Рабочая программа по спортивной секции "Лёгкая атлетика"
Рабочая программа по спортивной секции "Лёгкая атлетика"
Программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативных документов Министерства образования РФ и государственного Комитета по физической культуре и спорту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спортивной секции "Лёгкая атлетика"»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по секции «Легкая атлетика»
для всех специальностей
Нижний Тагил
2015.
Программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативных документов Министерства образования РФ и государственного Комитета по физической культуре и спорту.
Согласовано:
Руководитель физического воспитания
__________О.Н. Долгорукова
«___»____________ 20__ г.
Утверждено:
Зам. директора по УВР
_________ О.С. Ширейко «___»____________ 20__ г.
Тренер - преподаватель: Долгорукова Оксана Николаевна
Содержание:
1.Пояснительная записка стр. 4
2.Учебно-тематический план стр. 6
3. Содержание программы стр. 7
4. Литература стр.18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.
Программа «Легкая атлетика- гармония здоровья и красоты» физкультурно-спортивной направленности, составлена на основании типовой программы спортивной подготовки для детско-юношескихшкол олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, программы детско-юношеского клуба физической подготовки В.А.Иванова, В.Л. Высоцкого, Т.И. Терешкиной, материалов учебника «Легкая атлетика» подготовленного кафедрой легкой атлетики ГДОИФКа имени П.Ф. Лесгафта, и с учетом методических рекомендациях А.А. Гужаловского «Основы теории и методики физической культуры».
Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
1. Формирование представлений о виде спорта - легкая атлетика, его возникновении, развитии и многообразии его видов.
2. Содействие разносторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;
3. Воспитание социальной активности учащихся, развития волевых и лидерских качеств, инициативы, дисциплинированности, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
4. Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений;
5. Приобретение навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение оценивать правильность выполнения своих движений;
6. Формирование представлений о личной гигиене и общественной гигиене; самоконтроль,
7. Формирование стойкой привычки к систематическим занятиям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы программы
Год обучения
1.Общая физическая подготовка
100
2.Специальная физическая подготовка
90
3.Теоритическая подготовка
40
4.Технико-тактическая подготовка
90
5.Контрольно-переводные испытания
40
Итого :
360
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общефизическая подготовка.
ОФП - процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты), направленный на всестороннее физическое развитие студента.
Специальная физическая подготовка
СФП - совершенствование и дальнейшее развитие физических качеств, двигательных навыков и функциональных возможностей организма, направленных на рост спортивных достижений в избранном виде.
Специально-физические упражнения делятся на две большие группы:
-Упражнения, развивающие специальные физические качества (быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость)
-Подводящие упражнения, способствующие обучению техники и развитию технического мастерства (скоростно-силовые качества, специальная выносливость, специальная сила)
Технико-тактическая подготовка
- Процесс обучения, приобретения и совершенствования учащимися основ техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. Совершенствование избранных вариантов спортивной техники.
- Подвижные игры
Игровой метод это процесс приобретения: активности и самостоятельности учащимися, коллективности действий и непрерывно изменяющиеся условия деятельности.
Темы теоретической подготовки раздела
Выносливость:
1.Что такое выносливость?
2. Способы развития выносливости.
3. Значение выносливости для развития двигательных качеств.
Гибкость:
1.Что такое гибкость?
2.Способы развития гибкости.
3. Значение гибкости для профилактики травматизма.
Сила:
1.Что такое сила?
2. Способы развития силы.
3. Значение силовой подготовки для физического развития.
Ловкость:
1.Что такое ловкость?
2.Ловкость, как сложное комплексное качество.
3. Развитие ловкости как основное средство координационной способности.
Быстрота:
1. Что такое быстрота?
2.Воспитание и проявление быстроты.
3. Значение быстроты для развития двигательных качеств.
Общефизическая подготовка направлена на общее развитие и укрепление организма, специальная - на развитие всех органов и систем применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики.
Для общей физической подготовки используют в большей мере упражнения, оказывающие общее воздействие, а для специальной - строго направленные. С каждым годом обучения доля общефизической подготовки уменьшается, а специальной - увеличивается.
Одной из главных задач как общей, так и специальной физической подготовки является развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки, и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости).
Типичными средствами ОФП легкоатлета являются основная гимнастика, подвижные и спортивные игры, кроссы, упражнения с набивными мячами и другими предметами.
Выносливость - способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, иначе говоря, способность противостоять утомлению. В повседневной жизни хорошая выносливость помогает повысить работоспособность, избавиться от отдышки, легче преодолевать каждодневные нагрузки, повысить уровень обмена веществ. Основную нагрузку при развитии выносливости берет на себя сердце, а также система дыхания и работающие мышцы. Глубокое дыхание, являющееся неотъемлемой частью программы, обеспечивает мышцы кислородом, что повышает выносливость и снимает мышечную напряженность.
Выносливость бывает общей и специальной. Общая выносливость характеризует способность человека к длительной динамичной работе при нагрузке на большие группы мышц (ходьба, бег, езда на велосипеде, передвижения на лыжах и др.). Специальная выносливость развивается при занятиях преимущественно одним видом мышечной деятельности, для достижения определенной задачи, например, научиться выполнять подтягивание на перекладине сериями по 10-15 раз за 3-4 подхода. (силовая выносливость). Силовая выносливость позволяет противостоять утомлению при значительном мышечном напряжении. Например, выполнение приседаний на одной ноге, на двух ногах с дополнительным грузом на плечах, подтягивание в висе на перекладине с использованием отягощения (утяжеленный пояс). При наступлении утомления в работу вовлекаются дополнительные ресурсы организма, поэтому более высокий прирост силовых качеств происходит именно в это время.
Развитие всех видов выносливости имеет большое оздоровительное значение. Снижение показателей этого качества, свидетельствует о негативных изменений в организме: дискоординации в работе органов дыхания и кровообращения, снижении уровня деятельности систем энергетического метаболизма, ухудшении работоспособности, быстром наступлении утомления, появлении излишнего напряжения и т.д. Поэтому состояние здоровья человека находится в прямой зависимости от объема двигательной активности, содержание которой должны в значительной мере составлять различные циклические движения (например, переменный бег, командный эстафетный бег, бег на время на длинные дистанции и др.), которые отражены в заданиях на развитие выносливости по годам обучения (приложение №1)
Гибкость-это способность свободно и непринужденно изменять форму тела и его отдельных частей. Упругая растягиваемость мышечных и соединительных тканей определяет уровень развития гибкости. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата, обусловленная строением суставов, эластичностью связок и мышц, позволяет сравнительно легко выполнять различные упражнения. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Регулярные тренировки гибкости уменьшают туго-подвижность мышц и делают все тело более расслабленным, обеспечивают более легкие и свободные движения, облегчают координацию, увеличивают подвижность суставов, диапазон движения в суставах, способствуют кровообращению, предотвращают такие повреждения, как растяжения мышц, сухожилий, связок, помогают лучше функционировать всему телу, существенно влияют на осанку. Гибкость имеетбольшое значение в жизнедеятельности человека. Так, высокий уровень развития гибкости позволяет при потере равновесия избежать падения, найти более удобный способ передвижения, быстрее и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Хорошая гибкость свидетельствует о состоянии мускулатуры, связок, сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния. Систематические занятия по развитию гибкости позволят улучшить здоровье. Существенного прироста гибкости можно добиться лишь при систематических регулярных занятиях, выполняя серии специальных упражнений. При этом сложность должна постепенно и равномерно возрастать (наклоны вперед из положения стоя, наклоны вперед сидя с прямыми ногами, наклоны назад, различные прогибы в положении лежа на животе, наклоны назад из положения лежа на бедрах, выкрут назад прямых рук, взмахи ногой вперед, в сторону и назад, выпады вперед, назад и в сторону, шпагаты, сед в барьерном шаге и др.) отражена в заданиях на развитие гибкости по годам обучения .
Под силой как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействие ему путем мышечных усилий.
Воспитание силы в процессе занятий необходимо не только для преодоления внешнего сопротивления, но также и для придания ускорения массе тела и различных снарядов, например при передаче мяча, ударах и т.д.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.
1. упражнения с весом внешних предметов - штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2.упражнения, отягощенные весом собственного веса-
- упражнения, в которых мышечного напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивания, отжимания и т.д.)
3. упражнения, в которых собственный вес отягощается весом предметов (специальные пояса, манжеты и т.д.) Для прироста показателей силы и поддержании их на необходимом уровне в различные возрастные периоды, с целью оздоровления организма, рекомендуется следующие упражнения - подтягивания из виса на количество раз или сериями по 5-10 раз и более с перерывами для отдыха, отжимания в упоре лежа на повышенной опоре или в упоре лежа на полу также на количество раз или сериями по 20-30 и более раз, с интервалом для полного или частичного восстановления, приседания с отягощениями (грифом от штанги, гирей, партнером на плечах), приседания на одной ноге, поднимание верхней части туловища из положения лежа на спине, закрепив носки ног, на количество раз или сериями по 10-12 и более раз. Все эти упражнения отражены в заданиях на развитие силы по годам обучения.
Ловкость-способность быстро и легко овладевать новыми движениями, осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Это качество определяет высшую степень координации движений. Ловкость нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения. В процессе занятий многие внешние воздействия могут нарушить правильность техники. Если у учащегося развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение или движение и не ухудшит результата.
Практика располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности - ловкость.
1. Упражнения повышенной координационной сложности и содержавшие элемент новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных , временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов , их вес, высоту и т.д., комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
2. Общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т.д.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты идр.), упражнения в равновесии.
3.упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий (подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.)
Освоение правильной техники естественных движений - бега, различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков), метаний, лазанья. Уровень развития ловкости в определенной мере является одним из показателей физического состояния организма. Условия жизни человека характеризуется постоянной изменчивостью, появлением неожиданных ситуаций, которые предъявляют высокие требования к способности адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Особенно ярко эти требования проявляются в экстремальных и чрезвычайных ситуациях - при наводнениях, паводках, землетрясениях, пожарах, автокатастрофах и др. Однако и в повседневной жизни, например в условиях гололеда, при неожиданной оттепели среди зимы, резко повышаются травмоопасные ситуации, которые связанны с необходимостью мобилизации и проявления высокой концентрации и переключения внимания, быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения двигательной задачи. Все это возможно лишь при высоком уровне ловкости. Каждый человек имеет определенный двигательный потенциал, однако для рационального его использования необходимо владеть соответствующим запасом координационных качеств, таких, как подвижность, гибкость, равновесие, точность. Следовательно, постоянное развитие и совершенствование ловкости способствует укреплению здоровья, повышению функционального состояния организма. Развитие и совершенствование ловкости достигается систематическими занятиями, различными упражнениями, постоянной сменой условий их выполнения, использованием ситуационных заданий, основанных на необходимости поиска нестандартных решений поставленной двигательной задачи. Относительно несложные акробатические, гимнастические, игровые и другие двигательные действия (перекаты, кувырки, приемы мяча в парах и в тройках и т.п.) являются эффективными средствами ее прироста и отражены в заданиях на развитие ловкости по годам обучения.
Скорость (быстрота)- способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени - является важной характеристикой двигательной деятельности. Быстрота проявляется в следующих формах: скрытый период двигательной реакции, темп движений и их точность во времени, скорость перемещения отдельных звеньев тела в пространстве. Быстрота определяется рядом факторов, ведущее место среди которых принадлежит подвижности нервных процессов, т.е. смене процессов возбуждения и торможения. Скорость имеет большое значение. В частности, велика роль быстроты двигательной реакции, когда возникает необходимость ответить на какой-либо сигнал за короткий период времени. Простые двигательные реакции постоянно проявляются в повседневной жизни; человек, быстро реагирующий на какой-либо сигнал в одной ситуации, как правило, также быстро реагирует и в другой. Так, научившись быстро менять положение тела при выполнении различных двигательных действий (в игровой ситуации), человек и в бытовой ситуации, например поскользнувшись на обледеневшем участке тротуара, быстро меняет положение тела и удерживается от падения. Повышения показателей быстроты можно добиваться регулярным выполнением различных упражнений, требующих проявления данного качества. В подростковом и юношеском возрасте это ускорения различного характера , стартовый разгон. В более старшем возрасте - быстрая ходьба, оздоровительный бег с ускорениями на отрезках различной длины. При выполнении приседаний в медленном темпе будет развиваться сила, а высоком - быстрота. В зависимости от конкретной двигательной задачи можно добиваться преимущественного развития того или иного качества. Прирост показателей быстроты может быть обеспечен непрерывностью занятий, с постепенным увеличением скорости двигательных действий (с учетом возможностей занимающихся), а также при условии необходимого уровня развития других двигательно-координационных качеств которые отражены в заданиях на развитие быстроты по годам обучения.
Специально-физическая подготовка
Темы теоретической подготовки раздела.
1.Основное понятие о СФП.
2.Основные способы развития СФП.
3.Значение СФП как основное средство для физического развития.
Специальная физическая подготовка используется для целенаправленного развития физических качеств, которые определяют подготовленность спортсменов в избранном виде легкой атлетики. Физические качества (сила, выносливость, ловкость и гибкость) развиваются в тесной взаимосвязи. Специальные упражнения для бегунов (бег с высоким поднимаем бедра, семенящий бег, движения руками - как при беге, беговые движения ногами, лежа на спине и «стоя на лопатках», прыжковый бег, прыжки на одной и двух ногах и др.). Специальные упражнения для прыгуна в высоту с разбега (выпрыгивания, полуприседания с отягощением, выпрыгивания с гирей, наклоны назад с поворотом влево и вправо, спрыгивания и запрыгивание на возвышение в 40-60 см, прыжки через препятствия 5-6 штук, подпрыгивание на двух ногах в песке и др.). Специальные упражнения прыгуна в длину (подпрыгивание на двух ногах, многократные прыжки с одной ноги на другую, многократные прыжки на двух ногах через препятствия, выпрыгивания из глубокого приседа и полуприседа, выпрыгивания вверх из положения стоя на одной ноге на гимнастической скамейке, мах согнутой ногой из положения стоя и др.). Специальные упражнения для метателя (жим штанги двумя руками, правая нога впереди, жим штанги из положения штанги на плечах, поднимание штанги к груди, полуприседания с быстрым вставанием, броски мяча двумя руками снизу - вперед, броски мяча двумя руками назад через голову, комплекс упражнений с гимнастической палкой на верхний плечевой пояс и др.). В специально физическую подготовку входит развитие специальных качеств как: скоростно-силовые качества, специальная выносливость, специальная сила.
Скоростно-силовая подготовка - процесс воспитания и совершенствования способности учащегося выполнять упражнения, требующие проявления взрывной силы (способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время.
Специальная выносливость - способность эффективно выполнять спортивную работу, несмотря на возникшее утомление.
Специальная сила - способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время. Проявление силы с максимальным ускорением (например, сила, развиваемая при отталкивании прыгуна).
Литература:
1.Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. Москва «Физкультура и спорт», О.М. Мирзоев , 2005 г.
2. «Групповые упражнения без предметов», А. Н. Глейберман, 2004 г. Москва
3. «Использование специальных и подводящих упражнения в подготовке спортсменов-легкоатлетов», В.Д. Полищук, 2009 г.