«Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».
«Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».
I. Введение
Физическая культура в школе - общеобразовательный
предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».»
Нащёкинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Бондарской средней общеобразовательной школы Бондарского района Тамбовской области.
Реферат
Тема «Новые подходы к преподаванию теоретических знаний по физической культуре».
Автор: Скворцов Виталий Николаевич
учитель физической культуры Нащёкинского филиала
МБОУ Бондарской СОШ Бондарского района
Тамбовской области.
Контактный телефон: 8(47534) 44-2-45
Нащёкино 2016 г.
Цель:
1) Раскрыть значение теоретических знаний обучающихся.
2). Привлечь внимание обучающихся
к здоровому образу жизни.
3). Показать необходимость выполнения физических упражнений и занятий спортом.
План:
Введение. ………………стр. 4
Содержание.
1. Значение физической культуры …………стр. 5
2. Теоретический курс в начальной школе…………………………..стр. 6
3. Теоретический курс в основной и средней
школе ………..стр. 9
Вывод……………стр. 12
Список литературы…………стр. 13
I. Введение
Физическая культура в школе - общеобразовательный
предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.
Учитель призван раскрыть обучающимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно. обучающимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений. и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок. Очень важно, чтобы теоретические сведения были естественной (а не привязанной искусственно!) составной частью уроков, давались, когда это необходимо и уместно.
Перед учителем возникает вопрос, каким должно быть содержание знаний и как методически теорию вплести в канву урока?
Значение физической культуры
Значение физической культуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов - загрязнение окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов и т.п. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе, и при помощи физических упражнений. В связи с этим, необходимо повысить уровень знаний обучающихся о роли средств физической культуры и спорта при подготовке к будущей профессиональной деятельности. На занятиях следует использовать материалы исследований ученых о том, что тот, кто регулярно занимается физическими упражнениями, придерживается норм рационального питания, не обременен вредными для здоровья привычками, трудится с полной отдачей и редко болеет.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Теоретический курс
в начальной школе
Продолжительные наблюдения за обучающимися на уроках физической культуры дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях всё больше становится интеллектуальный интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний. Причем это свойственно всем классам, в том числе и в начальной школе.
Подбирая теоретический материал по физической культуре, нельзя не учитывать, что уровень знаний обучающихся неодинаков: он растет от класса к классу. Нельзя не использовать и межпредметные связи, так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами данного предмета.
В начальной школе учителю невозможно обойтись без активной (именно активной!) помощи родителей обучающихся. Многие из них имеют представление о пользе регулярных физических нагрузок, о последствиях нарушения осанки, о необходимости рационального режима труда и отдыха. Многие, но далеко не все. Поэтому учителю физической культуры приходится особенно тщательно готовить темы родительских собраний.
Предлагаю возможный подбор теоретического материала по классам начальной школы. Преимущественно он касается осанки.
1 класс.
Что нас окружает. Воздух и вода. Дом и школа. Основы здоровья. Режим дня. Утренняя гимнастика. Осанка. Правильная осанка, причины нарушения
осанки. Правильная осанка - это хорошие условия для работы внутренних органов (легких, сердца, печени, желудка, кишечника). Умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр. Умение ходить в строю, сохраняя правильную осанку. Осанка и походка (особое внимание обратить на выполнение команд "Смирно!" и "Вольно!", Упражнения с грузом (150-200 г) на голове (медленно присесть и встать; стоя на одной ноге, другую вперед, в сторону; ходьба боком по рейке гимнастической скамейки). Прыжки со скакалкой (мягкое приземление).
2 класс.
Дом и школа. Режим дня, значение его для укрепления здоровья и успешной работы. Определение режимных моментов по часам. Правила личной гигиены. Основы закаливания. Привычка контролировать осанку в течение дня (сидя, стоя, при движении). Плоскостопие, его влияние на осанку (при плоской стопе ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника. снижается работоспособность, появляются отклонения в осанке). Упражнения, укрепляющие мышцы стопы (предварительно разучить на уроке).
В режиме дня в физкультминутки необходимо включать для формирования осанки упражнения с грузом на голове (см. I класс), упражнения для предупреждения плоскостопия. О физкультминутках надо поговорить с учителями начальных классов и помочь им подобрать полезные упражнения. По возможности чаще использовать ходьбу на носках, высоко поднимая колени, на пятках, на наружных сторонах стоп. Сидя, захваты сводами стоп обеих ног предметов и перестановка их влево и вправо.
3 класс
Летние и осенние изменения в природе. Охрана здоровья человека. Режим дня школьника. Повторить и закрепить знания правильной осанки. Восстановить в памяти обучающихся причины нарушения осанки и появления плоскостопия. Место в режиме дня физических упражнений, формирующих правильную осанку. Особенно отметить, что все упражнения выполняются на обе стороны туловища, на обе конечности.
Разучить упражнения с удержанием груза на голове (формируют правильную осанку): повороты кругом сначала медленно, а затем быстро; стойки на носках, ноги на одной линии; приседания в положении ноги скрестно; повороты в стойке ноги скрестно; то же, но в приседе.
Дать задание на дом - выполнять регулярно эти упражнения. Предупредить, что потом будет проверка выполнения упражнений на оценку.
IV класс. Смежные темы других предметов: строение тела человека (общий обзор), скелет и осанка, значение правильной осанки, правильная поза при чтении и письме. Мышцы, их укрепление, значение физичесного труда и физической культуры для укрепления мышц. Органы кровообращения, дыхания, пищеварения. Режим труда и отдыха опоеделяют теоретические знания по физической культуре. Значение осанки для здоровья человека. Правильная осанка - это не только хороший внешний вид, она создает благоприятные условия для работы всех внутренних органов человека (органов дыхания, кровообращения, пищеварения). Контроль за осанкой в течение всего дня. Устранение вредных привычек: неправильно сидеть за столом, носить тяжести всегда в одной руке, спать на одном боку, стоя всегда опираться на одну ногу.
Выполнение физических упражнений, разученных на уроке физической культуры, дома (утренняя гимнастика, физкулыминутка, прогулIlа\ vпоажнения для контроля за осанкой.
Теоретический курс в основной и
средней школе
Учебный предмет «Физическая культура» требует от школьников, кроме умений и навыков, немалых знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний в области физической культуры, может быть назван физкультурным образованием. На уроках обучающимся необходимо приобрести базовые знания научно-практического характера по широкому кругу вопросов: здоровый образ жизни, методика самостоятельных занятий физическими упражнениями, влияние упражнений на организм и др.
Введение в школах трёх уроков физической культуры в неделю позволило усилить образовательную функцию урока. Практика работы в школе доказывает, что на основе приобретаемых школьником знаний у него проявляется осознанное, устойчивое овладение определёнными двигательными умениями и навыками, физическая культура становится настоящим спутником жизни.
Для старшеклассников важное место отводится теоретической подготовке, так как расширение объёма специальных знаний, прежде всего, способствует реализации принципа сознательности и активности в обучении.
Теоретический курс можно проводить отдельно два раза в месяц на третьем уроке физической культуры. Это удобно, так как не сокращается плотность практических уроков, и в то же время можно рассмотреть и охватить большой объём теоретического материала, не только предусмотренного учебной программой для старших и средних классов, но и дополнительного, интересующего обучающихся на данном этапе развития.
Уроки по теории физической культуры проводятся в различных формах: лекции, беседы, тестирование, диалоги, творческая работа, рефераты, краткие сообщения, анализ спортивных источников, семинары, контрольные работы, практические занятия. На теоретических уроках обсуждаются и изучаются многие темы: что такое здоровый образ жизни; влияние окружающей среды на здоровье; наследственные факторы; принципы правильного питания; приёмы релаксации; организация двигательного режима; основы красивой походки и фигуры; физические способности и методы их развития; вредное влияние курения и алкоголя; проблемы избыточного веса; самоконтроль за физической нагрузкой.
Улучшает теоретическую подготовку в учебном процессе и самостоятельная работа школьников. Теоретический материал становится достоянием ученика, если закрепляется с помощью самостоятельной работы. Научить ребёнка учиться, добывать знания самостоятельно можно, лишь хорошо организовав его самостоятельную практическую деятельность. Фактический материал усваивается и надолго сохраняется в памяти при выполнении различных упражнений. Вот примерный план для самостоятельной работы.
1. Осознание учащимися учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы.
2. Инструкции для учащихся по её выполнению.
3. Руководство процессом работы (следить за выполнением инструктивных указаний).
4. Самоанализ, самоконтроль.
5. Проверка работы учащихся, выделение положительных моментов и ошибок.
Самостоятельно выполняют школьники и двигательные домашние задания по физической культуре, которые призваны повысить эффективность работы по физическому воспитанию.
Используемые виды домашних заданий.
1. Развитие двигательных качеств (которые отстают у школьника).
3. Придумать необычное упражнение или игру по пройденному материалу.
4. Подготовка сообщения по теоретическому вопросу, по спортивным новостям недели.
5. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, составленного учеником.
Чтобы достичь основной цели домашнего задания по физической культуре, необходимы строгий учёт и контроль выполняемой работы. Учитель в журнале отмечает домашнее задание, которое получают школьники. Ученики ведут специальную рабочую тетрадь, где фиксируют задание, самочувствие, возникающие вопросы и т.п.
Учитель в течение урока или на теоретических занятиях обязательно проверяет выполнение домашнего задания индивидуально или перед всем классом (например, провести комплекс общеразвивающих упражнений, сообщить спортивные новости недели и т.п.) и выставляет отметки в журнал за домашнюю работу.
Практические задания лучше проверять фронтально у всего класса и поставить учащимся несколько отметок. Можно устроить конкурс (на 3-4 мин.) на лучший показ домашнего задания, привлечь несколько человек в качестве судей-помощников (особенно, если есть освобождённые от урока).
При проведении игр и общеразвивающих упражнений обязательно надо выбрать оппонента, которому за хороший анализ поставить отметку в журнал.
Домашние задания по физической культуре должны быть интересными и разнообразными, школьники обычно хотят получить результат уже через 3-4 недели; только в случае положительных сдвигов они с удовольствием тратят своё свободное время на их выполнение.
Домашние задания могут быть и творческими; например, школьникам выступить организаторами и режиссёрами спортивных праздников, дней здоровья, помочь учителю в качестве ведущих, судей, членов жюри, художников-оформителей. Это также желательно оценить, так как отметка была и остаётся для многих лучшим стимулом к дальнейшему самосовершенствованию.
III. Вывод
Теоретический раздел программы имеет важное значение в системе физического воспитания обучающихся, поскольку в процессе проведения лекций-бесед не только формируется сознание и убежденность в необходимости регулярных занятий физическими упражнениями, но и воспитывается мировоззрение детей.
Учитывая это, необходимо уделять особое внимание вопросам эффективности преподавания, качества лекций-бесед и разработки учебно-методических материалов, необходимых для подготовки к зачету. Большую роль играет применение в процессе проведения лекций-бесед технических средств обучения: кинофильмов, видеофильмов, видеозаписей, различных графических и изобразительных пособий.
Немалое значение могут иметь практические работы и рефераты обучающихся. Это будет способствовать повышению качества знаний детей. Отдельные, самые удачные контрольные работы в дальнейшем могут быть трансформированы под руководством педагога в доклады для выступления на ученических научных конференциях. Тем самым, у обучающихся будут воспитываться интерес и стремление к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, дальнейшее совершенствование преподавания теоретического раздела программы по физическому воспитанию обучающихся позволит успешно решать задачи по повсеместному внедрению здорового образа жизни .
IV. Список литературы
1. Дубровский В.И., Валеология. Здоровый образ жизни: - М.: RETORIKA-А: Флинта, 1999.