Зачетно – обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»
Зачетно – обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»
урок соответствует госстандарту____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зачетно – обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»»
Зачетно – обобщающий урок в 10 классе по теме:
«Законы постоянного тока»
Цель: повторить и обобщить материал по данной теме. Повторить основные понятия и законы постоянного тока, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
Задачи:
Обучения: проверить знание определений и законов постоянного тока, уметь объяснять физические явления, решать задачи, обращаться с электроизмерительными приборами.
Развития: развивать познавательную активность, логическое мышление учащихся, уметь видеть проявление изученных закономерностей в технике, решать задачи с техническим содержанием.
Воспитания: воспитывать коммуникативные способности учащихся, волевые качества, стремление к победе.
Оснащенность урока: карточки заданий для учащихся, задания на доске.
Оборудование: источник питания, соединительные провода, амперметр, вольтметр, реостат, лампочка.
Ход урока.
1. Организационный момент. Ознакомление с целью и задачами урока. Свою деятельность на уроке ученики оценивают самостоятельно. У каждого ученика на столе лежит карточка самооценки, которой они работают на протяжении всего урока.
2. Всесторонняя проверка знаний учащихся
Слова русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского.
«Царство науки не знает предела – Всюду следы ее вечных побед, Разума слово и дело Сила и свет».
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще не опознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой вечный думатель и вперед!!!
2. Какие условия должны выполнятся, чтобы в электрической цепи существовал электрический ток? (наличие свободных носителей заряда, существование внешнего электрического поля)
3. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
4. От чего и как зависит сопротивление проводника?
5. Почему электрические провода, по которым к электрической лампе подводится напряжение, не светятся, а нить лампы светится очень ярко?
2 группа
1. Каким образом можно обнаружить электрический ток (по действиям)
2. Какие устройства называются источниками тока?
3. Прибор для измерения напряжения, как он включается в электрическую цепь?
4. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. Французский физик, который изобрел прибор, с помощью которого установил основные законы электрического и магнитного взаимодействия. В честь этого ученого названа одна из физических величин. (Ампер)
5. Каким образом находят общее сопротивление при параллельном соединении?
3 группа
1. Прибор для измерения силы тока, как он включается в сеть?
2. Единица измерения напряжения.
3.По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током. Английский ученый, установивший закон, определяющий количество теплоты, выделяемое проводником?
4. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
5. Каким образом находят общее сопротивление при последовательном соединении?
За правильный ответ 1 балл
А теперь вспомним формулы, которые мы изучали в данной главе.
(плакат на доске)
За правильный ответ 1 балл
2. Решение задачи – цепочки.
У вас на столе лежат листы с задачей – цепочкой. За две минуты вы должны найти конечное значение, которое показывает электроизмерительный прибор.
Для первой группы цепочка состоит из 5 заданий, для 2 и 3 групп из 4 заданий.
Работа оценивается каждым учеником по количеству решенных примеров. Одно звено цепочки – 1 балл.
3. Решение расчетных задач
3 группа
Без электрического тока невозможна жизнь человека. Иногда встречаются ситуации, когда мы пользуемся неисправными электроприборами или неправильно их эксплуатируем. Одна из таких ситуаций короткое замыкание. В чем оно заключается?
(1 балл).
Рассчитайте силу тока, возникающего при коротком замыкании.
Внутреннее сопротивление аккумуляторной батарее с ЭДС 6В равно 0,02 Ом. Чему равна сила тока короткого замыкания? (4 балла)
2 группа
Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда смерть человека. Тяжесть поражения током зависит от силы тока. При прохождении тока по телу взрослого человека по пути рука – рука или рука – нога смерть может наступить при силе тока около 100мА, т.е. 0,1А. Электропроводность кожи зависит от сопротивления человеческого тела. А оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на поверхности пота, содержания алкоголя в крови и т.д. При сухой и неповрежденной коже сопротивление кожи человека от пальцев одной руки, до пальцев другой руки, составляет 105 Ом и выше. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается 1500 Ом и ниже. Рассчитать для каждого случая напряжение, при котором может наступить смерть человека. (4 балла)
1 группа
При большом увеличении нагрузки, например, при одновременном включении мощных потребителей тока, сила тока в электрической цепи становиться больше допустимой, провода нагреваются их изоляция плавиться, провода смыкаются, сопротивление резко уменьшается, а сила тока соответственно увеличивается. За очень короткое время провода могут нагреться до температуры плавление и капли расплавленного металла разлетаются во все стороны, что может вызвать пожар. Чтобы этого не произошло, в цепь включают предохранители. Необходимо соблюдать осторожность в обращении с электрическими приборами.
Каким должен быть диаметр железного проводника, чтобы, замкнув им элемент с ЭДС 1,5 В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом, получить силу тока 0,6 А? Длина проводника равна 5м. (5баллов)
4 Составление электрических цепей
Ученик по ошибке включил вольтметр вместо амперметра при измерении величины тока в лампе. Что при этом произойдет с накалом нити лампы?
(Лампа не загорится, т.к. при таком включении почти все напряжение падает на вольтметр, у которого Rv Rлампы) 1балл
Ученик по ошибки включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на горящей лампе. Объясните, что произошло с величиной тока в цепи?
(В цепи возник очень большой ток, практически – короткое замыкание, т.к. сопротивление амперметра очень мало. Это ведет к порче амперметра). 1 балл
Проверить знание условных обозначений элементов электрической цепи, умение читать и анализировать схемы вам помогут следующие задания:
1 группа
Начертить электрическую схему цепи, которая собрана учителем и находится на учительском столе. (5 баллов)
2 группа
Составьте проект электрической схемы освещения помещения тремя лампочками с отдельным включением. При перегорании или выключении одной лампы остальные не должны гаснуть. (5 баллов)
3 группа
Найти ошибку на данной схеме. (4 балла)
5 Расчет сопротивления проводника
Почему лампы в квартире соединены параллельно, а лампы в елочной гирлянде последовательно?
Что такое последовательное и параллельное соединение?
Схемы соединения проводников начерчены на доске. (5 баллов)
Итог урока.
А теперь подсчитайте свои баллы и выставите себе оценки