kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов" »

Алимова Наталья Маратовна – учитель физики второй квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5» г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область


Организация исследовательской деятельности

обучающихся по физике и оформление ее результатов



"Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества".

В.А.Сухомлинский


В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.

При проведении конференции ставится задача научить школьников

  • четкому изложению сути полученных результатов,

  • эффективному использованию иллюстративного материала,

  • умению отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях,

  • научной этике, как в представлении результатов, так и в полемике друг с другом.


Вообще говоря, исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, направленные на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику. Именно к последнему типу должны относиться исследования обучающихся.

К сожалению, часть работ ежегодно представляемых на городскую конференцию «Физика вокруг нас» являются реферативными, не все обучающиеся могут правильно оформить результаты своей работы. В итоге опубликованные тезисы значительно отличаются по своему уровню друг от друга. Здесь следует отметить, что возможность публикации предоставляется всем учащимся, подавшим заявки на участие в конференции.

В двадцатом веке стали говорить о технологии проектной деятельности. Хотелось бы отметить, что не всякая исследовательская работа школьника называется проектом.

Работа над проектом направлена на:
  • Решение конкретной проблемы;

  • Планирование действий по решению проблемы (проектирование);

  • Поиск информации;

  • Результат (продукт);

  • Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.

Проектно-исследовательская работа охватывает самые разные области знаний. Это позволяет решать задачи индивидуализации и специализации обучения в рамках образовательной школьной программы, отражать те или иные аспекты развивающейся личности ребенка.


Презентация проектов может быть представлена в следующем виде:
  • Демонстрации видеофильма

  • Научного доклада

  • Отчета об исследовательской деятельности

  • Рекламы

  • Компьютерной презентации


Приведем требования к содержанию и организации проведения учебного проекта:

  1. Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

  2. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.

  3. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

  4. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

  5. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

  6. Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.

  7. Проект полностью сориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.


Оговорим требования к тезисам, представляемым к печати.

Прежде всего, отметим, что тезисы – это краткое письменное изложение результатов работы для печати. Т.к. на ученических конференциях проходит конкурс (оценка) исследовательских работ учащихся, поэтому в таких тезисах необходимо обозначить:

  • цель исследования,

  • методы исследования, которые могут быть-

    (теоретические:

    • анализ

    • синтез

    • аналогия

    • моделирование


    эмпирические:

    • наблюдение

    • эксперимент

    • опросы

    • анкетирование

    • интервьюирование)

  • личный вклад в исследование,

  • область использования результатов работы,

  • список используемой литературы (правила оформления списка литературы можно посмотреть в конце статьи, предлагаемой вашему вниманию). Список литературы может формироваться по мере появления той или иной ссылки в работе или в алфавитном порядке.

Важное требование к любой публикуемой работе — строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях допускается излишняя свобода в оперировании терминами, то требование строгости употребления языка в печатной работе — обязательно. Когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для раскрытия темы, начинайте анализировать их толкование в литературе. Причем в первую очередь используйте фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции берутся в основу работы. Каждый раз, применяя тот или иной термин, необходимо контролировать, насколько существенен он в работе в той или иной трактовке. Несмотря на ваши эрудицию и опыт, постарайтесь не вводить какие-либо новые термины, они всегда очень настороженно воспринимаются.

В печатной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа: «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению», «Мне кажется» и т. п., так и множественного: «Мы получаем», «Мы наблюдаем», «Мы имеем» и т. д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа при описании экспериментальной части, где возможно построение фраз и с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно писать «по мнению автора работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение передового педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п.

Хотелось бы обратить внимание на правильное оформление списка литературы (см., например, список литературы, приводимый в данной работе). Заголовки, как правило, набираются заглавными буквами, в конце заголовка и подзаголовков не ставится точка.


Работы участников конференции оцениваются по решению оргкомитетов по-разному, приведем некоторые критерии по работе [3]:

  • личный вклад в исследование,

  • глубина знаний по теме исследования,

  • культура речи,

  • умение отвечать на вопросы,

  • сопровождение доклада наглядными средствами.

Больше пяти критериев оценки вводить нежелательно, т.к. это затрудняет работу жюри.

Основное требование, предъявляемое к докладчику, - понимание физики исследуемых процессов и использованных методов.


Литература:

  1. VII открытая российская научно-практическая конференция школьников // Физика. Приложение к газете «1 сентября». . — 1998, № 19. — С. 12-13.

  2. Материалы городской научно-практической конференции школьников «Физика вокруг нас». — Томск, 2006. — 92с.

  3. Румбешта Е.А., Булаева О.В. Работа с учащимися в предметных проектах. Методическое пособие. — Томск: учебно-методический издательский центр ТГПУ, 1999. — 31с.

  4. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.// Внешкольник. — 2001 , №12

  5. Портал исследовательской деятельности учащихся www.researcher.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алимова Наталья Маратовна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1510 руб.
2520 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1340 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства