kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздаточный материал к уроку физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атмосферное давление — давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и Земную поверхность.

 Атмосферное давление создаётся гравитационным притяжением воздуха к Земле. Атмосферное давление измеряется барометром. Нормальным атмосферным давлением называют давление на уровне моря при температуре 15 °C. Оно равно 760 мм рт.ст. (Международная стандартная атмосфера — МСА, 101.325 кПа).

Изменчивость и влияние на погоду

На земной поверхности атмосферное давление изменяется от места к месту и во времени.

Атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты, поскольку оно создаётся лишь вышележащим слоем атмосферы. Атмосферное давление — очень изменчивый метеоэлемент. Из его определения следует, что оно зависит от высоты соответствующего столба воздуха, его плотности, от ускорения силы тяжести, которая меняется от широты места и высоты над уровнем моря.

При подъеме на высоту атмосферное давление понижается: чем выше над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление. Так, на высоте 1000 м над уровнем моря оно равно 734 мм рт. ст., 2000 м — 569 мм, 3000 м —526 мм, а на высоте 15000 м — 90 мм рт. ст.

При пониженном атмосферном давлении отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений (сила их более слабая), некоторое падение кровяного давления, наблюдаются также изменения в крови в виде увеличения количества красных кровяных телец.

В основе неблагоприятного влияния пониженного атмосферного давления на организм лежит кислородное голодание. Оно обусловлено тем, что с понижением атмосферного давления понижается и парциальное давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода. В результате этого кровь недостаточно насыщается кислородом и не обеспечивает в полном объеме доставку его органам и тканям, что приводит к кислородному голоданию (аноксемии).

Какие единицы применять? Международная система единиц является интернациональной, поэтому не предполагает использования миллиметров рт. ст. при определении давления. Единица атмосферного давления устанавливается аналогично тому, как это происходит в твердых телах и жидкостях. Измерение давления в паскалях принято в СИ.

 За 1 Па принято такое давление, которое создается силой 1 Н, приходящейся на участок в 1 м2.

Определим, как связаны единицы измерения. Давление столба жидкости устанавливаем по следующей формуле: p = ρgh. Плотность ртути ρ = 13600 кг/м3. За точку отсчета возьмем столбик ртути длиной 760 миллиметров. Отсюда: р = 13600 кг/м3×9,83 Н/кг×0,76 м = 101292,8 Па

 Чтобы записать атмосферное давление в паскалях, учитываем: 1 мм рт.ст. = 133,3 Па.

 Пример решения задач

 Определите силу, с которой атмосфера действует на поверхность крыши размерами 10х20 м. Давление атмосферы считать равным 740 мм рт.ст. р = 740 мм рт.ст., a = 10 м, b = 20 м. Анализ Для определения силы действия необходимо установить

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку физика»

Атмосферное давление — давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и Земную поверхность.

Атмосферное давление создаётся гравитационным притяжением воздуха к Земле. Атмосферное давление измеряется барометром. Нормальным атмосферным давлением называют давление на уровне моря при температуре 15 °C. Оно равно 760 мм рт.ст. (Международная стандартная атмосфера — МСА, 101.325 кПа).

Изменчивость и влияние на погоду

На земной поверхности атмосферное давление изменяется от места к месту и во времени.

Атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты, поскольку оно создаётся лишь вышележащим слоем атмосферы. Атмосферное давление — очень изменчивый метеоэлемент. Из его определения следует, что оно зависит от высоты соответствующего столба воздуха, его плотности, от ускорения силы тяжести, которая меняется от широты места и высоты над уровнем моря.

При подъеме на высоту атмосферное давление понижается: чем выше над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление. Так, на высоте 1000 м над уровнем моря оно равно 734 мм рт. ст., 2000 м — 569 мм, 3000 м —526 мм, а на высоте 15000 м — 90 мм рт. ст.

При пониженном атмосферном давлении отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений (сила их более слабая), некоторое падение кровяного давления, наблюдаются также изменения в крови в виде увеличения количества красных кровяных телец.

В основе неблагоприятного влияния пониженного атмосферного давления на организм лежит кислородное голодание. Оно обусловлено тем, что с понижением атмосферного давления понижается и парциальное давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода. В результате этого кровь недостаточно насыщается кислородом и не обеспечивает в полном объеме доставку его органам и тканям, что приводит к кислородному голоданию (аноксемии).

Какие единицы применять? Международная система единиц является интернациональной, поэтому не предполагает использования миллиметров рт. ст. при определении давления. Единица атмосферного давления устанавливается аналогично тому, как это происходит в твердых телах и жидкостях. Измерение давления в паскалях принято в СИ.

За 1 Па принято такое давление, которое создается силой 1 Н, приходящейся на участок в 1 м2.

Определим, как связаны единицы измерения. Давление столба жидкости устанавливаем по следующей формуле: p = ρgh. Плотность ртути ρ = 13600 кг/м3. За точку отсчета возьмем столбик ртути длиной 760 миллиметров. Отсюда: р = 13600 кг/м3×9,83 Н/кг×0,76 м = 101292,8 Па

Чтобы записать атмосферное давление в паскалях, учитываем: 1 мм рт.ст. = 133,3 Па.

Пример решения задач

Определите силу, с которой атмосфера действует на поверхность крыши размерами 10х20 м. Давление атмосферы считать равным 740 мм рт.ст. р = 740 мм рт.ст., a = 10 м, b = 20 м. Анализ Для определения силы действия необходимо установить атмосферное давление в паскалях. С учетом того, что 1 миллиметр рт.ст. равен 133,3 Па, имеем следующее: р = 98642 Па. Решение Воспользуемся формулой определения давления: p = F/s, Поскольку площадь крыши не дана, предположим, что она имеет форму прямоугольника. Площадь этой фигуры определим по формуле: s = ab. Подставим значение площади в расчетную формулу: p = F/(ab), откуда: F = pab. Вычислим: F = 98642 Па×10 м×20 м = 19728400 Н = 1,97 МН. Ответ: сила давления атмосферы на крышу дома равна 1,97 МН.-

Пример решения задачи

У подножья горы барометр показал атмосферное давление в 756 миллиметров рт.ст. Какое значение будет на высоте 2500 метров над уровнем моря? Требуется записать атмосферное давление в паскалях. р1 = 756 мм рт.ст., Н = 2500 м, р2 - ?

Решение Чтобы определить показания барометра на высоте Н, учтем, что давление падает на 1 миллиметр рт.ст. каждые 12 метров. Следовательно: (р1 – р2)×12 м = Н×1 мм рт.ст., откуда: р2 = р1 - Н×1 мм рт.ст./12 м = 756 мм рт.ст. - 2500 м×1 мм рт.ст./12 м = 546 мм рт.ст. Чтобы записать полученное атмосферное давление в паскалях, выполним следующие действия: р2 = 546×133,3 Па = 72619 Па Ответ: 72619 Па.







































Тема урока: «Атмосферное давление и ветер»



Цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении и ветре и закономерностях их изменения.

Задачи: продолжить формирование знаний и представлений об атмосфере; разобрать с учащимися новые понятия и определения; рассмотреть виды, величину, причины изменения и способы измерения атмосферного давления и ветра; доказать учащимся существование атмосферного давления и ветра; формировать умение обобщать, выделять главное, проводить аналогию, выявлять причинно-следственные связи; приобщать к географическим терминам, формировать сознательную дисциплину.

Форма урока: беседа; игра-конкурс; решение практических задач

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги; барометр-анероид, чашечный анемометр; мультимедийный проектор, экран; картины Левитана И.И. «Свежий ветер» и Айвазовского «Девятый вал», электронный учебник КиМ, 2006 г.

Ход урока

I. Актуализация знаний

II.Изучение нового материала

воздуха.

Использование электронного учебника по теме «Атмосферное давление»

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы

Учитель: Но мы на себе давление воздуха не ощущаем, существует ли атмосферное давление?

Всякое вещество имеет свой вес и массу и даже воздух. Воздух оказывает давление на все предметы, с которыми соприкасается, например, опыт со стаканом воды и листом бумаги.

Масса 1м3 воздуха над уровнем моря равна 1 кг 300 г

Если взять столб воздуха от земной поверхности до верхней границы атмосферы, то окажется, что на 1см2 поверхности, воздух давит с такой же силой, как гиря массой 1 кг 33 г (1 м2=10 000 см2 x 1,33 =13 300 кг (13 т 300 кг)

Давайте попробуем вычислить давление, оказываемое атмосферой на вашу ладонь.

Площадь ладони равна 60 см2 x 1,33 кг = 79,8 кг

Ребята, а почему мы или другие живые организмы не ощущаем давление, которое давит на нас? (Т.к. оно уравновешивается внутренним давлением, существующим внутри человеческого организма). Вот мы с вами и подошли к определению – Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предмет.

А кто же измерил и установил что такое атмосферное давление?

В XVII в. итальянский учёный Э. Торричелли доказал, что атмосферное давление существует. (Использование электронного учебника КиМ, 2006 г.)

Прибор для измерения атмосферного давления – барометр; «барос» - тяжесть; «метр» - измерять

Атмосферное давление





Пониженное Нормальное Повышенное

758 мм.рт.ст. 760 мм.рт.ст. 764 мм.рт.ст.

Теплый воздух легче, Холодный воздух тяжелее,

расширяется уплотняется



Н В



Пасмурная, дождливая погода Ясная, солнечная погода

- Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится очень трудно дышать. То же самое происходит и при подъеме в горы. Почему это происходит? ( Воздух становится менее плотным или молекулы воздуха находятся на большом расстоянии друг от друга)

- При этом и уменьшается давление на 1 мм.рт.ст на каждые 10,5 м.

III. Решение задач

1.Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст. (2000: 10,5= 194; 750-194=556 мм.рт.ст.)

2. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст.. Каково давление у подножья. (3500:10,5=333 ; 720+333=1053 мм.рт.ст.)

3. задание: Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?

Учитель напоминает на примере одной из задач, ход решения.

Решение: 1) 765-720=45;

2) 45х10,5=472,5.

Ответ: 472,5 м.

4. Задание 1. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?

Ответ учащихся: (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]).

* Задание 2. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

Ответ учащихся: (210м [(780-760)х10,5=210).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Раздаточный материал к уроку физика

Автор: Петрова Светлана Викторовна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Использование интерактивных средств обучения на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "111024"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406908115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ". "
    ["seo_title"] => string(172) "priezientatsiia-k-vystuplieniiu-na-piedaghoghichieskom-sovietie-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-chieriez-primienieniie-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "111057"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406991566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические материалы к уроку физики "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли". "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-matierialy-k-uroku-fiziki-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "131490"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Мастер-класс "Технологии ТРИЗ- одно из средств формирования творческих способностей учащихся на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(124) "mastier-klass-tiekhnologhii-triz-odno-iz-sriedstv-formirovaniia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "122778"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414338107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока физики "Плавление и кристаллизация""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokafizikiplavlieniieikristallizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "283990"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453908555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1510 руб.
2520 руб.
1660 руб.
2770 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства