Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ"
В настоящее время разработаны и реализуются стандарты нового поколения. Если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированной подход, то сейчас создан стандарт на основе личностно-ориентированного подхода. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. В основе стандарта лежит компетентностный подход, при этом сохраняется традиционную фундаментальность и универсальность. Новые стандарты - это принципиальный взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего ученика. Стандарт – должен обеспечивать хорошее образование (ключ к успеху).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ" »
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ
В настоящее время разработаны и реализуются стандарты нового поколения. Если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированной подход, то сейчас создан стандарт на основе личностно-ориентированного подхода. Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. В основе стандарта лежит компетентностный подход, при этом сохраняется традиционную фундаментальность и универсальность. Новые стандарты - это принципиальный взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего ученика. Стандарт – должен обеспечивать хорошее образование (ключ к успеху).
Что значит «хорошее образование»?
Хорошее образование - это не набор сведений для получения хороших оценок на экзамене. Хорошее образование – это то, что обеспечит успех в будущем, в реальной, настоящей жизни (образование которое учит самообразовываться и применять знания самостоятельно всю жизнь).
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
К ключевым компетенциям относятся:
общекультурная компетенция;
социально-трудовая компетенция;
коммуникативная;
компетенция в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий).
При изучении любого учебного предмета организуется учебная деятельность учащихся, следовательно, существуют возможности формировать учебно - познавательную компетенцию. Основы наук – это элемент культуры, следовательно, есть возможность на этих учебных предметах формировать общекультурную компетенцию. В преподавании учебных предметов необходимо обращать внимание на смысловые, мировоззренческие элементы, определение собственного отношения ученика к изучаемому. В учебных предметах с ведущим компонентом "научные знания", формирование коммуникативной компетенции, компетенции личностного определения будет осуществляться больше за счёт процессуальной стороны обучения, чем за счёт содержания. Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем,- это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности. И это конечно можно реализовать при изучении физики.
Формируемые
компетенции
Умения, навыки
Формы работы
Информационные
компетенции
Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ, работа с ресурсами Интернет
Составление электронных презентаций.
Осуществление контроля в интерактивном режиме.
Лабораторные работы с компьютерными моделями.
Предметные компетенции
Усвоение фактического материала по предмету
Лабораторные работы с компьютерными моделями.
Учебно-познавательные компетенции
Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.
Создание исследовательских работ по различным темам.
Лабораторные работы с компьютерными моделями.
Исследовательские компетенции
Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы
Создание исследовательских работ по различным темам.
Лабораторные работы с компьютерными моделями.
Коммуникативные компетенции
Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; умение общаться, уважение друг друга
Представление ученической презентации
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Среди современных образовательных технологий исследовательская отвечает данным критериям. Данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех ключевых компетенций у обучающихся.
Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских лабораторных работ, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.
Например, исследовательские лабораторные работы проводятся с применением в процессе обучения информационных технологий. Если проводить физический эксперимент и фронтальные лабораторные работы, используя виртуальные модели посредством компьютера, то можно научить студентов самостоятельно добывать физические знания в ходе физического эксперимента на виртуальных моделях, то есть появляется реальная возможность формирования необходимой информационной компетентности.
Студентам предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов, делать выводы. Задается индивидуальный темп обучения для каждого студента, появляется возможность проведения эксперимента в неурочное время.
Появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях лаборатории.
Студенты приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства.
Студенты получают навыки работы с электронными ресурсами.
Внеурочная деятельность студентов только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью - учебно-познавательной. Поэтому, помогаю студентам, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия - научные работы моих студентов, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.
Завоевание призовых мест не самоцель, главное - проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.
Литература:
Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.
КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное содержание в образовательных стандартах.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.- № 2. - С. 58-64.
Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. - М., 2006.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.