kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщительно-повторительный урок по теме:"Закон сохранения импульса" с использованием технологии МДО. Дети доказывают гипотезу о фундаментальности З.С.И. через работу в группах, каждая из которых демонстрирует и подтверждает применимость закона в живой и неживой природе, и социуме, через компетентностно-ориентированные задания. Демонстрируют информационную компетентность (сбор первичной и обработка вторичной информации, и ее публичное представление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщительно-повторительный урок по закону сохранения импульса с использованием технологии МДО »

Конспект открытого урока по физике в технологии междисциплинарного обучения в 9 – 10 классе.



Класс: участники урока учащиеся 9 и 10 классов, кабинет № 309

Учитель: Кайгородова С.И.

Тема урока: Закон сохранения импульса – фундаментальный закон

Цель урока: создать условия для открытия учащимися фундаментальности закона сохранения импульса, его действия в жизни.

Задачи:

  • Предметная:

    • сформировать:

      • представление учащихся о законе сохранения импульса, как о фундаментальном законе бытия,

      • умение видеть проявление закона сохранения импульса во всех сферах окружающей нас действительности,

      • исследовательские умения при выполнении компетентностно- ориентированных заданий (КОЗы)

      • навыки поисковой познавательной деятельности, способности к самоанализу.

Метапредметные УУД.

  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, использовать ранее приобретенные знания о законе сохранения импульса в новой ситуации, анализ полученных результатов, уметь оценивать полученный результат.

  • Регулятивные: составлять план и последовательность действий в соответствии с КОЗ, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с целью обнаружения отклонений, корректировать полученные результаты.

  • Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения.

Личностные УУД: формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению наук о природе.





Планируемый результат: понимание фундаментальности закона сохранения импульса.

Форма организации урока: обобщительно - повторительный урок по теме:

«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение» с элементами технологии МДО. Продолжительность – 2 часа.

План занятия:

1. Мотивация. На экране видеосюжет с изображением кальмара, ракеты, реактивного самолета, шаров для демонстрации ЗСИ и фрагмента школьной жизни (Приложение №1).

Вопрос учителя:

-Что может объединять данные иллюстрации? ( Дети: импульс, ЗСИ)

Проблема: Как может проявляться закон сохранения импульса в этих сферах? ( говорят о полете ракеты, о поведении кальмара, а школа - ?). Выдвигается гипотеза.

Гипотеза: Закон сохранения импульса проявляется в живой природе, в технике и даже в социуме.

2. Актуализация знаний об импульсе и законе сохранения импульса (Тест. Приложение №2), фронтальная работа.

Переходим к работе в группах по технологии МДО (Междисциплинарного обучения). Каждая группа в составе 4 – 5 человек.

3. Поиск информации – работа в группах по сбору информации для подтверждения выдвинутой гипотезы или ее опровержения. Работа в группах по 4 направлениям:

1 группа - ИКТ технологий, компьютерный поиск информации о законе сохранения импульса (исторические справки, данные о применении в быту и технике), КОЗ №1( Приложение №3),

2 группа - Экспериментаторы (проведение и демонстрация опытов по ЗСИ и реактивному движению, комментирование полученных результатов), получают КОЗ№2 (Приложение №4),

3 группа - Аналитики (подтверждение ЗСИ через 2 и 3 законы Ньютона и решение задач на ЗСИ), КОЗ№3 (Приложение №5),


4 группа - Социологических исследований. Группа интервьюирует гостей урока, изучает предложенную литературу, обрабатывает полученные материалы (проявление закона сохранения

импульса в социальных системах: учитель – ученик, дети – родители, одноклассники, семья и социум), КОЗ №4(Приложение№6).



3. Представление.


Предъявление информации, собранной по КОЗам в различных формах : графическая информация, текстовая информация, публичное представление собранной информации, презентация результатов ( визуальное сопровождение) .

Учащиеся фиксируют итоговый продукт (результат) групповой коммуникации, могут объяснить за счет каких промежуточных результатов он был получен. Самостоятельно оценивают полученную информацию в соответствии с разработанными ими критериями. Систематизируют извлеченную информацию в рамках избранной структуры.



4. Обобщение по результатам, полученным от всех 4 групп ( см . Приложение №7)

«Закон сохранения импульса - фундаментальный закон», который выполняется в живой природе, неживой природе и в социуме.


Итог урока:

1.Все группы поработали с полной отдачей, показали свою компетентность в предметных знаниях физики по теме «Закон сохранения импульса», по МДО – тема Порядок и Системы.

2.Продемонстрировали высокий уровень коммуникативной компетенции.

3.Профориентационная составляющая; ребята попробовали себя в роли:

  • инженера – экспериментатора,

  • слесаря – сборщика,

  • физика – теоретика,

  • социального работника,

  • журналиста, берущего интервью,

  • психолога – аналитика,

  • специалиста ИКТ

4. К интересному выводу пришли наши Социологи: « Неважно участниками какой системы мы являемся. Жизнедеятельность любой системы будет возрастать, если ее участники не просто функционируют рядом, а всегда идут навстречу друг другу!».

Приложение 1

Приложение №3.1

Группа № 1. « Информационно - компьютерных технологий».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность: - информационная;

Аспект - планирование и поиск информации; Уровень 2

-извлечение первичной информации; Уровень 2

- обработка информации; Уровень2

- коммуникативная;

Аспект - продуктивная групповая коммуникация; Уровень2

1.Введение в проблему: ЗСИ - его проявление в отдельных объектах живой природы.

Возникла необходимость в исторической панораме событий, связанных с открытием ЗСИ. Кто был первооткрывателем?

2.Формулировка задания:1) Найти в сети интернет, энциклопедиях, справочниках историческую справку об открытиях Декарта и Гюйгенса по вопросу импульса тела и закона его сохранения II закон Ньютона F=am так ли выглядела 1 редакция математического выражения этого закона;

2)Найти материал о проявлении ЗСИ в объектах живой природы (кальмары), вклад российских ученых, оказавшихся наибольшее влияние на развитие теории реактивных полетов;

3)греческий механик и математик Герон изобрел устройство, которое работало, используя принцип реактивного движения. Промышленного и технического применения во времена Герона это устройство не получило, оно так и осталось предметом светских развлечений. Что это за устройство?

3.Информация, необходимая для решения задачи:

1)Базовый учебник 9 и 10 классов

2)Энциклопедический физический словарь;

3)Поисковыесистемы: www.yandex.ru; www.rambler.ru;;

4)Интернет ресурсы:

а)http://physics.nad.ru/- проект вся физика

б)http://physics03.narod.ru/ -физика в анимациях;

в)http://demo.home.now.ru/- мир физики. Физический эксперимент.

4.Составить схему презентации по шаблону;

5.Форма предъявления результатов КОЗ - компьютерная презентация.

6.Оценка деятельности (по схеме).


Приложение №4.1

Группа № 2.«ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность:- разрешение проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2,

-использование ресурсов; Уровень 2

- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1

- коммуникативная;

Аспект - продуктивная групповая коммуникация; Уровень 2

- информационная;

Аспект - обработка информации; Уровень 1

1.Введение в проблему: ЗСИ - его выполнениесреди объектов неживой природы.

2.Формулировка задания:1) из имеющихся приборов и подручных материалов соберите установки для демонстрации закона сохранения импульса в соответствии с инструкцией;

2)опробовать работу каждой установки, собрать и обработать информацию, приготовить к представлению и демонстрации;

3)Ответы на вопросы по тексту;

3.Источник информации и материалы для решения данной задачи:

1)Учебник по физике (базовый) 9 класс. А.В.Перышкин; Е.М.Гутник.

2)Схемы установок;

3)Прибора из кабинета физики и подручные материалы;

4)Измерительные приборы;

5)Текст. Стихи;

6)Сборник. Зачеты.

7) Схема презентации.

5.Форма предъявления результатов КОЗ

Бумажный носитель, план презентации + публичное представление(демонстрация опытов) групповой коммуникации.

6.Оценка деятельности( по схеме).


Приложение №5.1

Группа № 3.« АНАЛИТИКИ».

КОЗ.(Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность:- разрешение проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности; Уровень 2.

- оценка результата (продукта) деятельности; Уровень 1

- коммуникативная;

Аспект - письменная коммуникация; Уровень 3

- публичное выступление; Уровень 2

- продуктивная групповая коммуникация;

- информационная;

Аспект - извлечение вторичной информации; Уровень 2

- обработка информации. Уровень 2-3

1.Введение в проблему: аналитическая проверка выполнения ЗСИ.

2.Формулировка задания:1) По результатам , полученным от группы экспериментаторов , и по своим собственным замерам получить аналитически подтверждение выполнения З.С.И. для случая упругого столкновения двух тел;

2) Найти изменение импульса тела при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью.

При повороте тела за t=Т/4иt=T/2.

3)Ответить на вопросы по тексту басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

3.Источник информации и материалы:

1)Экспериментальные данные от группы №2.

2)Калькуляторы

3)Вращающийся диск;

4)Часы;

5)Текст.

4.Схема презентации.

5.Форма предъявления результатов КОЗ

Бумажный носитель, план презентации + публичное представление (демонстрация опытов) групповой коммуникации.

6.Оценка деятельности( по схеме).





Приложение №6.1

Группа № 4.« Социологических исследований».

КОЗ. (Компетентностно-ориентированное задание)

Компетентность: - разрешения проблем;

Аспект - целеполагание и планирование деятельности;

- действия по решению проблемы;

-использование ресурсов;

- оценка результата (продукта) деятельности;

- рефлексия ( оценка собственного продвижения);

- коммуникативная;

Аспект - письменная коммуникация;

- информационная;

Аспект - извлечение первичной информации;

- обработка информации;

1.Введение в проблему: ЗСИ –фундаментальный закон, который распространяется на все сущее. Его проявление в социуме.

2.Формулировка задания:1) Используя различные источники информации (СМИ, интернет, интервью у гостей урока) собрать информацию об особенностях проявления ЗСИ в социуме по аналогии с живой и неживой природой;

2)для рассмотрения принять несколько социальных групп (систем):

А) Семья (родители-дети)

Б) Одноклассники;

В) Рабочий коллектив (начальник-подчиненные, сослуживцы);

Г) Учитель-ученики;

Д) Спортивная команда;



3)Интервьюируемые тоже разделены на такие же группы и выступают во время взятия интервью в определенной роли.

4)Обработать собранную информацию и представить на бумажном носителе ( или компьютерную презентацию);

5) Оценка деятельности.

3.Информация, необходимая для решения задачи:

1)Толковый словарь русского языка (аналогия)

2)Поисковые системы интернет: www.yandex.ru; www.rambler.ru;

3)Физика в литературе;

4) Инструкционная карта;

5)Рабочий лист;

6)Интернет ресурсы: http:/physics 03.narod/ru/;

7)Физика в анимации.



Все группы подтвердили фундаментальность закона сохранения импульса. Закон справедлив в неживой, живой природе и социуме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кайгородова Светлана Ивановна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1620 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства