Пересмотр позиций ученика и учителя в образовательном процессе явился определяющим в выборе основных направлений педагогической деятельности в настоящее время. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности в целом, а не отдельных её качеств.
Среди задач по реализации научного метода познания в физике в личностно-ориентированной дидактике выделяют задачу конструирования образовательного процесса, основными идеями которого являются:
- обеспечение оптимального соответствия выбранных модельных средств познавательным целям;
- опору на все аспекты субъектного опыта ученика, как это имеет место быть в ходе приобретения обыденного знания;
- учёт естественной логики познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка;
- обеспечение динамических переходов от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливая аналогии;
- обеспечение переключения фокусов произвольного и непроизвольного внимания;
- обеспечение позитивного эмоционального фона при освоении физики;
- использование позитивных элементов обратной связи между учащимися в группе и между ними и учителем.
От учителя в личностно-ориентированной педагогике требуется умение задавать себе вопросы: зачем, как, для чего он проводит урок, какой смысл вкладывает в объяснение, убеждение, поощрение; какие смыслы зарождаются при этом в сознании ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование урока физики »
Конструирование урока физики
в личностно-ориентированном образовании.
Пересмотр позиций ученика и учителя в образовательном процессе явился определяющим в выборе основных направлений педагогической деятельности в настоящее время. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности в целом, а не отдельных её качеств.
Среди задач по реализации научного метода познания в физике в личностно-ориентированной дидактике выделяют задачу конструирования образовательного процесса, основными идеями которого являются:
- обеспечение оптимального соответствия выбранных модельных средств познавательным целям;
- опору на все аспекты субъектного опыта ученика, как это имеет место быть в ходе приобретения обыденного знания;
- учёт естественной логики познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка;
- обеспечение динамических переходов от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливая аналогии;
- обеспечение переключения фокусов произвольного и непроизвольного внимания;
- обеспечение позитивного эмоционального фона при освоении физики;
- использование позитивных элементов обратной связи между учащимися в группе и между ними и учителем.
От учителя в личностно-ориентированной педагогике требуется умение задавать себе вопросы: зачем, как, для чего он проводит урок, какой смысл вкладывает в объяснение, убеждение, поощрение; какие смыслы зарождаются при этом в сознании ученика.
Стало ясно, что нужно учиться дидактике партнерства и урок проводить не ради вопросов, а ради формирования волевых, моральных, познавательных качеств ученика.
На первом плане в совместном проектировании учебной деятельности должен идти собственный чувственный опыт ученика; переход к изучению абстрактных понятий возможен только через чувственное познание.
При обучении физике необходимо задействовать все три сенсорные системы восприятия, поэтому я даю возможность ученику рисовать схемы, таблицы; представляя образы, проговаривать символы и знаки, составлять конспекты, личные пособия по теме.
Чтобы успешными были личностно-ориентированные технологии при обучении физике, необходимо вокруг ученика организовывать его личное пространство из физических явлений, процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых закономерностей в повседневной жизни.
Проведение исследовательских работ завершается индивидуальной рефлексией учеников, в ходе которой они отвечают на вопросы: на какие знания опирались при объяснении того или иного процесса, какие ошибки были допущены и почему; где могли бы применить полученные знания?
Конструирование учебной темы проводится так, чтобы вначале дать возможность ученикам увидеть её «с высоты птичьего полёта», чтобы ученик получил нужные ориентиры, заинтересовался; потом только следует основное поэтапное прохождение материала, работа с учебником; а завершается изучение темы уроком интеграции знаний.
Помня о том, что физика должна развивать не только логику, но и воображение, можно применять различные способы построения учебной темы на основе:
- межпредметной интеграции (астрономии и физики, например);
- внутрипредметной интеграции (комплексное изучение явлений, имеющих различную природу, но одинаковые характеристики);
- модели;
- нахождения аналогий в других предметах;
- опережающего эксперимента по теме.
Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Оно помогает учащемуся конкретизировать, подбирая примеры, тот материал, который дается в отвлеченной форме; помогает наполнить живым содержанием символическую наглядность.Особое внимание необходимо уделять организации на уроках и дома творческих работ, когда от учащихся требуется самостоятельное создание новых образов: физических сочинений, представлений физических явлений в рисунках, создание компьютерных презентаций, работа над проектом.
Эффект организации творческой деятельности учащихся становится значительно выше, когда учитель не только знает, каким должен быть образ, но представляет процесс его создания; учит быстрому и целесообразному отбору материала, систематизации его.
Преподавание физики через образы является иногда просто необходимым, так как психологи считают, что именно образы легко усваиваются и остаются в памяти человека очень долго; стираются нюансы и детали, а образ остаётся. Кроме этого, «мысль рождается из образов».
Метод графических образов делает каждого ребенка участником анализа подчас сложных физических процессов.
Дети, которые не могли и не хотели рассуждать о каких-то теориях, стали ощущать себя первооткрывателями; стали с удовольствием рассказывать, применяя собственные рисунки, о физических явлениях.
Этот метод можно использовать как при решении конкретных физических задач, так и при структурировании содержания темы и создании условий смыслового восприятия изучаемых процессов, для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений, не вытекающих из самого существования отдельных предметов.
Например, при изучении темы можно предложить ученикам на отдельных карточках нарисовать модели различных процессов, как они себе их представляют; затем попросить обосновать их перед группой. Потом эти же карточки можно встраивать в решения задачи в качестве иллюстрации и определенной ситуации, располагая их в определенном порядке, составляя по ним рассказ о явлении.
При решении задач можно предложить ученикам такие задания:
- назвать явление по указанному учителем номеру карточки;
- расположить карточки с явлениями, встречающимися в условии задачи в нужном порядке;
- подобрать соответствующие карточки для иллюстрации процесса изменения внутренней энергии тела по условию задачи;
- представить полный набор карточек, иллюстрирующий по порядку все процессы, происходящие с телом;
- расположить по порядку карточки, на которых написано отдельное явление в таком порядке, чтобы получился метод решения задачи.
Создание опорных конспектов является совместным творчеством учителя и ученика на уроке. В этой деятельности ученики в процессе восприятия нового материала отображают изучаемые явления или объекты в графической форме. И здесь уже слово «графически» может наполняться иным смыслом. Найденные логические связи, отображенные с помощью графического рисунка, позволяют взглянуть на явление шире, увидеть аналогии в других областях знаний. Совершенно очевидно, что здесь уже работает не только конкретный опыт ребенка, но и его интуиция и творческое воображение.
Технология графических образов состоит из шести последовательных этапов – смысловых модулей.
На первом этапе ученика погружают в специально организованную среду – «опережающий эксперимент по теме». Целью данного этапа является погружение ученика в само изучаемое явление, проживание процесса на интуитивно-эмоциональном уровне, подключение непосредственного опыта ребенка и опора на него. На данном этапе осуществляется первый шаг естественнонаучного метода – наблюдение. Познание действительности осуществляется через восприятие. Ожидаемый результат этого этапа - накопление первичной информации, рождение гипотез, первых попыток объяснения явлений.
Второй этап – это конструирование учебных задач. На этом этапе все гипотезы, как верные, так и неверные, должны быть переведены в учебные задачи. Мастерство учителя заключается в том, чтобы на равных обсудить все гипотезы, дать им право на существование, ибо каждая гипотеза отражает характер мышления конкретного ученика.
Третий этап – конструирование учебного текста. Этот этап отражает продуктивную деятельность учащихся по созданию целостного описания явления на основе накопленных наблюдений и логических построений. Это сложная форма деятельности, и учитель должен создавать «ситуацию успеха» каждому ребенку, поощряя любое движение мысли, инициативу и желание создать завершенную картину.
На четвертом этапе работы предполагается работа с учебным текстом, выполнение упражнений, лабораторных работ. Текст учебника является образцом логически продуманного и выстроенного содержания темы. Выполнение упражнений – обязательная часть отработки знаний, умений и навыков. Этой же цели служат и лабораторные работы. Они помогают ученику пройти весь путь научного исследования: от постановки задачи до получения и осмысления результатов. Ожидаемый результат этого модуля – приведение отрывочных знаний в систему, формирование ЗУН на уровне требований к подготовке учащихся, соотнесение собственных первоначальных представлений со сложившейся системой знаний.
На пятом этапе предлагается решение класса предметных задач методом эвристического моделирования. Ученик самостоятельно знакомится с образцами готовых решений. Через готовое решение ребенок учится определять «слабые места» в своих рассуждениях, определяет свои затруднения и учится выходить из них. Если учащийся не видит решения, ему предлагается прочитать сначала первую фразу, которая, возможно, подскажет ему направление движения, и еще немного подумать и т.д. На шестом этапе происходить обобщение знаний, формируется индивидуальная научная картина «мира изученной темы». Именно для осознания того, что картина мира в голове каждого ученика индивидуальна и уникальна, ребенку предлагается перед началом завершающей деятельности вспомнить, что самое интересное и необычное он сегодня узнал, чем занимался, что открыл.
Конструирование урока физики в личностно-ориентированной дидактике слагается из:
- создания образа-замысла урока;
- создания технологической карты урока, в которой нужно продумать основные этапы урока, продумать оптимальную стратегию ученика и учителя, но в ходе урока нужно, конечно, перестраивать свой замысел по ситуации, помня, что «искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, затем удовлетворять её»;
- видения текущего момента, его чувствование.
Очень эффективным для организации научного познания в физике я считаю метод научного прогнозирования, суть которого сводиться к:
- теоретическому предсказанию;
- экспериментальной проверке гипотезы;
- сравнению теоретических и экспериментальных данных и формулированию вывода.
В процессе работы ученик рассуждает, отбирает оборудование, намечает и осуществляет план действий, сопоставляет результаты рассуждений и опыта, формирует выводы; главное – он действует самостоятельно, причем не стихийно, а осмысленно.
После этих действий ребенок с удовольствием оформляет отчёт о проделанной работе и испытывает желание выполнять ещё и ещё.
Оживляется любой урок, когда при изучении физики ученику предлагается предсказать, как будет вести себя тело, если…; или предсказать событие, или новое явление. А уж какова радость детей, когда их гипотеза подтверждается опытом.
Конструирование личностно-ориентированного урока можно производить по известной в когнитивной психологии модели ТЕСТ → ОПЕРАЦИЯ → ТЕСТ → ВЫХОД, когда все мыслительные и поведенческие процессы организованы вокруг фиксированной цели и способов её достижения.
В чём же суть каждого этапа урока в соответствии с предложенной моделью и что приходится конструировать учителю?
Первый этап. Запуск процесса, который включает действия: совместное целеполагание и мотивацию; выбор учениками личных предпочтений; обсуждение возможностей построения эксперимента и т.д.
Второй этап. Планирование действий учителя, действий учеников, методов работы, возможные диалоги учителя и учеников.
Чтобы не упустить ранее наработанные, удобные для себя приемы педагогической техники, можно в листы, предназначенные для планов будущих уроков, вписать эти приемы заранее.
Третий этап. Проверка достигнутого для сравнения текущего состояния усвоения с желаем. После проведения этой операции нужно организовать обратную связь для коррекции действий.
Четвертый этап. Выход, когда совместно принимается решение о том, продолжить работу над проблемой или закончить работу.
В качестве примера приведу конструирование личностно-ориентированного урока.
Тема урока «Механическая работа»
7 класс
Цели:
- познакомить учащихся с физической величиной «механическая работа», расчётом совершаемой работы в ходе эксперимента;
- развить измерительные навыки;
- совершенствовать рефлексию учащихся о собственных стратегиях выполнения эксперимента, о значении полученных результатов.
Место урока в учебной программе: данный урок следует за вводным уроком, на котором ученики познакомились с различными механизмами, их ролью в облегчении труда человека. Теперь им предстоит количественно оценить действия, совершаемые человеком, механизмом.
Инструменты личностно-ориентированной технологии:
- учёт сенсорных систем;
- использование логических уровней;
- применение модели ТЕСТ → ОПЕРАЦИЯ → ТЕСТ → ВЫХОД.
Этапы урока
1. Совместное целеполагание и мотивация в форме диалога.
Возможные вопросы:
Что вы ощущаете при переходе с первого этажа на четвертый? Как вы думаете почему?
Поднимите брусок над столом. Какие условия необходимы для осуществления этого действия?
Есть ли устройства, совершающие подобные действия?
Можно ли количественно оценить эти действия? Приведите примеры.
2. Операции для достижения цели:
а) диалог о том, как можно научиться, количественно оценивать действия, совершаемые телами, и что для этого нужно знать;
б) работа учащихся с текстом учебника с применением метода эмоциональной остановки;
в) обсуждение того, что удивило, что оказалось непонятным;
г) формулирование собственно понятие «работа» в быту и в физике на основе рассмотрения различных житейских примеров;
д) самостоятельное описание физической величины «механическая работа» в тетради по известному алгоритму;
е) диалог о том, как будут применяться полученные знания при расчете механической работы, совершенной при различных возможных действиях; выбор возможности осуществления эксперимента по измерению работы, совершаемой по перетаскиванию бруска по столу или подъему бруска на определенную высоту и т.д.
ж) самостоятельная работа учащихся по определению механической работы при совершении выбранных ими действий.
3. Проверка достигнутого:
а) составление индивидуального отчета о проделанной работе по примерному плану:
- Что делал?
- Графическое изображение установки и смыслового восприятия процесса.
- Какие величины измерял?
- Как рассчитал работу? (Не обязательно написание формулы.)
- Результат.
- Сравнение и оценка величины работы, совершённой в ходе эксперимента, с величиной работы, совершаемой различными телами, механизмами (с использованием таблиц из справочника по физике и технике);
б) рефлексия групповая о затруднениях при выполнении действий, о возможных рациональных предложениях при выполнении экспериментов и т.д.
4. Выход.
Дома предлагается описать возможные применения полученных знаний на практике.
Безусловно, конструирование содержания образования учителем – дело нелёгкое, трудоёмкое, но всё окупается тем, что оно даёт то, что процессы обучения и учения становятся взаимно согласованными, а отношения «учитель - ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора; значительно улучшается динамика качества знаний, позитива в процессах учения и обучения.