kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время разработаны и реализуются стандарты нового поколения. Если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированной подход, то сейчас создан стандарт на основе личностно-ориентированного подхода. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету.  В основе стандарта лежит компетентностный подход, при этом   сохраняется традиционную фундаментальность и универсальность. Новые стандарты - это принципиальный взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего ученика. Стандарт – должен обеспечивать хорошее образование (ключ к успеху).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ" »

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

В настоящее время разработаны и реализуются стандарты нового поколения. Если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированной подход, то сейчас создан стандарт на основе личностно-ориентированного подхода. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. В основе стандарта лежит компетентностный подход, при этом сохраняется традиционную фундаментальность и универсальность. Новые стандарты - это принципиальный взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего ученика. Стандарт – должен обеспечивать хорошее образование (ключ к успеху).

Что значит «хорошее образование»?

Хорошее образование - это не набор сведений для получения хороших оценок на экзамене. Хорошее образование – это то, что обеспечит успех в будущем, в реальной, настоящей жизни (образование которое учит самообразовываться и применять знания самостоятельно всю жизнь).

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

К ключевым компетенциям относятся:

  1. общекультурная компетенция;

  2. социально-трудовая компетенция;

  3. коммуникативная;

  4. компетенция в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий).

При изучении любого учебного предмета организуется учебная деятельность учащихся, следовательно, существуют возможности формировать учебно - познавательную компетенцию. Основы наук – это элемент культуры, следовательно, есть возможность на этих учебных предметах формировать общекультурную компетенцию. В преподавании учебных предметов необходимо обращать внимание на смысловые, мировоззренческие элементы, определение собственного отношения ученика к изучаемому. В учебных предметах с ведущим компонентом "научные знания", формирование коммуникативной компетенции, компетенции личностного определения будет осуществляться больше за счёт процессуальной стороны обучения, чем за счёт содержания. Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем,- это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности. И это конечно можно реализовать при изучении физики.


Формируемые

компетенции

Умения, навыки

Формы работы

Информационные

компетенции

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ, работа с ресурсами Интернет

Составление электронных презентаций.

Осуществление контроля в интерактивном режиме.

Лабораторные работы с компьютерными моделями.

Предметные компетенции

Усвоение фактического материала по предмету

Лабораторные работы с компьютерными моделями.

Учебно-познавательные компетенции

Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Создание исследовательских работ по различным темам.

Лабораторные работы с компьютерными моделями.

Исследовательские компетенции

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Создание исследовательских работ по различным темам.

Лабораторные работы с компьютерными моделями.

Коммуникативные компетенции

Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; умение общаться, уважение друг друга

Представление ученической презентации



Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Среди современных образовательных технологий исследовательская отвечает данным критериям. Данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех ключевых компетенций у обучающихся.

Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских лабораторных работ, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.

Например, исследовательские лабораторные работы проводятся с применением в процессе обучения информационных технологий. Если проводить физический эксперимент и фронтальные лабораторные работы, используя виртуальные модели посредством компьютера, то можно научить студентов самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента на виртуальных моделях, то есть появляется реальная возможность формирования необходимой информационной компетентности.

Студентам предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов, делать выводы. Задается индивидуальный темп обучения для каждого студента, появляется возможность проведения эксперимента в неурочное время.

Появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях лаборатории.

Студенты приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства.

Студенты получают навыки работы с электронными ресурсами.

Внеурочная деятельность студентов только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью - учебно-познавательной. Поэтому, помогаю студентам, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия - научные работы моих студентов, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Завоевание призовых мест не самоцель, главное - проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.


Литература:

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.

  3. КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное содержание в образовательных стандартах.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.- № 2. - С. 58-64.

  5. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. - М., 2006.

  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ"

Автор: Исупова Людмила Владимировна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад, тема «Проведение интегрированных уроков при обучении физике»"
    ["seo_title"] => string(68) "dokladtiemaproviedieniieintieghrirovannykhurokovpriobuchieniifizikie"
    ["file_id"] => string(6) "337103"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467913227"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "ГЛАВНОЕ - УВИДЕТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА (современный взгляд на педагогическое наследие С.Т.Шацкого) "
    ["seo_title"] => string(114) "glavnoie-uvidiet-v-riebienkie-chielovieka-sovriemiennyi-vzghliad-na-piedaghoghichieskoie-nasliediie-s-t-shatskogho"
    ["file_id"] => string(6) "108373"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403682010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства