Стерлягова Татьяна Витальевна
учитель физики
МБОУ СОШ №80 г. Нижний Тагил
Класс: 7
Тема урока: Движение и взаимодействие тел
Цель урока: определить уровень усвоения знаний по теме «Движение и взаимодействие тел».
Задачи урока:
Образовательная: повторить и обобщить материал, пройденный по теме «Движение и взаимодействие тел».
Воспитательная: Прививать коммуникативные навыки
Развивающая: Содействовать в развитии познавательной активности учащихся.
УМК: Физика. 7 класс. Перышкин
Тип урока: обобщающий – повторяющий.
Вид урока: урок игра («Автомобильные гонки»).
Возраст учащихся – 7 класс (13-14 лет).
Программное обеспечение – MS PowerPoint.
Дидактические материал: карточки с заданиями.
Межпредметные связи – связь с информатикой.
Оборудование – компьютер, проектор, лабораторное оборудование для опытов: динамометр, набор грузов по 102 г, штатив с муфтой и лапкой, рычажные весы, набор гирь, несколько тел разной массы, измерительный цилиндр (мензурка), нитки, несколько тел разной формы.
План урока:
Организационный момент – 5 минут.
1 задание - «Разминка» (кроссворд) – 6 минут.
2 задание - «Практическое задание» (лабораторная работа) – 6 минут.
3 задание - «Единицы измерения»– 6 минут.
4 задание - «Составь формулу»– 6 минут.
5 задание - «Реши задачу»– 6 минут.
Итог урока и домашнее задание – 3 минуты.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: «Сегодня мы проведём урок повторения по теме: «Движение и взаимодействие тел» в необычной форме: в виде игры «Автомобильные гонки»» (Презентация (слайд 2)).
«Для этого разбейтесь на три экипажа и выберите, на какой машине вы будете двигаться во время нашего соревнования?» (Презентация (слайд 3), Приложение (лист-всего)).
Учащиеся разбиваются на команды (экипажи), выбирают марку машины.
Учитель: «Машина каждой команды должна преодолеть пять этапов» (Приложение 1 (слайд 4).
2) 1 этап: «Разминка» - реши кроссворд (Презентация (слайд 5)).
На данном этапе проводится проверка усвоения основных терминов и понятий по теме «Движение и взаимодействие тел».
Учитель: «На первом этапе мы с вами разомнемся в знании определений различных физических величин. Вам выданы одинаковые кроссворды. Ваша задача – разгадать их.
За каждое правильно отгаданное слово в кроссворде, машина каждой команды продвигается к финишу на один километр вперед.
Максимальное количество километров – 5». (Презентация (слайд 6)).
На экран выведено изображение кроссворда с вопросами, а учащимся выданы бланки с тем же кроссвордом на листе формата А4 (Приложение (лист-кроссворд). Учащиеся самостоятельно читают задания к кроссворду, и коллективно в группе находят правильное решение. Ответы заносят в выданный им бланк.
Кроссворд
| 1п | у | т | ь | |
| 2д | в | и | ж | е | н | и | е |
3т | р | а | е | к | т | о | р | и | я |
4к | а | ч | е | н | и | е | | |
| 5и | н | е | р | ц | и | я |
Вопросы к кроссворду
Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую.
Вид движения, который используется для уменьшения сила трения.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
После выполнения задания подводятся промежуточные итоги за этап.
3) 2 этап: «Практическое задание» (Презентация (слайд 7)).
На данном этапе проводится проверка усвоения приемов и способов действия с демонстрационным и экспериментальным оборудованием, понимания физических основ физических экспериментов.
Учитель: «Второй этап нашей автогонки называется «Практическое задание». Капитанам каждой команды необходимо подойти к учителю и вытянуть одну из предложенных карточек с заданиями практической работы. В практической работе необходимо выполнить указанное задание, представить полученные результаты в виде таблицы с учетом погрешности и сделать вывод. За правильно выполненное практическое задание машина команды продвигается к финишу еще на 5 километров». (Презентация (слайд 8)).
Учащиеся вытягивают карточки-задания. Каждый экипаж машины выполняет одно из практических заданий с использованием предложенного оборудования, которое находится на отдельном демонстрационном столе.
Каточка №1.«Динамометр. Градуирование пружины»
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой; набор грузов по 102г; штатив с муфтой и лапкой.
Необходимо градуировать пружину, получить шкалу с ценой деления 0,2 Ньютона и с ее помощью измерять силы.
Карточка №2. «Определи массу»
Оборудование: рычажные весы (не уравновешенные), набор гирь, несколько тел разной массы.
Необходимо показать умение пользоваться весами и измерить массу предложенного тела.
Карточка №3. «Измерь объем тела»
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), нитки, несколько тел разной формы.
Необходимо определить объем тел с помощью измерительного цилиндра (мензурки).
После выполнения практической работы, учитель подводит итоги второго этапа.
Ответы:(Приложение (лист - практическая)).
4) 3 этап: «Единицы измерения» (Презентация (слайд 9)).
На следующем этапе проводится проверка усвоения учащимися физических величин и их единиц измерения.
Учитель: «Итак, мы с вами подошли к следующему, третьему этапу нашей автогонки «Единицы измерения». Каждая команда получает одинаковые карточки с заданием, где в пустой квадратик вы должны вписать единицы измерения указанных физических величин в системе Интернациональной (СИ). Вам необходимо заполнить все пустые квадратики. Какая команда быстрее, а главное правильно выполнит это задание, та и продвигается к финишу на 1 километр за каждый верный ответ». (Презентация (слайд 10)).
Учащиеся берут карточки и вписывают в пустой квадратик недостающую единицу измерения в системе СИ.
Ответы: (Презентация (слайд 11), Приложение 2 (лист – единицы измерения).
После выполнения задания, учитель подводит итоги третьего этапа.
5) 4 этап: «Составь формулу» (Презентация (слайд 12)).
На данном этапе проводится проверка усвоения учащимися формул, используемых для решения задач в теме «Движение и взаимодействие тел». (Презентация (слайд 13)).
Учитель: «На 4 этапе автогонки вам нужно будет из предложенных карточек, на которых выписаны обозначения физических величин и арифметические знаки, составить как можно больше формул для вычисления физических величин.
Выигрывает та команда, которая составит из карточек больше формул. За каждую правильно составленную формулу команда приблизится к финишу на 1 километр».
Пример карточки:
Возможные формулы:
, или
, или
Ответы: (Презентация (слайд 14), Приложение (лист - формула)).
После выполнения задания, учитель подводит итоги четвертого этапа.
6) 5 этап: «Реши задачу» (Презентация (слайд 15)).
На данном этапе проводится проверка умения учащимися решать расчетные задачи по теме «Движение и взаимодействие тел».
Учитель: «На пятом этапе автогонки, который называется «Реши задачу», каждый член экипажа должен выбрать для себя задачу, которую он решит. За каждую правильно решенную задачу команды получают по 1 километру». (Презентация (слайд 16)).
Задачи:
Заяц за 18 секунд пробежал 360 м. Чему равна его скорость
Автомобиль движется со скоростью 90 км/ч. Какой путь он совершит за 5 секунд?
Стальная деталь машины имеет массу 780г. Определите ее объем.
Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, медведя, если их массы соответственно равны: 6кг, 400кг.
Пружина динамометра под действием силы 4 Н удлинилась на 5 мм. Определите вес груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 16 мм.
Ответы: (Презентация (слайд №17), Приложение (лист - задачи)).
20 м/с 2) 125 м 3) 100 см3 4) 60 Н; 4000 Н 5) 12,8 Н
После выполнения задания, учитель подводит итоги пятого этапа.
Итоги урока
На данном этапе урока подводятся итоги «Автогонки», подсчитываются общие баллы (пройденные километры) каждой команды, оценивается работа лучших учеников. Награждается лучший экипаж, который набрал большее количество баллов, а значит пришёл к финишу первым.
Вид транспорта | Фамилия водителя (капитан экипажа) | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | Всего |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Список используемой литературы и ресурсов
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/10/02/urok-igra-po-teme-dvizhenie-i-vzaimodeystvie-tel-v-7-klasse
http://sunveter.ru/animacija/transport/cars/
http://www.proshkolu.ru/user/prudnikovanv/file/3802956/
http://kak.znate.ru/docs/index-111305.html
http://physik.ucoz.ru/load/flehsh_animacii/4-31-2
http://vmeste.opredelim.com/docs/56200/index-16599.html