Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие молекул»
Урок 7.4
Взаимодействие молекул
Цели урока: сформировать знания о непрерывном хаотическом движении молекул и о зависимости скорости движения от температуры; усвоить знания о взаимодействии молекул; сформировать экспериментальные навыки учащихся; воспитывать аккуратность во время проведения экспериментов; развивать логическое мышление учащихся, умение объяснять физические явления и делать выводы из эксперимента.
План урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление пройденного материала
Домашнее задание § 10, Л. № 71-75
Итог урока
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Итак, мы установили, что вещество состоит из молекул, разделённых промежутками, и эти молекулы непрерывно и беспорядочно двигаются. И вот у некоторых учёных против этого возникли возражения. Я думаю, что и у вас возник этот вопрос: Почему молекулы в движении не разлетаются в разные стороны и тела не рассыпаются на отдельные молекулы?
Ответ таков: есть что-то, удерживающее их рядом друг с другом. Что это? Вот на этот вопрос сегодня на уроке мы и постараемся дать ответ.
Итак, тема урока «Взаимодействие молекул»
Рассмотрим ластик. Его можно сжать. Что это значит? – между молекулами есть промежутки. Но если молекулы ничто не связывает, то почему ластик не рассыпается на отдельные молекулы? – видимо, между молекулами есть притяжение.
Докажем это. Возьмём стекло подвешенное на нитях к пружине. Заметим первоначальное значение, а затем опустим на воду и начнём поднимать. Заметим новое показание. Оно увеличилось. Значит, заработало притяжение между молекулами стекла и воды.
О наличии взаимного притяжения между молекулами говорят и многие явления происходящие вокруг нас. Так, каждый из нас неоднократно наблюдая такое явление: капли жира плавающие на поверхности супа при сближении на малые расстояниях сливаются в более крупные капли.
Можно провести такой эксперимент: взять два свинцовых цилиндра, зачистить их торцы и очень плотно прижать их друг к другу. В результате цилиндры прилипают друг к другу и чтобы их разъединить необходимо приложить некоторое усилие.
Все рассмотренные примеры говорят о том, что меду молекулами существует взаимное притяжение.
Тогда возникает вопрос, если между молекулами действует притяжение, почему разломанный кусок мела нельзя соединить снова? А дело оказывается в том, что взаимное притяжение между молекулами действует на очень малых расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (порядка 0,000001 см), а сблизить на такое расстояние два куска мела достаточно сложно.
На явлении взаимного притяжения молекул основываются такие процессы как склеивание различных деталей, окрашивание предметов, спайка и сварка металлов
Но почему же, если есть притяжение, то молекулы не располагаются вплотную? Так как между молекулами есть промежутки. Видимо между молекулами, есть помимо притяжения ещё и силы отталкивания.
Так например:
1) Если сжать руками сильно накачанный футбольный мяч, то мы почувствуем упругое сопротивление воздуха нашим усилиям. Отталкивание молекул воздуха препятствует нашим усилиям по сжатию мяча.
2) Поверхность стола, деревянный пол в комнате и другие опоры удерживают на себе различные предметы как раз благодаря силам отталкивания между молекулами, в противном случае эти предметы проваливались бы сквозь опору.
Таким образом, межу молекулами в веществе одновременно действует взаимное притяжение и отталкивание. На некотором расстоянии сохраняется баланс между притяжением и отталкиванием. Это расстояние сравнимо с размером самих молекул.
Наличием взаимного притяжения и отталкивания молекул объясняются такие явления, как смачивание и не смачивание поверхностей:
Явление смачивания можно объяснить притяжением молекул друг к другу. Когда жидкость смачивает тело, то сила притяжения между молекулами тела и жидкости больше, чем сила притяжения между молекулами жидкости. Явление смачивания учитывается, например, при изготовлении бумаги, чтобы ее смачивали чернила. Если же сила притяжения между молекулами тела и жидкости меньше, чем сила притяжения между молекулами жидкости, то говорят, что жидкость не смачивает тело. Так, например вода не смачивает жирные поверхности, пластилин, пластмассу.
Закрепление изученного материала.
- Почему капля дождя висит на ветке дерева и некоторое время не падает вниз?
- Чтобы разорвать кусок проволоку нужно приложить большое усилие. Почему?
Физический диктант.
Вставьте пропущенные слова:
1. Молекулы состоят из …
2. Молекулы всех тел движутся …
3. Молекулярное строение вещества подтверждается явлением …
4. Молекулы одного и того же вещества … друг от друга.
5. При нагревании вещества объем молекул …
6. Молекулы холодной и горячей воды … друг от друга.
7. Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называются …
8. При одинаковой температуре скорость диффузии минимальна в …
9. Молекулы твердого тела не разлетаются вследствие действия межмолекулярных сил…
10. Движение частичек краски в воде – пример …
Работа с учебником:
Прочитатъ § учебника и ответить на вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Расскажите об опыте подтверждающем существование взаимного притяжения молекул.
3. Приведите примеры явлений природы подтверждающих существование отталкивания между молекулами.
4. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами.
5. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?
6. Расскажите об опыте демонстрирующем явления смачивания твердого тела и жидкости.
7. При каких условиях наблюдаются явления смачивания и несмачивания жидкостью твердой поверхности.
8. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления смачивания.
9. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления несмачивания.
Работа с учебником:
Прочитатъ § учебника и ответить на вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Расскажите об опыте подтверждающем существование взаимного притяжения молекул.
3. Приведите примеры явлений природы подтверждающих существование отталкивания между молекулами.
4. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами.
5. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?
6. Расскажите об опыте демонстрирующем явления смачивания твердого тела и жидкости.
7. При каких условиях наблюдаются явления смачивания и несмачивания жидкостью твердой поверхности.
8. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления смачивания.
9. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления несмачивания.
Работа с учебником:
Прочитатъ § учебника и ответить на вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Расскажите об опыте подтверждающем существование взаимного притяжения молекул.
3. Приведите примеры явлений природы подтверждающих существование отталкивания между молекулами.
4. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами.
5. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?
6. Расскажите об опыте демонстрирующем явления смачивания твердого тела и жидкости.
7. При каких условиях наблюдаются явления смачивания и несмачивания жидкостью твердой поверхности.
8. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления смачивания.
9. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления несмачивания.
Работа с учебником:
Прочитатъ § учебника и ответить на вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Расскажите об опыте подтверждающем существование взаимного притяжения молекул.
3. Приведите примеры явлений природы подтверждающих существование отталкивания между молекулами.
4. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами.
5. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?
6. Расскажите об опыте демонстрирующем явления смачивания твердого тела и жидкости.
7. При каких условиях наблюдаются явления смачивания и несмачивания жидкостью твердой поверхности.
8. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления смачивания.
9. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления несмачивания.
Работа с учебником:
Прочитатъ § учебника и ответить на вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Расскажите об опыте подтверждающем существование взаимного притяжения молекул.
3. Приведите примеры явлений природы подтверждающих существование отталкивания между молекулами.
4. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами.
5. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?
6. Расскажите об опыте демонстрирующем явления смачивания твердого тела и жидкости.
7. При каких условиях наблюдаются явления смачивания и несмачивания жидкостью твердой поверхности.
8. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления смачивания.
9. Приведите 2-3 примера применения в природе, технике и быту явления несмачивания.