kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор раскрывает некоторые методические приемы преподавания физики, повышающие учебную мотивацию школьников: проблемное обучение, урок "открытие" нового знания, информационные и коммуникационные технологии, исследовательская компьютерная среда "Живая физика",  внеклассные мероприятия, применение ЭОР. При этом сделан акцент на применение в преподавании выводов из психологической науки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики" »

Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики


Ивакина Е.В.

учитель физики

МБОУ СОШ №3 г. Усмани

Липецкой области


“Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.”

В.А. Сухомлинский

Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” “В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... не сформирована потребность в знаниях, нет стремления учащегося к учебе. Отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности[1]. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотивация не врожденное, а приобретенное качество. Мне, как учителю, к которому ученики приходят в 7 классе, т.к. в обычной школе физику начинают изучать с этого класса, не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Такие факторы как семья, окружение, у подростков «гормональный взрыв», у девочек 7-8 класса снижена учебная восприимчивость к интеллектуальной деятельности из-за полового созревания, умственное развитие ученика, прежний учебный опыт,- это реальность, которая накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На них не повлияешь, это прошлое, его не изменить. Изменять надо настоящее, повышая учебную мотивацию. Учить детей надо так, чтобы им хотелось учиться.

Если управлять мотивацией интуитивно или спонтанно, а не опираясь на векторы из психологии, то мало, что получается. На сегодняшний психологической наукой выделяется пять уровней учебной мотивации [2]:

Первый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки. У них есть личное, внутреннее стремление к хорошей учебе). они умоляют нас: «Пожалуйста, научите меня, я готов к учебе».

Второй уровень – хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь модную школьную сумку, ручки, пенал, тетради. Учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадапатация.

Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении любви к учебе, получение удовлетворения от самой учебы (внутренняя).

Если ребенок учится, чтобы добиться какого-то результата, получить пользу от своей учебы, получить знания для будущей профессии, это значит, что на него действует более внешняя по характеру мотивация. Она прекращается, когда достигнута цель, «мне физика не нужна, я её не сдаю». А может перейти во внутреннюю… Данная проблема хорошо изучена израильскими учеными, которые выделяют шесть основных факторов, повышающих мотивацию учащихся [3].

В своей работе я опираюсь на опыт работы зарубежных и российских коллег, но как учитель физики прихожу к выводу, что на сегодняшний день, к сожалению, нет ни апробированной разработанной программы по физике, ни «хорошего» учебника, ни методического пособия, которое могло бы предоставить проверенную готовую схему для гарантированного решения проблемы повышения мотивации школьников. Я сама конструирую занятия, учитывая условия обучения и состав учащихся, внося каждый раз что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Опыт работы в данном направлении был обобщен и опубликован на региональном уровне[4]. Обозначу некоторые приемы работы в данном направлении.

Проблемное обучение, урок «Открытие нового знания». Это педагогическая технология, при которой следует соблюдать следующие принципы: четкая разработка цели и задач обучения и воспитания;

структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; комплексное применение дидактических и информационных средств обучения и контроля; гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. Главный элемент этого обучения – учебная проблема, неожиданное затруднение, которое удивляет, озадачивает ученика, стимулирует его умственную деятельность.

Современный учебный процесс невозможен без применения информационных и коммуникационных технологий. Компьютер и проектор применяется мною для сопровождения лекции или беседы со слайдами. Компьютер и проектор кроме простого проецирования информации на экран может использоваться для создания проблемных ситуаций. Интерактивная доска позволяет легко визуализировать урок, предоставляет дополнительные возможности при создании проблемных ситуаций. Широко практикую выступления учащихся с использованием проектора, когда речь сопровождается слайдами, заслушиваем итоги индивидуальной творческой работы, выполненной с помощью компьютерных технологий (реферат, буклет, фоторепортаж и т.д.). Широкие возможности у программы для обработки электронных таблиц Excel, которая позволяет организовать процесс построения и исследования физической модели, проводить компьютерный эксперимент, анализируя результаты с корректировкой компьютерной модели, обрабатывать результаты лабораторных работ:

В средних классах можно успешно исследовать физические модели с помощью программы «Живая физика». Это компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом и др. полях. Для контроля усвоения теоретического материала эффективны вопросы теста на экране через проектор или на интерактивной доске как физический диктант, только легче и учителю и ученикам. Компьютер эффективно используется и при решении задач. Контроль умения решать задачи на компьютере – учащихся привлекает такая форма по ряду причин: сразу получают результат; не теряется время на оформление, исправление и т.д.; можно воспользоваться справочным материалом, калькулятором, подсказкой из интернета.

Помимо тщательно спланированных уроков, большое значение для повышения мотивации школьников имеют внеклассные мероприятия.

Так в 8-х классах традиционно проходит интеллектуальная игра-соревнование по теме “Тепловые явления”, «Конкурс действующих моделей» и т.д., которые делают школьную жизнь яркой и запоминающейся.

Сейчас каждый школьник имеет современный сотовый телефон, а это полноценный компьютер в кармане, имеющий доступ к интернет-ресурсам, это также по возможности следует использовать на уроке. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Уроки с компьютерной поддержкой в моей работе стали традиционными, у меня много дисков, есть своя электронная коллекция, множество презентаций, но это так мало в сравнении с тем, что дают ЭОР. ( Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [4], Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения[5], портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"[6].)

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с

3. http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/teaching-up/medlin-hanter-masterstvo/medlin-hanter-masterstvo_65.html

4. Ивакина Е.В. Мастер-класс «Деятельностный подход в обучении: Урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР» // Региональное образование: современные тенденции. – Липецк - 2013. - № 19. - С. 109-118.

5. http://school-collection.edu.ru

6. http://fcior.edu.ru

7. http://www.ict.edu.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"

Автор: Ивакина Елена Васильевна

Дата: 16.07.2014

Номер свидетельства: 110072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-formirovaniie-u-studientov-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439486949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1510 руб.
2520 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства