науке. То есть точность здесь понимается как соответствие смыслу.
Простые рассуждения, которые подчиняются логике, но последняя занимает в них подчинительное положение и служит педагогической цели – понятности и убедительности рассуждений для учащихся, а не для ученых.
Сжатое представление информации без потерь, то есть отсечение лишнего, отвлекающего, засоряющего, мешающего сосредоточению на смыслах. И в этом смысле сжатость существенно отличается от краткости, цель которой уменьшение объема. Цель сжатости – чистота сути.
Построенная таким образом модель научного знания является базой формирования системы научных знаний и УУД. Изоморфная модель изучаемого явления сначала схватывается и кодируется учащимися, а затем организовывается деятельность по ее конкретизации и дифференциации в многомерном пространстве учебной, социальной и рефлексивной деятельности.
Если говорить о гипертекстовом подходе к организации процесса обучения, то становится понятно, что сама гипертекстовая матрица несет в себе значение изучаемого явления, адекватное науке, и потенциал смысла, который нельзя выучить по книгам. Он познается в процессе становления личностного опыта, посредством включения учащихся в различные виды деятельности (учебную, социальную, рефлексивную) в учебном процессе «здесь и сейчас».
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется коммуникативным универсальным действиям, коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в полном значении, как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установки контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений.
Компетентностно-контекстная модель образовательного процесса позволяет целенаправленно формировать коммуникативные УУД без отрыва от реальной учебно-познавательной деятельности и исходной коммуникативной функции – сообщения реальному партнеру.
Например на этапе учебной деятельности академического типа коммуникация выступает как условие интериоризации:
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
-способность строить понятные для партнера высказывания;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.