Статья "Формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Статья "Формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых способствует духовно-нравственному воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание на уроках физики" »
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Кризисные явления в социально–экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы. Существует серьезная опасность духовного опустошения не только современников, но и будущих поколений соотечественников. Поэтому формирование ценностных ориентаций студентов приобретает, сегодня, стратегический характер.
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых способствует духовно-нравственному воспитанию.
Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения оказываются особенно востребованными. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым. Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами, и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.
Формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В отличие от большинства других преподаваемых дисциплин физика имеет предметом своего изучения различные явления, составляющие окружающий нас внешний мир, и количественные отношения свойственные этим явлениям. Этой особенностью физической науки в первую очередь объясняется нелегкая задача - преодолеть в сознании студентов возникающее со стихийной неизбежностью представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Физико-математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Это честность и правдивость - одно из лучших украшений нравственной личности человека, когда человек постепенно преодолевает в себе отвратительную мещанскую привычку - подчинять законы мышления своим личным, мелким, корыстным интересам, теоретически защищать все то и только то, что ему практически выгодно; когда он учится уважать объективную правильность аргументации как высшую духовную и культурную ценность и все чаще и со все более легким сердцем жертвовать ради нее своими личными интересами.
Решение физических задач требует от студентов добросовестную и серьезную работу над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. При этом у студентов, при правильном руководстве, воспитываются соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Решение физико-математического задания, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер физико-математических заданий более чем что-либо другое влечет к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта студента. Тот, кто изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать. Никакие трудности его не остановят, сила его порыва и устремления, его усидчивость и выдержка в преодолении препятствий будут крепнуть с каждым новым достижением, а неудачи, ошибки, временные крушения и поражения он научится встречать, как подобает истинному борцу, не опуская перед ними руки, а черпая в них источник и стимул для все новых и новых напряжений мысли и воли.
Сведения из истории развития физики воспитывают любовь к своей Родине, к своему народу, к своему краю, к людям этого края. Поэтому для развития чувства патриотизма большое значение имеет и знакомство студентов с историей развития народного хозяйства, культуры, науки родного государства. Говоря о русских передовых ученых и изобретателях, следует указать на одно их замечательное качество-преданность своей Родине, их патриотизм. Нужно отметить, с какой самоотверженностью они работали, как стремились они поднять и развить свою отечественную науку, поднять технический уровень своей страны.
Использование физической информации о различных явлениях для воспитания у студентов патриотических и гражданских чувств к истории, архитектуре и древнерусским атрибутам позволяет решать проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
В заключении хочется сказать словами великого математика Лейбница: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет…».