kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен урок, проведенный учителями физики и биологии совместно по исследованию и изучению системы кровообращения человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"»

Тема: Изучение работы органов кровообращения.

Интегрированный урок по теме « Изучение работы кровеносной системы» проводится в 8 классе.

Б. Из опыта преподавания биологии в 8 классе выявлено то, что тема «Работа органов кровообращения» вызывает затруднения у учащихся. Так как материалы по этой теме представлены в ОГЭ, мы решили рассмотреть эту тему совместно с учителем физики на интегрированном уроке.

Педагогическая цель: закрепление изученного учебного материала по различным разделам биологии и физики.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний по различным разделам биологии и физики. Устанавливать связь между отдельными темами этих предметов. Научиться использовать полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения, устанавливать связь теории с практикой.

Воспитательная: способствовать формированию сочетания индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности.

Тип, вид урока: для изучения данной темы был выбран интегрированный тип урока. Это позволит учащимся понять процессы, происходящие в организме человека с точки зрения биологии и физики.

Планируемые результаты: учащиеся научатся получать знания, используя различные виды деятельности и использовать эти знания для проведения экспериментально-исследовательских работ.

Личностные результаты: будут сформированы: различные навыки обучения; а также умение обращаться с лабораторным оборудованием по физике и биологии; приобретут навыки основ моделирования процессов.

Универсальные учебные действия: метапредметный результат предполагает формирование умений - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение работать с современными ИКТ оборудованием применять полученные знания на практике.

Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, исследовательские.

Методы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Понятия и термины: виды сосудов, тонометр, гипертония, скорость движения, частота пульса, теплообмен, газообмен.

Организационная часть:

Учащиеся делятся на 3 группы.

Ход интегрированного урока по биологии и физике.

Б:  На столе расположены несколько предметов: яблоко (красное), трубки разного диаметра, сосуд с красной жидкостью. Можете ли вы эти предметы ассоциировать с какими-либо органами человека?

Предполагаемые ответы: яблоко - сердце, трубки – сосуды, жидкость - кровь

Б:   Как называется система, состоящая из сердца, крови и различных сосудов в организме человека?

Предполагаемые ответы: кровеносная система или система кровообращения.

Ф:  Добавляет на стол два прибора тонометр и секундомер.

Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны эти физические приборы?

Предполагаемые ответы: для измерения давления крови, для измерения числа сокращений сердца, для измерения пульса.

Ф:  Для чего необходимо измерять давление крови, пульс.

Предполагаемые ответы: измерение делают для того чтобы контролировать работу кровеносной системы.

Учащимся предлагается озвучить тему урока.

После прохождения медосмотра, анализ результатов показал, что у некоторых ребят имеются отклонения от нормативных показателей. Чем могут быть вызваны эти изменения?

Б:  И так, у нас есть условные модели, входящие в кровеносную систему и физические приборы. Используя эти физические приборы, оцените своё состояние организма через работу органов кровообращения

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предполагаемые ответы: исследование работы кровеносной системы человека.

Для организации последующей работы класс делим на 3 группы, которые должны выполнить предлагаемые задания.





Б: Задание группы №1: Определить давление и пульс каждого члена группы, заполнить таблицу.

Возраст (для уч-ся занимается спортом или нет)

Давление

Пульс







Сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека возраста 13-14 лет. Сделать вывод и предложить свои рекомендации по нормализации показателей..

Предполагаемый вывод: Данные результатов измерения показывают, то, что кровеносные системы участников группы имеют разные параметры давления и пульса. Результат сравнения с нормативными показаниями для данного возраста говорят о том, что у отдельных членов группы отклонения давления и пульса вызывают тревогу. Необходимо произвести более тщательное исследование в медицинском учреждении.

Ф: Задание группы №2: Собрать из предложенных предметов модель кровеносной системы человека. Объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах. (аорте, венах, артериях). По закону Бернулли о неразрывности струи ( Во сколько раз сечение сосуда больше во столько раз скорость течения жидкости в этом сосуде меньше и наоборот ) Нарушается ли физический закон Бернулли о неразрывности струи.

Для объяснения движения крови в сосудах познакомимся с законом Бернулли. Он еще называется законом непрерывной струи.

Через разные сечения трубы за одно и то же время проходят одинаковые объемы жидкости. Отсюда получается, что там где сечение трубы больше, скорость течения жидкости меньше и наоборот, там где сечение трубы меньше, то там скорость течения жидкости больше. Чем больше скорость движения жидкости, тем большее давление производит жидкость на стенки сосуда.

Рассмотрим таблицу.

№ п/п

Сосуды

Диаметр

мм

Скорость

см/с

Давление

мм. рт. ст.

1

Аорта

20

50

50-150

2

Артерии

5-10

20-50

80-20

3

Артериолы

0,1-0,5

1-20

50-20

4

Капилляры

0,5-0,01

0,05-0,1

20-10

5

Венулы

0,1-0,2

0,1-1

10-2

6

Вены

10-30

10-20

/-5/-/+5/




Посмотрите на данные таблицы и постарайтесь объяснить, почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови движущейся по ним,уменьшается. Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи. Для правильного вывода посмотрите на модель кровеносной системы человека.



На экране и в бумажном варианте на столах излагается закон Бернуллли.

Предполагаемые ответы: Закон не нарушается, так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить, что общая площадь сечения всех капилляров намного больше, чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.



Б: Задание группы №3: Влияние физической нагрузки на частоту пульса и давления человека (в предложенной группе выбирают тренированного человека и нетренированного)

  1. Определите число ударов пульса в спокойном состоянии и данные запишите в таблицу.

  2. Сделайте 10 приседаний и показания запишите в таблицу.

  3. Сделайте 20 приседаний и показания запишите в таблицу.

№ опыта

Число приседаний

Частота пульса

1

0


2

10


3

20





По результатам работы сделайте вывод о том, как зависит пульс человека от физической нагрузки. Постарайтесь объяснить такую зависимость.

Отчет представителей групп по проделанной работе.

Б: Вопрос 1. Между какими предметами во время выполнения работы вы наблюдали связь?

Вопрос 2. Выскажите свое мнение о том, можно ли изучать биологические процессы без использования физических закономерностей и физических приборов

Ф:  проанализируйте все виды вашей деятельности на уроке.

Давайте подведем итоги нашего урока, сделаем главные выводы из изученного и исследованного на уроке(см. на экран – самооценка…)

Домашнее задание: Домашнее задание по выбору (смотри приложение №1 тестирование)



ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Тестирование (домашняя работа)

1.Рассмотрите характер движения сердца и подберите правильное слово характеризующее это движение?

А) конвульсия; Б) ритмичность; В) беспорядочность

2. С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

А) Гука; Б) Бернулли; В) Архимеда

3.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

А) разность давления в сосудах; Б) разность высоты тела;

В) сила тяжести

4.Что препятствует движению крови по сосудам?

А) бляшки, тромбы Б) эластичность сосудов;

В) увеличение физической нагрузки

5. Найдите соответствие между сокращениями сердечной мышцы и регулирующими её веществами:

А) адреналин; 1) учащают сокращение сердечной мышцы;

Б) ионы калия; 2) урежают сокращение сердечной мышцы;

В) ионы кальция;

Г) симпатическая часть нервной системы;

Д) парасимпатическая часть нервной системы

6.В каких сосудах низкое давление, поэтому передвижению крови способствуют клапаны?

А) капилляры; Б) вены; В) артерии; Г) венулы

7.В каком круге кровообращения происходит насыщение крови кислородом?

А) малом; Б) большом; В) среднем

8. При обследовании у больного были обнаружены тромбы в нижних конечностях:

Наиболее вероятная причина этого:

А) чрезмерное употребление растительной пищи;

Б) чрезмерное употребление животной пищи;

В) чрезмерное употребление воды



2. Изучите самостоятельно закон Бернулли и приведите свои примеры проявления и применения этого закона в жизни.




Спасибо вам за работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме:"Изучение работы органов кровообращения"

Автор: Мартынова Ольга Михайловна, Мигачева Наталия Ивановна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
2320 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства