Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
Физика – весьма важный компонент общего образования и нужна в наше время каждому культурному человеку. Она выясняет, как устроен окружающий нас мир, как совершается процесс познания его законов. Для учителя, что касается работы, главным является форма проведения уроков. Он должен научиться выделять главное в излагаемом и строить урок так, чтобы быть убежденным в усвоении материала. Этой работе учителю помогает установка на полное усвоение нового учебного материала. Для этого я довожу до сведения учащихся чему именно и каким образом они должны научиться на данном уроке (что понять, какие формулы запомнить). И теперь главное в этом пункте – проверку усвоения нового учебного материала проводить не на следующем занятии, а на этом же уроке. Тогда школьники будут знать, что их успеваемость будет зависеть прежде всего от них самих. Для проверки усвоения только что изученных вопросов я применяю кратковременные самостоятельные работы или провожу устный опрос. За два-три полных ответа ставится оценка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении на уроках физики»
Циркова В.В.,
учитель физики и информатики
МОУ СОШ № 49,
победитель всероссийского конкурса
молодых учителей физики
фонда «Династия» в 2009 году
Актуальные проблемы изучения и преподавания физики в школе.
Физика – весьма важный компонент общего образования и нужна в наше время каждому культурному человеку. Она выясняет, как устроен окружающий нас мир, как совершается процесс познания его законов.
Для учителя, что касается работы, главным является форма проведения уроков. Он должен научиться выделять главное в излагаемом и строить урок так, чтобы быть убежденным в усвоении материала. Этой работе учителю помогает установка на полное усвоение нового учебного материала. Для этого я довожу до сведения учащихся чему именно и каким образом они должны научиться на данном уроке (что понять, какие формулы запомнить). И теперь главное в этом пункте – проверку усвоения нового учебного материала проводить не на следующем занятии, а на этом же уроке. Тогда школьники будут знать, что их успеваемость будет зависеть прежде всего от них самих. Для проверки усвоения только что изученных вопросов я применяю кратковременные самостоятельные работы или провожу устный опрос. За два-три полных ответа ставится оценка.
Важной работой для повышения качества обучения является умение школьников работать с учебником. Если на первой ступени обучения физике много внимания ученики уделяют составлению простого и сложного планов параграфа, то в выпускном классе этого явно недостаточно: основным должен стать анализ текста, понимание связей внутри материала. Ряд не сложных параграфов школьники могут изучить самостоятельно – дома или на уроке. На обобщающих уроках, при повторении учащимся полезно предлагать такие задания: в главе учебника выделить главное, определить важные факты. Методическая схема этого задания такова:
факты → теория → следствия → практика, эксперимент
Эта схема очень важна для процесса познания. Ее для пользы дела я раскрываю учащимся при изучении ряда глав учебника.
При повторении учебного материала целесообразно применять метод одновременного рассмотрения нескольких (двух-трех), в том числе противоположных по характеру, явлений. Поясню эту мысль. Если к примеру, рассказано (или проведен опыт) об испарении, то на том же уроке, вслед за этим можно сообщать учащимся и о противоположном явлении, то есть взаимно-обратном, - конденсации; в этом случае возникает в сознании мысленное сравнение двух «контрастных» явлений. Оно обеспечит лучшее понимание и более прочное усвоение материала, открывает возможности для создания проблемных ситуаций.
В VII-VIII классах можно использовать качественные задачи, которые связаны с каким-либо одним физическим явлением и содержит лишь один вопрос. Предлагаю следующую задачу:
«Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?»
К этой задаче очень полезно присоединить еще две, желательно с помощью учеников:
«Сравните выталкивающие силы, если тело в одной жидкости (в воде) тонет, в другой (ртути) плавает».
«Каковы выталкивающие силы, если в названных выше жидкостях данное тело тонет?»
Услышав ответ на эти задачи, становится ясно, что тема об Архимедовой силе ребятами усвоена успешна.
Среди приемов, повышающих качество обучения физики, особое место занимает организация групповой учебной деятельности учащихся, при которой группе школьников ставят единую познавательную задачу. Для ее решения необходимо объединение усилий всех ее членов. Ее особенность в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей. Рассмотрим некоторые ее аспекты. Так с целью психологической подготовки применяем такую памятку:
1) Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по группе
2) Если не согласен с ответом товарища, обоснуй почему.
3) Если доказали твою ошибку, признай ее.
Такая форма организации обучения используется в основном при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или в конце урока.
Ге →Ие→Ге
ОА → ОН.М О
Гд→Ие →Гд
На схеме представлена, как может строиться групповая работа на уроке изучения новых сведений по физике. Буквами обозначены:
О – обучение;
ОА – общеклассная актуализация знаний;
ОН.М – общеклассное изучение нового материала;
Ге – групповое единое задание;
Гд – групповое задание (для каждой группы свое);
Ие – индивидуальное единое обучение (все учащиеся выполняют одинаковые задания).
Комплектование учебных групп лучше проводить на принципе добровольности, по четыре человека в группе. Две пары поворачиваются лицом друг к другу и занимают столы, стоящие в шахматном порядке. Всю учебную работу нужно готовить заранее, составляя план записывая его в особую таблицу. Таблица имеет следующие графы: тема урока, этап урока, время работы групп, их деятельность.
Педагог и здесь остается центральной фигурой. При групповом методе обучения учитель освобождается от ряда контрольных, оценочных и обучающих обязанности, и может больше внимания уделить организации учебного процесса. Учение в группе повышает интерес к занятиям, способствует развитию познавательной активности школьников. Все это «плюсы».
Слабые стороны: большие затраты времени на подготовку дидактических материалов, невозможность применять его более чем на двух уроках в день.
В последнее время в учебном процессе находит все более широкое применение форма контроля знаний – тестирование. При использовании такой формы можно повысить качество контроля с минимальными затратами времени. Мы выбираем для проведения тестирования закрытые тесты. Это такая форма, когда в тесте дается несколько готовых ответов, только один из них правильный.
В условиях дифференциации и глобальной модернизации среднего образования появился целый ряд интересных и оригинальных учебников по физике. В своей работе я использую следующие учебники:
В учебнике авторов Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская предусмотрена уровневая дифференциация: материал, который изучается учащимися, проявляющими интерес к физике, помечен звездочкой. Имеются вопросы для самопроверки. Но содержание учебника 7 класса недостаточно адаптировано к способности школьников воспринимать учебный материал, не хватает математических знаний.
Учебники Г.Я. Мякишева, А.В. Перышкина усовершенствовались по истечении многолетней апробации. Структура этих учебников практически одинакова (например, курсы механики строятся как последовательное решение основной задачи механики, но основываются они на разных концептуальных подходах. Это затрудняет работу с ними и снижает эффективность самообразовательной деятельности учеников.
В активизации познавательной деятельности школьников при изучении физики особенно велика роль эксперимента. Он – источник новых знаний, которые систематизируются и обобщаются; во-вторых, эксперимент служит критерием правильности любой теории и гипотезы; в третьих, через эксперимент осуществляется связь научных знаний с техникой, производством. На разных этапах урока и с различной целью уделяется большое внимание решению экспериментальных задач. Например, при изучении коэффициента поверхностного натяжения учащиеся получают задания: «Пронаблюдайте и объясните поведение двух спичек без «головок» на поверхности воды, когда между ними помещен кусочек сахара или мыла».
Таким образом, учебный процесс продолжается.
Самой распространенной формой работы соревновательного характера стали олимпиады учащихся по физике.
Олимпиады, прежде всего рассматриваются, как способ выявления одаренных учащихся. Но есть и другая цель олимпиад – создание условий, при которых пробуждается или развивается живой интерес к науке и технике у многих школьников. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение заметно и положительно влияющее на общий уровень знаний учащихся. На мой взгляд олимпиадные задачи должны быть интересными, но не требующими знаний, выходящих за рамки соответствующего возрасту ученика учебника физики или популярной книги. Главное – заставить посмотреть на явление с неожиданной стороны.
Развитию увлеченности предметом физики способствует организация в школе кружковой работы. Ее лучше всего начинать вначале учебного года с семиклассниками, которые только начали изучать физику. Можно для привлечения внимания всех учеников к новому предмету организовать два физических вечера. Далее вся деятельность кружка проводится по заранее распланированному плану.
Ярко выраженные недостатки в уровне усвоения выпускниками в полной средней школы отдельных вопросов атомной физики и методов научного познания, к сожалению, являются «традиционными» в нашем образовании и неизменно фиксируются при всех массовых проверках результатов обучения. Давно известны и причины этих недостатков. Дело в том, что усвоение соответствующих элементов физики, хотя и признано необходимым (что фиксируется во всех программах школьно курса физики), не проверяется ни вступительными экзаменами в вузы, ни проверочными контрольными работами со стороны местного руководства образования. Поэтому и авторы учебников физики и учителя не уделяют должного внимания упражнениям по овладению учащимися методами научного познания и анализу энергетических перехода атома при его взаимодействием со светом, ограничиваясь беглым обзором этого материала.
Такую ситуацию может изменить только разработка четких требований к результатам школьного образования в рамках Стандарта.
Использование компьютера в учебных целях обогащает преподавание физики новыми приемами и формами работы, а также способствует формированию личного интереса учащихся к приобретению новых знаний через доступ к нетрадиционным источникам информации. В этой связи особое значение приобретает задача наиболее эффективного формирования содержания учебного курса «Информатизация образовании» и методов его преподавания. Программное обеспечение для учебного процесса выполняет следующие функции: тестирование, тренинг, моделирование,пользование библиотекой учебной информации, программы для школьного курса физики.
Главная причина, побуждающая учеников к учебной деятельности, в основном внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамен, не испытывать страх перед родителями. А поскольку способным ученикам в общем-то не сложно сдать экзамен, то у них фактически нет мотивов побуждающих к дополнительной учебной деятельности, в результате чего не реализуются полностью их возможности. Необходимо использовать внутренние мотивы школьников, такие, как потребность в мышлении, в общении, в чувстве собственного достоинства. В наших школах много лет существуют факультативные занятия и классы с углубленным изучением физики. Эти две формы обучения позволили более полно удовлетворить и развить интересы учащихся к физике и технике. В этом вопросе ведущую роль должен играть учитель. Таланты очень нужны всем: и обществу в целом и каждому из нас.
Сегодняшний учитель – продукт своего времени. Он из фанатика-предметника должен стать просветителем-воспитателем. Ведь влияние учителя на учащихся не измеряется только качеством переданных знаний и умений. Не менее важно его воспитательное воздействие: убежденностью, обаянием, соблюдением педагогического такта. Все эти вещи и создают «воспитывающий» фон урока, являются для ученика как бы маленьким зеркалом, в котором отражается общество.
В современных условиях особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, поэтому роль учебной книги возрастает, она все в большей мере принимает на себя обучающие функции, ранее целиком принадлежащие учителю. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечивать ученику самоконтроль за усвоением знаний, а также способствовать формированию физического стиля мышления и специфической языковой культуры.