kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».

Нажмите, чтобы узнать подробности

    I. Введение

                         Физическая культура в школе - общеоб­разовательный

предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебно­го процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».»

Нащёкинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Бондарской средней общеобразовательной школы Бондарского района Тамбовской области.




Реферат

Тема «Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».






Автор: Скворцов Виталий Николаевич

учитель физической культуры Нащёкинского филиала

МБОУ Бондарской СОШ Бондарского района

Тамбовской области.









Контактный телефон: 8(47534) 44-2-45













Нащёкино 2016 г.

Цель:




1) Раскрыть значение теоретических знаний обучающихся.


2). Привлечь внимание обучающихся

к здоровому образу жизни.


3). Показать необходимость выполнения физических упражнений и занятий спортом.






















План:


  1. Введение. ………………стр. 4



  1. Содержание.


1. Значение физической культуры …………стр. 5


2. Теоретический курс в начальной школе…………………………..стр. 6


3. Теоретический курс в основной и средней

школе ………..стр. 9





  1. Вывод……………стр. 12



  1. Список литературы…………стр. 13









I. Введение


Физическая культура в школе - общеоб­разовательный

предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебно­го процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.

Учитель призван раскрыть обучающимся под­линный смысл физической культуры как сред­ства гармонического развития человека, орга­низации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно. обучающимся необходимы теорети­ческие знания, повышающие эффективность физических упражнений. и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основ­ной формой которого является урок. Очень важ­но, чтобы теоретические сведения были есте­ственной (а не привязанной искусственно!) со­ставной частью уроков, давались, когда это не­обходимо и уместно.

Перед учителем возникает вопрос, каким должно быть содержание знаний и как методи­чески теорию вплести в канву урока?









Значение физической культуры


Значение физической культуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов - загрязнение окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов и т.п. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе, и при помощи физических упражнений. В связи с этим, необходимо повысить уровень знаний обучающихся о роли средств физической культуры и спорта при подготовке к будущей профессиональной деятельности. На занятиях следует использовать материалы исследований ученых о том, что тот, кто регулярно занимается физическими упражнениями, придерживается норм рационального питания, не обременен вредными для здоровья привычками, трудится с полной отдачей и редко болеет.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.








Теоретический курс

в начальной школе


Продолжительные наблюдения за обучающими­ся на уроках физической культуры дают основа­ние полагать, что ведущим мотивом в занятиях всё больше становится интеллектуальный инте­рес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний. Причем это свойственно всем классам, в том числе и в начальной школе.

Подбирая теоретический материал по физи­ческой культуре, нельзя не учитывать, что уро­вень знаний обучающихся неодинаков: он растет от класса к классу. Нельзя не использовать и межпредметные связи, так как многие темы других предметов по своему содержанию до­статочно тесно соприкасаются с темами данного предмета.

В начальной школе учителю невозможно обойтись без активной (именно активной!) по­мощи родителей обучающихся. Многие из них име­ют представление о пользе регулярных физиче­ских нагрузок, о последствиях нарушения осан­ки, о необходимости рационального режима тру­да и отдыха. Многие, но далеко не все. Поэтому учителю физической культуры приходится осо­бенно тщательно готовить темы родительских собраний.

Предлагаю возможный подбор теоретического материала по классам начальной шко­лы. Преимущественно он касается осанки.

1 класс.

Что нас окружает. Воздух и вода. Дом и школа. Основы здоровья. Режим дня. Утренняя гимнастика. Осанка. Правильная осанка, причины нарушения

осанки. Правильная осанка - это хорошие условия для работы внутренних органов (легких, сердца, печени, желудка, кишечника). Умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных поло­жениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр. Умение ходить в строю, сохраняя правильную осанку. Осанка и походка (особое внимание обратить на выполнение команд "Смирно!" и "Вольно!", Упражнения с грузом (150-200 г) на голове (медленно присесть и встать; стоя на одной ноге, другую вперед, в сторону; ходь­ба боком по рейке гимнастической скамейки). Прыжки со скакалкой (мягкое приземление).

2 класс.

Дом и школа. Режим дня, значение его для укрепления здоровья и успешной рабо­ты. Определение режимных моментов по часам. Правила личной гигиены. Основы закаливания. Привычка контролировать осанку в течение дня (сидя, стоя, при движении). Плоскостопие, его влияние на осанку (при плоской стопе ухуд­шается опорная функция ног, изменяется поло­жение таза и позвоночника. снижается работо­способность, появляются отклонения в осанке). Упражнения, укрепляющие мышцы стопы (пред­варительно разучить на уроке).

В режиме дня в физкультминутки необходимо включать для формирования осанки упраж­нения с грузом на голове (см. I класс), упражне­ния для предупреждения плоскостопия. О физ­культминутках надо поговорить с учителями на­чальных классов и помочь им подобрать полез­ные упражнения. По возможности чаще исполь­зовать ходьбу на носках, высоко поднимая коле­ни, на пятках, на наружных сторонах стоп. Сидя, захваты сводами стоп обеих ног предметов и перестановка их влево и вправо.

3 класс

Летние и осенние изменения в природе. Охрана здоровья человека. Режим дня школьника. Повторить и закрепить зна­ния правильной осанки. Восстановить в памя­ти обучающихся причины нарушения осанки и по­явления плоскостопия. Место в режиме дня фи­зических упражнений, формирующих правиль­ную осанку. Особенно отметить, что все упраж­нения выполняются на обе стороны туловища, на обе конечности.

Разучить упражнения с удержанием груза на голове (формируют правильную осанку): пово­роты кругом сначала медленно, а затем быстро; стойки на носках, ноги на одной линии; присе­дания в положении ноги скрестно; повороты в стойке ноги скрестно; то же, но в приседе.

Дать задание на дом - выполнять регулярно эти упражнения. Предупредить, что потом будет проверка выполнения упражнений на оценку.

IV класс. Смежные темы других предме­тов: строение тела человека (общий обзор), скелет и осанка, значение правильной осан­ки, правильная поза при чтении и письме. Мышцы, их укрепление, значение физичесно­го труда и физической культуры для укрепле­ния мышц. Органы кровообращения, дыхания, пищеварения. Режим труда и отдыха опоеделя­ют теоретические знания по физической куль­туре. Значение осанки для здоровья человека. Правильная осанка - это не только хороший внешний вид, она создает благоприятные усло­вия для работы всех внутренних органов чело­века (органов дыхания, кровообращения, пище­варения). Контроль за осанкой в течение все­го дня. Устранение вредных привычек: непра­вильно сидеть за столом, носить тяжести всег­да в одной руке, спать на одном боку, стоя всег­да опираться на одну ногу.

Выполнение физических упражнений, раз­ученных на уроке физической культуры, дома (утренняя гимнастика, физкулыминутка, прогул­Ilа\ vпоажнения для контроля за осанкой.











Теоретический курс в основной и

средней школе


Учебный предмет «Физическая культура» тре­бует от школьников, кроме умений и навыков, немалых знаний. Педагогический процесс, на­правленный на формирование специальных знаний в области физической культуры, может быть назван физкультурным образованием. На уроках обучающимся необходимо приобрести ба­зовые знания научно-практического характе­ра по широкому кругу вопросов: здоровый об­раз жизни, методика самостоятельных занятий физическими упражнениями, влияние упражне­ний на организм и др.

Введение в школах трёх уроков физической культуры в неделю позволило усилить образовательную функцию урока. Практика работы в школе дока­зывает, что на основе приобретаемых школьни­ком знаний у него проявляется осознанное, ус­тойчивое овладение определёнными двигатель­ными умениями и навыками, физическая культура становится настоящим спутником жизни.

Для стар­шеклассников важное место отводится теорети­ческой подготовке, так как расширение объёма специальных знаний, прежде всего, способству­ет реализации принципа сознательности и ак­тивности в обучении.

Теоретический курс можно проводить отдельно два раза в месяц на третьем уроке физической куль­туры. Это удобно, так как не со­кращается плотность практических уроков, и в то же время можно рассмотреть и охватить большой объём теоретического материала, не только предусмотренного учебной программой для старших и средних классов, но и дополнительного, ин­тересующего обучающихся на данном этапе разви­тия.

Уроки по теории физической культуры про­водятся в различных формах: лекции, беседы, тестирование, диалоги, творческая работа, ре­фераты, краткие сообщения, анализ спортив­ных источников, семинары, контрольные ра­боты, практические занятия. На теоретических уроках обсуждаются и изучаются многие темы: что такое здоровый образ жизни; влияние окружающей среды на здоровье; наследственные факторы; принципы правильного питания; приё­мы релаксации; организация двигательного ре­жима; основы красивой походки и фигуры; фи­зические способности и методы их развития; вредное влияние курения и алкоголя; пробле­мы избыточного веса; самоконтроль за физи­ческой нагрузкой.

Улучшает теоретическую подготовку в учеб­ном процессе и самостоятельная работа школь­ников. Теоретический материал становится до­стоянием ученика, если закрепляется с помо­щью самостоятельной работы. Научить ребёнка учиться, добывать знания самостоятельно мож­но, лишь хорошо организовав его самостоятель­ную практическую деятельность. Фактический материал усваивается и надолго сохраняется в памяти при выполнении различных упражне­ний. Вот примерный план для самостоятель­ной работы.

1. Осознание учащимися учебной задачи, ко­торая решается с помощью данной самостоя­тельной работы.

2. Инструкции для учащихся по её выпол­нению.

3. Руководство процессом работы (следить за выполнением инструктивных указаний).

4. Самоанализ, самоконтроль.

5. Проверка работы учащихся, выделение по­ложительных моментов и ошибок.

Самостоятельно выполняют школьники и дви­гательные домашние задания по физической культуре, которые призваны повысить эффектив­ность работы по физическому воспитанию.

Используемые виды домашних заданий.

1. Развитие двигательных качеств (которые отстают у школьника).

2. Совершенствование двигательного дейс­твия (имитация, игровые задания).

3. Придумать необычное упражнение или игру по пройденному материалу.

4. Подготовка сообщения по теоретическому вопросу, по спортивным новостям недели.

5. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, составленного учеником.

Чтобы достичь основной цели домашнего за­дания по физической культуре, необходимы стро­гий учёт и контроль выполняемой работы. Учитель в журнале отмечает домашнее задание, которое получают школьники. Ученики ведут специальную рабочую тетрадь, где фиксируют задание, само­чувствие, возникающие вопросы и т.п.

Учитель в течение урока или на теоретичес­ких занятиях обязательно проверяет выполне­ние домашнего задания индивидуально или пе­ред всем классом (например, провести комп­лекс общеразвивающих упражнений, сообщить спортивные новости недели и т.п.) и выставляет отметки в журнал за домашнюю работу.

Практические задания лучше проверять фронтально у всего класса и поставить учащим­ся несколько отметок. Можно устроить конкурс (на 3-4 мин.) на лучший показ домашнего за­дания, привлечь несколько человек в качест­ве судей-помощников (особенно, если есть ос­вобождённые от урока).

При проведении игр и общеразвивающих уп­ражнений обязательно надо выбрать оппонен­та, которому за хороший анализ поставить от­метку в журнал.

Домашние задания по физической культуре должны быть интересными и разнообразными, школьники обычно хотят получить результат уже через 3-4 недели; только в случае положитель­ных сдвигов они с удовольствием тратят своё свободное время на их выполнение.

Домашние задания могут быть и творчес­кими; например, школьникам выступить орга­низаторами и режиссёрами спортивных праз­дников, дней здоровья, помочь учителю в ка­честве ведущих, судей, членов жюри, художни­ков-оформителей. Это также желательно оце­нить, так как отметка была и остаётся для мно­гих лучшим стимулом к дальнейшему самосо­вершенствованию.


III. Вывод




Теоретический раздел программы имеет важное значение в системе физического воспитания обучающихся, поскольку в процессе проведения лекций-бесед не только формируется сознание и убежденность в необходимости регулярных занятий физическими упражнениями, но и воспитывается мировоззрение детей.

Учитывая это, необходимо уделять особое внимание вопросам эффективности преподавания, качества лекций-бесед и разработки учебно-методических материалов, необходимых для подготовки к зачету. Большую роль играет применение в процессе проведения лекций-бесед технических средств обучения: кинофильмов, видеофильмов, видеозаписей, различных графических и изобразительных пособий.

Немалое значение могут иметь практические работы и рефераты обучающихся. Это будет способствовать повышению качества знаний детей. Отдельные, самые удачные контрольные работы в дальнейшем могут быть трансформированы под руководством педагога в доклады для выступления на ученических научных конференциях. Тем самым, у обучающихся будут воспитываться интерес и стремление к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, дальнейшее совершенствование преподавания теоретического раздела программы по физическому воспитанию обучающихся позволит успешно решать задачи по повсеместному внедрению здорового образа жизни .





IV. Список литературы




1. Дубровский В.И., Валеология. Здоровый образ жизни: - М.: RETORIKA-А: Флинта, 1999.


2. Закирьянов К.Х., Иванов Г.Д., Ордабаев Н.О., Жаксылыков М.Ф. Профессионально-педагогическая и прикладная физическая подготовка щкольников. Учебно-методическое пособие. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998.


3. Колкутин А.М., Мананков Н.Е. Рабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура». - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003.


4. www.openclass.ru

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».

Автор: Скворцов Виталий Николаевич

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-priepodavanii-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110767"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406566773"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
    ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "161567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422252331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства