Данная работа в доступной игровой форме развивает познавательный интерес к предмету. Урок- игра проводится как закрепление и обобщение материала: две команды учащихся, развивая дух соперничества в интересной игровой форме научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, проявить смекалку, творческую активность, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Тепловые явления" урок-игра »
Внеклассное мероприятие по физике
Урок-игра «Смело играй, что знаешь – проверяй!».
Цели: в интересной игровой форме научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, проявить смекалку, творческую активность, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Оформление.
1.На демонстрационном столе – приборы и принадлежности для опытов: спиртовка, спички, бумажный стаканчик, два куска хлопчатобумажной материи
2. На классной доске:
а) таблица результатов /начерчена для заполнения в процессе игры – по горизонтали столько строк, сколько будет конкурсов, по вертикали – номера команд/
б) две сетки кроссвордов с заданием «Расшифруй слово, записанное по вертикали в заштрихованных клетках».
План мероприятия:
1. Представление команд,
2. Разминка,
3. Конкурс «шифровальщиков» /разгадать кроссворд/,
4. Конкурс «объясни опыт»,
5. Конкурс «найди ошибку»,
6. Конкурс болельщиков,
7.Конкурс артистический,
8.Конкурс поэтов.
9. Подведение итогов.
Подготовка к мероприятию:
1. Учащиеся делятся на команды , равные по силам.
2.Выбирается капитан команды, дается время на подготовку к представлению команды: название, эмблема, девизе команды. /5 -8 мин/
Ход игры.
1.Представление команд / название, девиз, эмблема команды/.
При оценке учитывается остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания. Максимальное число баллов за выступление – 4.
2. Разминка. Этот этап состоит из двух соревнований: состязаний команд и болельщиков. Ведущий задает поочередно каждой команде вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки.
1) Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Ответ. Температура кипения воды ниже 100С из-за низкого атмосферного давления.)
2) Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Ответ. Вес одинаков.)
3) Почему свежеиспеченный хлеб весит больше, чем остывший? (Ответ. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды и влаги в хлебе становится меньше.)
4) Почему во время снегопада теплеет? (Ответ. Вода кристаллизуется в снежинки, при этом процессе выделяется теплота.)
5) Почему расплавленный жир плавает на поверхности воды в виде кружков? (Ответ. Так как молекулы жира не взаимодействуют с молекулами воды, явление несмачивания.)
6) Какой процесс сопровождается понижением температуры жидкости? (Ответ. Испарение.)
Оценка: за каждый верный ответ дается по 1 баллу.
Ведущий дает задание болельщикам команд:
1) Назвать как можно больше физических величин.
2) Указать единицы изменения физических величин, названные по фамилиям ученых. /На обсуждение дается 1 мин. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл)
3.Конкурс «шифровальщиков».
Командам выдаются кроссворды и открываются, предварительно записанные на доске, «кодограммы».
Кроссворд № 1.
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы к кроссворду №1 :
1. Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы.
2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.
3. Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества.
4. Вещество, сжигаемое для получения теплоты.
5. Знак для обозначения числа.
6. Действие для проверки правильности теоретических рассуждений.
7. Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание.
Ответ к кроссворду №1:
у
п
р
у
г
о
с
т
ь
м
о
л
е
к
у
л
а
к
о
н
в
е
к
ц
и
я
т
о
п
л
и
в
о
ц
и
ф
р
а
о
п
ы
т
!
Кроссворд №2.
1. Мельчайшая частица вещества.
2. Вещество, которое сразу может находиться в трех состояниях.
3. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения.
4. Что находится в центре атома?
5. Назвать химический элемент, представляющий и уголь, и алмаз, и графит, и карандаш.
6. Что объединяет эти понятия: растяжение, изгиб, кручение, сжатие?
7. Синоним слова «эксперимент».
1
2
3
4
5
6
7
Ответ к кроссворду № 2.
а
т
о
м
в
о
д
а
к
а
п
и
л
л
я
р
я
д
р
о
у
г
л
е
р
о
д
д
е
ф
о
р
м
а
ц
и
я
о
п
ы
т
Оценка: за каждый разгаданный кроссворд - 7 баллов,/время – 2-3 мин./
4. Конкурс «Объясни опыт».
Конкурс связан с проверкой домашнего задания. Представители команд показывают по одному опыту и просят соперников дать объяснение происходящему.
Опыт№1. «Негорящий бумажный стаканчик с водой над пламенем спиртовки». Бумажный стаканчик заполняют водой и щипцами держат над горящей спиртовкой. Через некоторое время вода закипает, но стаканчик не горит.
Опыт №2.
На подготовку ответов отводится 1-2 мин. Оценки : за правильный ответ -1 балл, за хорошо поставленный опыт -1 балл, за четко поставленный вопрос -1 балл.
5. Конкурс «найди ошибку».
Задание найти ошибку в литературных отрывках. Ведущий зачитывает тесты.
1) «…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…».
Ответ. Наоборот, после купания активно идет процесс испарения влаги с кожи, при этом молекулы воды забирают энергию /тепло/ от тела человека.
2) « Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала
И в мире поубавилось тепла».
Ответ: Здесь происходит процесс кристаллизации, тепло наоборот должно выделяться. Последняя фраза четверостишия неверна.
Оценки: На обдумывание ответа – 1мин. За правильный ответ- 2 балла, за неполный ответ – 1 балл.
6. Конкурс болельщиков.
Организовать показ портретов ученых. Назвать фамилии ученых-физиков и область их деятельности.
Оценки: за название фамилии -1 балл, информация о роде деятельности -1 балл.
7. Конкурс артистический.
Каждая команда разыгрывает пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление. Например, можно показать : броуновское движение, электрический ток и т.п.
Для каждой команды даются слова, связанные с физикой и астрономией, из которых необходимо придумать или стихотворение или короткий рассказ.
Для команды 1- движение, Солнце, время, масса, атом, процесс.
Для команды 2 –молекула, луна, тепло, излучение, явление, тяжесть.
Время выполнения 7-8 мин. Оценки: максимальное число очков 10.
Для болельщиков – пока идет выполнение данного конкурса - звучит музыка. Задание : найти в звучащем музыкальном произведении физические явления и охарактеризовать их.
Оценки: за каждую находку – 1 балл, за характеристику физического явления- 1 балл.