Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"
Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"
Автор раскрывает некоторые методические приемы преподавания физики, повышающие учебную мотивацию школьников: проблемное обучение, урок "открытие" нового знания, информационные и коммуникационные технологии, исследовательская компьютерная среда "Живая физика", внеклассные мероприятия, применение ЭОР. При этом сделан акцент на применение в преподавании выводов из психологической науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики" »
Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики
Ивакина Е.В.
учитель физики
МБОУ СОШ №3 г. Усмани
Липецкой области
“Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.”
В.А. Сухомлинский
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” “В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... не сформирована потребность в знаниях, нет стремления учащегося к учебе. Отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности[1]. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотивация не врожденное, а приобретенное качество. Мне, как учителю, к которому ученики приходят в 7 классе, т.к. в обычной школе физику начинают изучать с этого класса, не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Такие факторы как семья, окружение, у подростков «гормональный взрыв», у девочек 7-8 класса снижена учебная восприимчивость к интеллектуальной деятельности из-за полового созревания, умственное развитие ученика, прежний учебный опыт,- это реальность, которая накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На них не повлияешь, это прошлое, его не изменить. Изменять надо настоящее, повышая учебную мотивацию. Учить детей надо так, чтобы им хотелось учиться.
Если управлять мотивацией интуитивно или спонтанно, а не опираясь на векторы из психологии, то мало, что получается. На сегодняшний психологической наукой выделяется пять уровней учебной мотивации [2]:
Первый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки. У них есть личное, внутреннее стремление к хорошей учебе). они умоляют нас: «Пожалуйста, научите меня, я готов к учебе».
Второй уровень – хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь модную школьную сумку, ручки, пенал, тетради. Учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадапатация.
Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении любви к учебе, получение удовлетворения от самой учебы (внутренняя).
Если ребенок учится, чтобы добиться какого-то результата, получить пользу от своей учебы, получить знания для будущей профессии, это значит, что на него действует более внешняя по характеру мотивация. Она прекращается, когда достигнута цель, «мне физика не нужна, я её не сдаю». А может перейти во внутреннюю… Данная проблема хорошо изучена израильскими учеными, которые выделяют шесть основных факторов, повышающих мотивацию учащихся [3].
В своей работе я опираюсь на опыт работы зарубежных и российских коллег, но как учитель физики прихожу к выводу, что на сегодняшний день, к сожалению, нет ни апробированной разработанной программы по физике, ни «хорошего» учебника, ни методического пособия, которое могло бы предоставить проверенную готовую схему для гарантированного решения проблемы повышения мотивации школьников. Я сама конструирую занятия, учитывая условия обучения и состав учащихся, внося каждый раз что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Опыт работы в данном направлении был обобщен и опубликован на региональном уровне[4]. Обозначу некоторые приемы работы в данном направлении.
Проблемное обучение, урок «Открытие нового знания». Это педагогическая технология, при которой следует соблюдать следующие принципы: четкая разработка цели и задач обучения и воспитания;
структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; комплексное применение дидактических и информационных средств обучения и контроля; гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. Главный элемент этого обучения – учебная проблема, неожиданное затруднение, которое удивляет, озадачивает ученика, стимулирует его умственную деятельность.
Современный учебный процесс невозможен без применения информационных и коммуникационных технологий. Компьютер и проектор применяется мною для сопровождения лекции или беседы со слайдами. Компьютер и проектор кроме простого проецирования информации на экран может использоваться для создания проблемных ситуаций. Интерактивная доска позволяет легко визуализировать урок, предоставляет дополнительные возможности при создании проблемных ситуаций. Широко практикую выступления учащихся с использованием проектора, когда речь сопровождается слайдами, заслушиваем итоги индивидуальной творческой работы, выполненной с помощью компьютерных технологий (реферат, буклет, фоторепортаж и т.д.). Широкие возможности у программы для обработки электронных таблиц Excel, которая позволяет организовать процесс построения и исследования физической модели, проводить компьютерный эксперимент, анализируя результаты с корректировкой компьютерной модели, обрабатывать результаты лабораторных работ:
В средних классах можно успешно исследовать физические модели с помощью программы «Живая физика». Это компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом и др. полях. Для контроля усвоения теоретического материала эффективны вопросы теста на экране через проектор или на интерактивной доске как физический диктант, только легче и учителю и ученикам. Компьютер эффективно используется и при решении задач. Контроль умения решать задачи на компьютере – учащихся привлекает такая форма по ряду причин: сразу получают результат; не теряется время на оформление, исправление и т.д.; можно воспользоваться справочным материалом, калькулятором, подсказкой из интернета.
Помимо тщательно спланированных уроков, большое значение для повышения мотивации школьников имеют внеклассные мероприятия.
Так в 8-х классах традиционно проходит интеллектуальная игра-соревнование по теме “Тепловые явления”, «Конкурс действующих моделей» и т.д., которые делают школьную жизнь яркой и запоминающейся.
Сейчас каждый школьник имеет современный сотовый телефон, а это полноценный компьютер в кармане, имеющий доступ к интернет-ресурсам, это также по возможности следует использовать на уроке. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Уроки с компьютерной поддержкой в моей работе стали традиционными, у меня много дисков, есть своя электронная коллекция, множество презентаций, но это так мало в сравнении с тем, что дают ЭОР. ( Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [4], Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения[5], портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"[6].)
Литература:
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с
4. Ивакина Е.В. Мастер-класс «Деятельностный подход в обучении: Урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР» // Региональное образование: современные тенденции. – Липецк - 2013. - № 19. - С. 109-118.