kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике: "Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа создаст условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике: "Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов"»

Конспект урока

Ложкина Светлана Георгиевна

Предмет: Физика Класс : 10

Тема урока: Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.



Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог)




Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока: «Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.»

Слайд №1 (Молния) Посмотрите пожалуйста на картинку и ответьте на вопрос: «В какой среде распространяется электрический ток – гигантский разряд молнии?» Ученики: В воздухе.

И так, ток может распространяться не только в металлах, но и в других средах: в газах, жидкостях, в вакууме, в полупроводниках. Мы с вами вместе сформулируем цель урока: Изучить электрическую проводимость различных веществ.

Цели урока:

Дидактические. Создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения.

Образовательные. Установить различия в условиях существования электрического тока в твердых, жидких, газообразных телах. Сформировать понятие о природе электрического тока в металлах.

Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания.

Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным.


Опрос учащихся по

заданному на дом материалу,

включающий:

• определение целей, которые

учитель ставит перед учениками на данном этапе

урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов,

способствующих решению

поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач

данного этапа урока;

• определение возможных

действий педагога в случае,

если ему или учащимся не

удается достичь оставленных

целей;

• описание методов организации совместной

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе

опроса;

• описание методов и

критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


Мы познакомились с электрическим током в металлических проводниках и законом Ома. Проведем небольшой тест по пройденному материалу. Каждому учащемуся дается тест. Задания выполняются на этих же листах. (7 минут)

Пример задания:

1.Назовите электрические величины и укажите способы их измерений и вычислений. (Указывается единица измерения, называется прибор ).

2.Какой закон устанавливает связь между этими тремя величинами?



3. Как называется электроизмерительный прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь?

  1. Амперметр, последовательно;

  2. Амперметр, параллельно;

  3. Вольтметр, последовательно

  4. Вольтметр, параллельно

4. Как называется электроизмерительный прибор для измерения напряжения на резисторе и как он включается в электрическую цепь?

  1. Амперметр, последовательно;

  2. Амперметр, параллельно;

  3. Вольтметр, последовательно;

  4. Вольтметр, параллельно.

5. На графике представлена зависимость силы тока в проводнике от напряжения. Определите по графику сопротивление проводника

   А. 0,5 Ом.

   В. 3 Ом.

   С. 2 Ом.

   D. 6 Ом.

 

 

 



6. Запишите закон Ома для полной цепи

На доске: Слайд №2 с ответами. Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Оценивание. За каждый правильный ответ 1 балл. 6 баллов – «5», 4-5 баллов – «4», 3 балла – «3», меньше 3 баллов – «2».

Ребятам, не справившимся с заданием подойти в понедельник после уроков.


3.

Изучение нового учебного

материала. Данный этап

предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен

быть освоен учащимися (на

основе содержания данного

пункта эксперт выносит

суждение об уровне владения

педагогом предметным

материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой

деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в

котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к

излагаемому педагогом

учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе

освоения нового учебного

материала.


Итак, разбираем электрическую проводимость различных веществ.

Демонстрационный эксперимент №1: Пропускание электрического тока через раствор поваренной соли.

Наряду с металлами хорошими проводниками являются водные растворы или расплавы электролитов. Эти проводники широко используют в технике. (например, в аккумуляторах, гальванических элементах)

Демонстрационный эксперимент №2: Демонстрация искрового разряда с помощью электрофорной машины.

Демонстрационный эксперимент №3: Демонстрация тлеющего разряда с помощью газоразрядных трубок.

В обычных условиях газ является изолятором, но если газ ионизировать, то он становится проводником.

Демонстрационный эксперимент №4: Демонстрация электрического тока в вакууме с помощью электронно-лучевой трубки.

В вакуумных электронных приборах электрический ток образуют потоки электронов.

Так же имеется группа веществ, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Это полупроводники. Полупроводники применяют в качестве элементов, преобразующих ток в радиоприемниках, вычислительных машинах и т. д.

Демонстрационный эксперимент №5: Демонстрация электрического тока в металлах.

Подведем небольшой итог. Ребята, в каких же средах распространяется электрический ток? Ученики дают ответ: в электролитах, в газах, в вакууме, в полупроводниках, в металлах.

Начнем с металлических проводников. Пока мы ничего не говорили об объяснении проводимости с точки зрения молекулярно-кинетической теории. Носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. Их концентрация велика. 1028 1/м3. Эти электроны участвуют в беспорядочном тепловом движении. Под действием электрического поля они начинают перемещаться упорядоченно со средней скоростью порядка 10-4м/с.

Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах. Слайд №3 (Опыт Мандельштама и Папалекси. Рассказывает учащийся 10 «Б»

Слайд №4 Фотография Мандельштама Л. И.

Слайд №5 Фотография Папалекси Н. Д.

Слайд №6 Опыт Рикке. Три предварительно взвешенных цилиндра (2 медных и один алюминиевый) Рикке сложил отшлифованными торцами так, что алюминиевый оказался между медными. Затем цилиндры были включены в цепь постоянного тока: через них в течение года проходил ток. Вторичное взвешивание цилиндров показало, что масса цилиндров не изменялась. При исследовании торцов не было обнаружено проникновение одного металла в другой. Результаты свидетельствовали о том, что в переносе заряда в металлах ионы не участвуют.

Ребята, какой можно сделать вывод? Носителями зарядов являются электроны.

Движение электронов в металле. Электроны под действием постоянной силы, действующей на них со стороны электрического поля, приобретают определенную скорость упорядоченного движения. Эта скорость не увеличивается в дальнейшем со временем, так как со стороны ионов кристаллической решетки на электроны действует некоторая тормозящая сила. В результате V~E. Следовательно, скорость V пропорциональна напряжению U. E=U/l, где l – длина проводника. Мы знаем, что I=q0nVS, поэтому можем сказать, что I~U. В это состоит качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов.

Построить удовлетворительную количественную теорию движения электронов в металле на основе законов классической механики невозможно. Условия движения электронов в металле таковы, что классическая механика Ньютона не применима для описания этого движения. Это видно из примера. Если экспериментально определить среднюю кинетическую энергию движения электронов в металле при комнатной температуре mV2/2 = 3/2kT, то получается температура 105 – 106 K. Такая температура существует внутри звезд. Движение электронов в металле подчиняется законам квантовой механики.

4.

Закрепление учебного

материала, предполагающее:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть

достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления

нового учебного материала с

учетом индивидуальных

особенностей учащихся, с

которыми работает педагог.

• описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися

нового учебного материала;

• Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель

определяет, что часть учащихся

не освоила новый учебный

материал.



Закрепление изученного.

Слайд №7 Учащиеся устно отвечают на вопросы:

1. Какие вещества относятся к электролитам?

2. В результате какого процесса газ становится электропроводным?

3. Какие вещества называют полупроводниками?

4. В чем заключается опыт Мандельштама и Папалекси?

5. В чем заключается опыт Рикке?

6. Каковы основные положения электронной теории электропроводимости металлов?


Если учащиеся отвечают плохо, то можно показать соответствующие слайды и снова проговорить неусвоенный материал. При хороших, четких ответах переходим к следующему этапу.

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать

учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

• определение и разъяснение

учащимся критериев

успешного выполнения

домашнего задания.

Домашнее задание. На доске: §111, 112

Поскольку в этом классе есть опыт создания презентаций,предложить ребятам начать работу над новым проектом с компьютерной презентацией: «Электрический ток в разных средах». Срок исполнения проекта 1 месяц.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ложкина Светлана Георгиевна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока по физике: "Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokapofizikieeliektrichieskaiaprovodimostrazlichnykhvieshchiestveliektronnaiaprovodimostmietallov1"
    ["file_id"] => string(6) "332770"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465149665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Физика Атом "
    ["seo_title"] => string(11) "fizika-atom"
    ["file_id"] => string(6) "190261"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "СТРОЕНИЕ АТОМА. ОПЫТ РЕЗЕРФОРДА. "
    ["seo_title"] => string(34) "stroieniie-atoma-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "190262"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2770 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства