kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трение. Сила трения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка урока позволяет изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения; отрабатывать умения строить предположение (гипотезу), подтверждать его опытом и  самостоятельно делать вывод. развитие умения анализировать, слушать и слышать, развитие исследовательских умений и точности речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трение. Сила трения»

Тема урока: Трение. Сила трения.

Цели урока:


Образовательные:

  • формирование представлений о силе трения;

  • изучить причины силы трения;

  • выявить природу силы трения;

  • экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать; сравнивать результаты, делать выводы;

  • развивать навыки практической работы;


Воспитательные:

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.




Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наклонная плоскость,

тележка, песок,

на весь класс: динамометры, наборы грузов, бруски, наждачная

бумага.

Использование ЦОР: Слайд-шоу «трение. Сила трения», электронный тест, Картинки в презентации.

Ход урока:


  1. Организационный момент, задачи¸ цели урока.

  2. Фронтальное повторение.

    • Компьютерный тест .Сила тяжести. 9 учеников.

    • Тест на бумажном носителе. 6 учеников.

3. Изучение нового материала.


Ученики садятся за компьютеры. Открывают тест на рабочем столе и выполняют его. После выполнения получают соответствующую оценку. Так как ПК в классе на всех не хватает , то остальные дети выполняют тест на бумажном носителе.


. О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант исследователя и даже случай. И мы на сегодняшнем уроке также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.

Выдвигаю проблему. Демонстрирую эксперимент: приводится в движение тележка. С течением времени её движение замедляется, а затем совсем прекращается. Почему же останавливается тележка? Слушаю ответы учащихся.

Привожу примеры:

- санки, скатившись с горы, по инерции скользят по горизонтальному пути;

- мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, его скорость постепенно уменьшается. Почему?

Ученики высказывают мнение, что здесь должна существовать сила трения.

Объявляется тема урока:

Сила трения


Сегодня я предлагаю вам провести исследование , активно поработать и ответить на вопросы:

- что такое трение;

- почему оно возникает? Отчего зависит?

- зачем увеличивают и уменьшают трение?

- где учитывают и используют знания о трении?


Фронтальный опыт №1

Оборудование: деревянный брусок.

Проделав эксперимент, дети должны ответить на вопросы:


Что будем наблюдать, если толкнуть по столу брусок?

Как изменяется скорость бруска?

Почему изменяется скорость движения бруска?

Что такое трение? Сформулируйте определение.

Ответы на вопросы ученики записывают в тетрадь.

Трение – явление, оно возникает при относительном перемещении соприкасающихся тел и проявляется в сопротивлении движению.

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.


Фронтальный опыт №2


«Наблюдение сил трения покоя, скольжения, качения.»

Оборудование: брусок, цилиндр-каток, динамометр, доска.

Прикрепите к бруску динамометр и тяните его до того. Как брусок будет сдвинут. Запишите показания. Затем тяните брусок равномерно, запишите показания. Замените брусок цилиндром и проделайте тоже самое. В первом случае вы измерили силу трения покоя, во втором – силу трения скольжения, в третьем случае силу трения качения.

Ученики делают выводы:

Существует сила трения покоя, скольжения. качения.

Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами.

Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Сила трения качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

Трение покоя больше по величине трения скольжения и трения качения.


Фронтальный опыт №3


«Выяснение причин возникновения трения.»


Оборудование: брусок, доска, брусок с наждачной бумагой, две стеклянные пластинки, динамометр.





1.

- перемещайте брусок по доске при помощи динамометра. Снимите показания .

- перемещайте брусок с наждачной бумагой. Снимите показания.


Какие показания больше? Почему?

(шероховатость поверхности)

Что нужно сделать, чтобы уменьшить трение?

(сделать поверхность гладкой)


2.

- две стеклянные пластинки прижмите друг к другу, а затем сдвиньте одну пластинку относительно другой. Почему пластинки трудно сдвинуть?


Дети делают выводы и записывают в тетрадь:

Существуют две причины возникновения трения:

- шероховатость поверхности;

- межмолекулярное взаимное притяжение.



Фронтальный опыт №4


«Определение направления силы трения и измерения её модуля.»


Оборудование: брусок, доска, динамометр.


Положите деревянный брусок на доску и прикрепите динамометр. Равномерно перемещая брусок, измерьте силу. Покажите направление скорости и силы трения.


Fтр F



Дети отвечают на вопросы:

- какую силу показывает динамометр?

- чему равен модуль силы трения?

- в какую сторону относительно перемещения тела направлена сила трения?

- где находится точка приложения силы трения?

и записывают в тетрадь:

  • динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по

направлению силе трения;

  • сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

  • имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.







Фронтальный опыт №5

«Наблюдение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей»


Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.

Задание: требуется перетащить брусок прямоугольной формы. Как его легче тянуть: поставив на ребро или положив плашмя?

Проводим эксперимент и делаем вывод:

- сила трения скольжения от площади соприкосновения не зависит.

Вопрос: от чего могла бы зависеть сила трения?


Фронтальный опыт №6


«Наблюдение зависимости силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности»


Оборудование: брусок, набор грузов, дощечка, динамометр.

Положите брусок на доску, прикрепите динамометр и измерьте силу трения, положите на брусок один груз, измерьте силу трения, затем два груза и т.д.


Дети делают вывод: сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.


Проделав шесть фронтальных экспериментов, дети сами делают общие выводы:

  • трение – явление, оно возникает при относительном перемещении соприкасающихся тел и проявляется в сопротивлении движению;

  • сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого;

  • имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью;

  • две причины возникновения трения:

- шероховатость поверхностей,

- межмолекулярное взаимное притяжение,

  • существует трение покоя., скольжения, качения;

  • трение покоя больше по величине трения скольжения и трения качения;

  • сила трения скольжения от площади соприкосновения не зависит;

  • сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.



Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Явление трения используют в технике :

  • при заточке инструментов;

  • для скрепления материалов, деталей конструкций;

  • при обработке металлов.


Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

  • использовать смазку;

  • заменить трение скольжения трением качения;

  • подбирать материалы с низким коэффициентом трения



Для проверки усвоения материала предлагаю тест:


  1. Для чего в гололед посыпают тротуары и пешеходные дорожки песком?


А) чтобы было чисто;

Б) чтобы увеличить трение;

В) чтобы было красиво;

  1. Для чего плотники смазывают мылом шуруп, прежде чем его ввинтить в деревянную деталь?


А) чтобы вычистить шуруп;

Б) чтобы уменьшить трение;

В) чтобы не испачкать руки.


  1. Какая сила удерживает мальчика на канате?

А) сила тяжести;

Б) сила трения;

В) сила упругости.



Подведение итогов.

Домашнее задание: §§ 30, 31 читать, написать сочинение: «Что произойдет, если исчезнет трение».




















































































































































































































































































































































































Тема урока: Трение. Сила трения


Цели урока









12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Трение. Сила трения

Автор: Бесшапошников Петр Николаевич

Дата: 30.12.2024

Номер свидетельства: 662933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сила трения. Трение в природе и технике. "
    ["seo_title"] => string(46) "sila-trieniia-trieniie-v-prirodie-i-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "136129"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417031812"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Сила трения. Коэффициент трения "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-sila-trieniia-koeffitsiient-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264412"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Сила трения - друг или враг? "
    ["seo_title"] => string(29) "sila-trieniia-drugh-ili-vragh"
    ["file_id"] => string(6) "197212"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428217118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства