Данная разработка урока позволяет изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения; отрабатывать умения строить предположение (гипотезу), подтверждать его опытом и самостоятельно делать вывод. развитие умения анализировать, слушать и слышать, развитие исследовательских умений и точности речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на весь класс: динамометры, наборы грузов, бруски, наждачная
бумага.
Использование ЦОР: Слайд-шоу «трение. Сила трения», электронный тест, Картинки в презентации.
Ход урока:
Организационный момент, задачи¸ цели урока.
Фронтальное повторение.
Компьютерный тест .Сила тяжести. 9 учеников.
Тест на бумажном носителе. 6 учеников.
3. Изучение нового материала.
Ученики садятся за компьютеры. Открывают тест на рабочем столе и выполняют его. После выполнения получают соответствующую оценку. Так как ПК в классе на всех не хватает , то остальные дети выполняют тест на бумажном носителе.
. О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант исследователя и даже случай. И мы на сегодняшнем уроке также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.
Выдвигаю проблему. Демонстрирую эксперимент: приводится в движение тележка. С течением времени её движение замедляется, а затем совсем прекращается. Почему же останавливается тележка? Слушаю ответы учащихся.
Привожу примеры:
- санки, скатившись с горы, по инерции скользят по горизонтальному пути;
- мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, его скорость постепенно уменьшается. Почему?
Ученики высказывают мнение, что здесь должна существовать сила трения.
Объявляется тема урока:
Сила трения
Сегодня я предлагаю вам провести исследование , активно поработать и ответить на вопросы:
- что такое трение;
- почему оно возникает? Отчего зависит?
- зачем увеличивают и уменьшают трение?
- где учитывают и используют знания о трении?
Фронтальный опыт №1
Оборудование: деревянный брусок.
Проделав эксперимент, дети должны ответить на вопросы:
Что будем наблюдать, если толкнуть по столу брусок?
Как изменяется скорость бруска?
Почему изменяется скорость движения бруска?
Что такое трение? Сформулируйте определение.
Ответы на вопросы ученики записывают в тетрадь.
Трение – явление, оно возникает при относительном перемещении соприкасающихся тел и проявляется в сопротивлении движению.
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.
Фронтальный опыт №2
«Наблюдение сил трения покоя, скольжения, качения.»
Прикрепите к бруску динамометр и тяните его до того. Как брусок будет сдвинут. Запишите показания. Затем тяните брусок равномерно, запишите показания. Замените брусок цилиндром и проделайте тоже самое. В первом случае вы измерили силу трения покоя, во втором – силу трения скольжения, в третьем случае силу трения качения.
Ученики делают выводы:
Существует сила трения покоя, скольжения. качения.
Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами.
Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.
Сила трения качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.
Трение покоя больше по величине трения скольжения и трения качения.
Фронтальный опыт №3
«Выяснение причин возникновения трения.»
Оборудование: брусок, доска, брусок с наждачной бумагой, две стеклянные пластинки, динамометр.
1.
- перемещайте брусок по доске при помощи динамометра. Снимите показания .
- перемещайте брусок с наждачной бумагой. Снимите показания.
Какие показания больше? Почему?
(шероховатость поверхности)
Что нужно сделать, чтобы уменьшить трение?
(сделать поверхность гладкой)
2.
- две стеклянные пластинки прижмите друг к другу, а затем сдвиньте одну пластинку относительно другой. Почему пластинки трудно сдвинуть?
Дети делают выводы и записывают в тетрадь:
Существуют две причины возникновения трения:
- шероховатость поверхности;
- межмолекулярное взаимное притяжение.
Фронтальный опыт №4
«Определение направления силы трения и измерения её модуля.»
Оборудование: брусок, доска, динамометр.
Положите деревянный брусок на доску и прикрепите динамометр. Равномерно перемещая брусок, измерьте силу. Покажите направление скорости и силы трения.
Fтр F
Дети отвечают на вопросы:
- какую силу показывает динамометр?
- чему равен модуль силы трения?
- в какую сторону относительно перемещения тела направлена сила трения?
- где находится точка приложения силы трения?
и записывают в тетрадь:
динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по
направлению силе трения;
сила трения направлена в сторону, противоположную движению;
имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Фронтальный опыт №5
«Наблюдение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей»