Просмотр содержимого документа
«Программа летнего оздоровительного лагеря "Десятый элемент"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю:
Директор школы
_________ А.М Рублева
«__»___________2016г
Программа
летнего оздоровительного лагеря
(с дневным пребыванием детей)
Составила:
Лебедева А.А.
учитель физической культуры
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации: июнь 2016 г
Качканар
2016 г.
1. Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц.
Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 2» на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Следовательно целью нашей программы являетсяразвитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Формирование интереса к различным видам деятельности.
4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
5. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: июнь 2016 года, лагерная смена, 18 дней.
В реализации программы используются следующие принципы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы будет организована работа следующим тематическим направлениям:
здоровый образ жизни;
интеллектуально – творческое;
гражданско – патриотическое;
духовно – нравственное;
2. Концептуальный подход
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность на смене представлена по типу «Киностудии». Весь лагерь, все его работники выполняют определенные роли работников съемочной группы (режиссер, сеценарист, актеры, и т.д.) направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, театрализованные представления);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД; игры на сплочение; отборочные туры дял спорт. Состязаний и т.д).
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
4. Формы и методы работы
Организация жизни детей в лагере
1. Игра - верный друг и помощник в работе с детьми.
2. Чередование различных видов деятельности, правильная их дозировка.
3. Большую часть времени проводить на свежем воздухе (на игровой площадке , на стадионе, на спортивной площадке, в парке).
4. Каждый день предполагает осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности.
Основные принципы
1.Личностный подход в воспитании: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность; 2. Природосообразность воспитания: - обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; 3. Культуросообразность воспитания: - опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности; - изучение и освоение литературной культуры; 4. Гуманизация межличностных отношений: - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; - уважение и терпимость к мнению детей; - самоуправление в сфере досуга; - создание ситуаций успеха; - приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; - защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия. 5. Дифференциация воспитания: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Направления работы в лагере
Интеллектуальное (викторины, тематические игры, квест-игры и т.д.);
Гражданско-патриатическое (концертная программа ко «Дню России»);
Физкультурно-оздоровительное(спортивные мероприятия, соревнования, веревочные курсы и т.д.)
Киностудия «Десятый элемент» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (18 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями и вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо приглашение учителей по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Для успешной реализации данного блока необходимо приглашение учителей по физической культуре.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы, конкурсы рисунков; театрализованные игровые программы и т. д.). Для успешной реализации данного блока необходимо приглашение учителей по музыке и физической культуре.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Антураж смены: вся жизнедеятельность лагеря представлена «Киностудией», каждый новый день это новая серия (с определенным названием ). Объекты лагеря переименованы в соответствии с терминами по теме кино:
В участники лагеря представляют собой единую киностудию, каждый новый день – это новая серия; название серии подбирается в соответствии с основной деятельностью данного дня. Тематика мероприятия так же подбирается по типу «Кино», названия серий и мероприятий - это названия известных мультфильмов, программ и кинофильмов.
6. Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ «Средняя общеобрзовательная школа №2» - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий привлекаются учителя физической культуры, для творческих меоприятий — учитель музыки, ритмики.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
Организатор смены.
Педагог-организатор.
16 вожатых (8, 10 класс).
17 воспитателей.
Медицинский работник.
4 учителя по физкультуре.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Педагог-организатор, проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, следит за исполнением программы смены лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Вожатые организуют воспитательную работу в отрядах.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
7. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 15 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
- проводятся ежеднедельные планерки воспитателей;
- составляются план-сетка работы отрядных воспитателей, где отражаются
события дня (каждому вожатому и воспитателю предоставлен методичка на
неделю с подробным описание того или иного мероприятия).
- оказывается методическая и консультативная помощь воспитателям и
вожатым;
- проводятся инструктажи с воспитателями по охране жизни здоровья;
мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета отрядов.
Обязанности командира отряда:
- посещать сбор совета отрядов и доводить до отряда всю информацию,
полученную на совете;
- планировать совместно с воспитателями и вожатыми работу своего отряда;
- следить за выполнением режимных моментов;
- отвечать за одно из направлений работы.
8. Правила внутреннего распорядка дня
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
МОУ «СОШ №2»
1. Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.
2. О причине отсутствия сообщать воспитателю.
3. Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.
4. По территории лагеря ходи спокойно.
5. Имей сменную обувь.
6. Имей головной убор.
7. Имей личное полотенце.
8. Выполняй просьбы и требования воспитателя.
9. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.
10. Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.
11.Уважительно относись к товарищам, воспитателям, обслуживающему
персоналу.
9. Законы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
1. Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего
лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
2. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
3. Закон правой руки. Если воспитатель поднимает правую руку – все
замолкают.
4. Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать,
изволь выполнять закон 00.
5. Закон мотора. Долой скуку!
6. Закон выносливости. Будь вынослив.
7. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
8. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, твори на радость людям!
10. Распорядок дня:
09 час.00 мин.— Линейка
09 час.10 мин — утренняя гимнастика
09 час. 20 мин — завтрак
10 час. 00 мин — музыкальные часы
11 час. 20мин — отрядные мероприятия (или подготовка к общелагерным
мероприятиям)
12 час. 00 мин — 13час. 30 мин — спортивные мероприятия
13 час.30 мин — 14 час.00 мин — обед
14 час.00 мин — 15 час.00 мин — общелагерные мероприятия
Список литературы
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г. Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009г.
Интернет материалы.
Дата проведения
Мероприятие
Ответственный
1.06.2016
Союзмонстрфильм
Общелагерное
Тимбилдинг для отрядов
КТД в отрядах
Подготовка к праздничному открытию смены лагеря «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен!» (придумать название девиз и эмблему отряда) - репетиции
Педагог-организатор
Учителя физической культуры
Воспитатели
Вожатые
Учитель музыки
2.06.2016
«Добро пожаловать или посторонним вход запрещен!»
Репетиции к открытию смены
Общелагерное
Сореванования по пионерболу среди отрядов
(1-4 отряд)
Открытие смены (после обеда)
Педагог-организатор
Воспитатели
Учитель музыки
Инструктор по физкультуре
(раздать задания для 6 июня)
03.06.2016
«Монстрики в гостях у сказки»
Музыкальные занятия (1-4 отряд)
Подготовка к мероприятию
Общелагерное
Квест-игра «У лукоморья дуб зеленый»
Педагог-организатор
Воспитатели
Вожатые
06.06.2016
«В мире сказок»
Муз. Занятия (5-8 отряд)
Общелагерное
Театрализованное представление «В гостях у сказки»
Педагог по музыке
Воспитатели
Вожатые
Педагоги организаторы
07.06.2016
«Борись до конца! Все или ничего!»
Музыкальные занятия. (1-4 отряд)
Соревнования по пионерболу 5-8 отряд
Общелагерное
«Зоологические забеги»
Педагог по музыке
Педагог-организатор
Воспитатели
Вожатые
08.06.2016
«Вместе мы сила!»
Муз. Занятия (5-8 отряд)
КТД в отряде:
«Рекорд отряда» - отборочные соревнования по л\атлетике
Общелагерное
Викторина «О, спорт ты мир» (после обеда)
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
9.06.2016
«Колесо безопасности»
Общелагерное
Тематическая игра «В стране безопасности».
Сореванония по пионерболу. Финал
Подготовка к защите отрядных уголков
Защита отрядные уголков (после обеда)
Педагог-организатор
Вожатые
Воспитатели
Учитель музыки
Раздача задания для агид-бригад
10.06.2016
«Моя Россия – Моя Страна!»
Общелагерное:
Военно патриатическая игра «Тропа испытаний» (утро)
Подготовка к концерту
Конкурс песен «Евровидение 2016» в честь Дня России.
Педагог-организатор
Инструктора по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
14.06.2016
«Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее!»
Общелагерное:
Первенство лагеря по л\ атлетике
КТД в отряде:
Подготовка отрядов к агитбригаде.
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
15.06.15
«Колесо безопасности»
Муз.занятия (1-8 отряд)
Общелагерное:
Выступление агидбригады (после обеда)
Подготовка к Мистеру и Мисс лагерь
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
16.06.2015
«Очумелые ручки»
Вожатский мастер-класс
Оформление выставки
Подготовка к Мистеру и Мисс лагерь
Педагог-организатор
Вожатые
17.06.2015
«Мир Юрского периода»
Муз.занятия (1-4 отряд)
Квест-игра «По следам предков»
Педагог-организатор
Инструктора по физкультуре
Вожатые
20.06.2016
«Пираты карибского моря»
Муз.зантия (5-8 отряд)
Общелагерные:
Соревнования по мини-футболу. 1-4 отряд.
Квест игра «В поисках сокровищ»
Подготовка к Мистер лагерь
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
21.06.2016
«Хроники Нарнии. Принц Каспиан»
Общелагерные:
Мистер лагерь (после обеда)
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
22.06.2016
«Перезагрузка»
Общелагерные:
Линейка «День Памяти»
Соревнования по мини-футболу. 5-8 отряд.
Игра Мафия
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
23.06.2015
«Как стать принцессой»
Общелагерное:
Мисс лагерь
Педагог-организатор
Воспитатели
Вожатые
24.06.2015
«Убойный футбол»
Общелагерные:
Соревнования по мини-футболу. Финал.
Конкурс рисунков «Форма нового поколения»
Подготовка к закрытию лагеря
Педагог-организатор
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Вожатые
27.06.2015
«Старые песни о главном»
Подготовка к закрытию смены
Общелагерное:
Торжественное закрытие лагеря «До свидания. До новых встреч»