"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПРИВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" Педагогические диалоги
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПРИВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" Педагогические диалоги
Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне её.
Физическое здоровье ребёнка формируют в 4 года взрослые. Непременное условие здоровья - движение. Оно должно сопутствовать ребёнку постоянно. В ходе выполнения детьми гигиенических процедур, освоения культурно-бытовых навыков следует приучать каждого ребёнка раскладывать все свои вещи и одежду по местам. Побуждайте при этом малышей к разнообразным движениям (присесть, переступить, наклониться, и т.д.).
Перед умыванием, мытьем рук ребёнок уже сам подготавливает себя к этой процедуре. В ходе выполнения этих процедур ребёнок совершает, на наш взгляд простые движения, однако для него это освоение координированных круговых движений, приобретение навыка соотносить движение с местом назначения (вымыть все лицо, только шею и т.д.)
И опять-таки всякий раз со стороны взрослого очень важно последовательно, настойчиво добиваться качественного выполнения процедуры.
Важно в этом возрасте добиться улучшения в гармоническом физическом развитии каждого из детей, закрепить у них естественную биологическую потребность в движении, добиться, чтобы понятие «малая подвижность» вообще прекратила свое существование, а оптимальная двигательная активность стала привычной нормой здорового образа жизни детей в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПРИВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ" Педагогические диалоги »
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «МАЛЬВИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПРИВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Педагогические диалоги
Подготовила:
Шмыгля Лили Рихордовна,
инструктор по физической культуре,
I кв. категория
Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне её.
Физическое здоровье ребёнка формируют в 4 года взрослые. Непременное условие здоровья - движение. Оно должно сопутствовать ребёнку постоянно. В ходе выполнения детьми гигиенических процедур, освоения культурно-бытовых навыков следует приучать каждого ребёнка раскладывать все свои вещи и одежду по местам. Побуждайте при этом малышей к разнообразным движениям (присесть, переступить, наклониться, и т.д.).
Перед умыванием, мытьем рук ребёнок уже сам подготавливает себя к этой процедуре. В ходе выполнения этих процедур ребёнок совершает, на наш взгляд простые движения, однако для него это освоение координированных круговых движений, приобретение навыка соотносить движение с местом назначения (вымыть все лицо, только шею и т.д.)
И опять-таки всякий раз со стороны взрослого очень важно последовательно, настойчиво добиваться качественного выполнения процедуры.
Пробуждение (и дома, и в детском саду) - серьезнейший момент для насыщения жизни малыша движениями. Исследованиями физиологов доказано, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, при этом она доступна и приятна любой категории детей - лежебокам, и подвижным.
Важно в этом возрасте добиться улучшения в гармоническом физическом развитии каждого из детей, закрепить у них естественную биологическую потребность в движении, добиться, чтобы понятие «малая подвижность» вообще прекратила свое существование, а оптимальная двигательная активность стала привычной нормой здорового образа жизни детей в детском саду.
В этот период в физическом воспитании ребёнка следует учитывать следующие особенности:
1. Показывая движения, особое внимание обращать на частоту дыхания. В выполнение упражнений вносить как можно больше игровых элементов.
Проводить ежедневную (5-6 мин) утреннюю гимнастику. Приучать детей выполнять движения в соответствии с показом сохранять правильное положение тела, соблюдать правильное направление.
Продолжить комплекс закаливающих процедур, мероприятий с использованием природных факторов. Проводить местные и общие водные процедуры - влажные обтирания, обливания ног, тела.
Здоровье и движение - два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребёнка в особенности. Только движение не эпизодическое и не по принуждению, а такое, которое основано на доброй воле и понимании его необходимости.
Поэтому необходимо воспитание физической культуры, воспитание здоровья, а осуществляться оно должно через познание законов развития организма ребёнка.
Пятый год жизни - это период интенсивного роста и развития организма ребёнка. Дети могут систематически заниматься не только физическое культурой, но и спортом. В этот период в физическом воспитание учитываются следующие особенности:
1. Продолжается закаливание. Необходимо обеспечить достаточное ежедневное пребывание на воздухе. Приучать детей к самостоятельному влажному обтиранию до пояса. Проводить местные процедуры и общие (влажные обтирания, обливания ног, купание).
В комплексы для пятилетнего ребёнка должны входить: дыхательные упражнения, разные виды ходьбы, бега, упражнения для мышц ног, рук, туловища, а также упражнения на внимание и координацию движений.
Приучать после занятий физическими упражнениями делать влажное обтирание. После подвижных игр на улице самостоятельно мыть руки, причесываться.
В работе с детьми пятого года жизни основными принципами формирования навыков физической культуры являются:
- создавать в группе, на игровой площадке условия для разнообразной двигательной активности детей;
- поощрять движения детей и принимать деятельное участие в организованных совместных формах физической разминки (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультурные перемены, разминки после сна, подвижные и спортивные игры и т.д.);
- обогащать представления детей о необходимости движений («Чтобы расти, быть сильным, ловким, уметь играть, быть здоровым, красивым» и т.д.).
В основе организации гигиенических разминок (утром, после сна) лежит принцип через игровую мотивацию решить задачу активизации организма, биологического «включения» всех органов и систем в дневной ритм жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.
К концу 6-го года жизни показатели физического развития ребёнка в среднем достигают: длина тела -116 см, масса тела -27 кг, окружность грудной клетки 57-58 см.
В этом возрасте необходимо укреплять мышцы и связки систематическими физическими упражнениями: использовать специальные упражнения, способствующие формированию осанки, проводить их преимущественно в форме игры, применяя имитационные движения: «растягивание пружины», «Лыжник», «Зайчик» и т.д.
В этом возрасте может наблюдаться плоскостопие. Основным средством профилактики и главным методом лечения плоскостопия остается специальная гимнастика.
Следует продолжить комплекс закаливающих мероприятий, обеспечить ежедневное пребывание на воздухе, закреплять самостоятельные навыки в проведении простейших водных процедур - обливание ног водой контрастных температур и т.д. Если есть возможность, можно продолжить купание детей в открытых водоёмах, увеличив его продолжительность до 8- 10 мин.
Основные движения становятся более сложными; увеличивается скорость бега, длина и высота шага. Шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта.
В условиях возрастающих умственных нагрузок важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольника играет режим - рациональное сочетание и распределение во времени основных состояний (сна, бодрствования, кормления), смена различных видов деятельности и отдыха, физических и умственных нагрузок, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детского организма.
Определённый распорядок помогает организовать внутренний ритм жизни ребёнка и его внешнее поведение.
Так, ребёнок приученный заниматься в определенное время тем или иным видом деятельности, делает это спокойно, без излишнего напряжения и затрат дополнительной энергии.
Взрослым надо помнить о том, что только последовательный, ежедневно соблюдаемый в дошкольном учреждении и в семье режим дня обеспечивает оздоровительную направленность.
Воспитатель выполняет в этом процессе специфическую функцию (обучение на занятиях, оздоровление во время прогулок, насыщение во время еды и т.д.) и оказывает непосредственное влияние на протекание последующих моментов. Например, перегрузка или недогрузка ребёнка разными впечатлениями, несвоевременная смена видов деятельности во время бодрствования резко снижает качество сна, а неполноценный сон уменьшает функциональные возможности детского организма в последующих видах деятельности.
Чередование деятельности и отдыха, полноценное питание и сон, прогулки, закаливание, занятия физической культурой, выполнение посильного труда, могут осуществляться лишь при условии создания гигиенических и педагогических условии (воздушно-тепловой режим, освещённость, уровень сформированности различных навыков у детей, качество воспитательной работы в группе).
Так, прочно сформированные, автоматизированные навыки самообслуживания, умение четко выполнять различные программные требования значительно сокращают время проведения ряда процессов (одевание, раздевание, еда, водные процедуры, подготовка к занятиям), высвобождается время для самостоятельных игр и прогулок.
Кроме того, это является хорошей профилактикой утомления. У старших дошкольников необходимо формировать навыки личной и общественной гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков сопровождается объяснением их значимости для охраны своего здоровья и здоровья окружающих. Потребность опрятно содержать тело и одежду, быть аккуратными во время еды, чистить зубы, часто мыть руки и т.д.
Активное заинтересованное участие всего педагогического и медицинского персонала в осуществлении задач физического воспитания, а также максимальное комплексное использование разнообразных средств, предусмотренных программой, можно считать залогом хорошего состояния здоровья и физической подготовки дошкольников.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей старшего возраста педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических знаний и навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений. Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке и т.п.
Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре. Важное значение для обеспечения здоровой жизни ребенка имеют различные игры. Старшим детям необходимо предоставить достаточно времени и возможностей для различных игр. Для этого используются некоторые игры, например: «Зимние развлечения», «Лето для здоровья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» и т.д.
На физкультурных занятиях во время общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно её складывать и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса).
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Необходимо, чтобы гигиеническое воспитание детей, осуществляемое в дошкольном учреждении, не прерывалось бы и в домашних условиях. В выходные дни, в период отпуска родителей следует продолжать закаливающие водные процедуры. Дети должны купаться, плавать в бассейне, закреплять навыки, полученные на занятиях по развитию движений. Важно, чтобы все требования к одежде детей, состоянию воздушно-тепловой среды в помещении, к воспитанию навыков гигиены были едиными в детском саду и семье.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ЗАКАЛИВАНИЕ
Почти всеми основными гигиеническими навыками и привычками человек овладевает в дошкольном возрасте. Вырабатывать привычку ухаживать за зубами.
Воспитывать привычку к специальным закаливающим процедурам. Начав их раннем детстве и продолжая в дошкольном необходимо, формировать полезные привычки, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни. С целью воспитательного воздействия полезно использовать утреннее умывание, обтирание, мытьё рук перед едой, ног перед сном.
В этот период дошкольник должен твёрдо устроить следующие правила: пользоваться только своими личными вещами (полотенце, расчёска, носовым платком).
4. Приучать ребенка содержать своё тело в чистоте. Не реже одного раза в неделю ребёнка купать, менять нательное и постельное бельё. Загрязненное бельё теряет воздухопроницаемость, кроме того, на нём могут длительное время жизнеспособность болезнетворные микробы. Поэтому оно может стать источником различных заболеваний.
5. Ещё одна важная в гигиеническом отношении привычка связана с любовью детей к животным. Увидев кошку или собаку, ребёнок испытывает благородное желание погладить животное, поиграть с ним. Позволить это можно будучи уверенным, что животное не нападёт на ребёнка, не искусает его, не испугает. Пробудить у ребёнка сочувствие и любовь к животному существу, научит его ухаживать за ним нужно и важно. Дети должны твёрдо усвоить правило: поиграв с кошкой, собакой и другими животными, тотчас вымыть руки. Воспитывать чувство к животным можно, используя в упражнениях, играх мягкие игрушки: «Погладим белочку пушистую», «Посмотрим какой хвостик пушистый у лисы», «Потрогаем руками лохматого щенка», «Причешем собачку» и т.д.
6. Пробуждать у ребёнка чувства прекрасного за время за время занятий на природе в различные поры года. «Пройдём по коврику красивому. Осень расшила листьями клёна, дуба каштана», «Какой голубой снег! Подышите, подышите глубже!», «Солнышко вышло. Белое покрывало осветило. Потрогаем пуховое одеяло руками, осторожно его потрогаем, чтобы травку не раскрыть. Травка зимой согревается под этим пуховичком».
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Цель гигиенического воспитания - дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Так, например, привычка к рациональному режиму, позволит будущему первокласснику правильно распределять свое время, повысит работоспособность, уменьшит утомляемость. Соблюдение правил личной гигиены, систематическая утренняя гимнастика и закаливание являются хорошей основой для полноценного развития.
Для здоровья детей большое значение имеет санитарно-гигиенический уход.
Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов.
Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребёнок чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.
Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребёнок находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т.е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.
4. Методика или приемы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и использоваться по мере усложнения программы воспитания - от младшей к старшей возрастной группе.
5. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице и т.д.
Эффективным средством обучения гигиеническим навыкам является игра. В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но для этого взрослые следят за содержанием игры, включая в неё элементы гигиенических знаний.
Гигиенические навыки. Все навыки, которыми должен овладеть ребёнок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:
Навыки личной гигиены - любить чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальными предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и т.д.
Навыки культуры поведения - не кричать, а вежливо попросить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы (желания); не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на место игрушки; здороваться и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны уступать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.
К 3 годам ребёнок почти самостоятельно чистить зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спасибо», здоровается.
К 4 годам круг навыков и умений по сравнению с предшествующим годом расширяется незначительно, но ранее приобретенные умения и навыки становятся более совершенными. Ребёнок аккуратно ест, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, не крошит, не роняет пищу, без напоминания пользуется салфеткой; выходя из-за стола после еды, говорит «спасибо»; умеет хорошо пользоваться мылом, насухо вытираться полотенцем, правильно чистит зубы, полощет рот; сам хорошо одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду. В этом возрасте ребёнок начинает активнее участвовать в хозяйственно-бытовом труде по поддержанию чистоты и порядка в помещении (комнаты, группы), на участке, по уборке игрушек, строительного материала, по содержанию в порядке детских книг, находящихся в группе; бережно обращаться с игрушками. Выполняет поручения взрослых: поливает комнатные цветы, кормит рыб, помогает маме, бабушке нести сумку.
К 5 годам дети становятся более самостоятельными в самообслуживании. Они в большинстве своем опрятны, тщательно моют руки по мере загрязнения, пользуются без напоминания расческой, носовым платком при кашле, чихании отворачиваются, закрывают рот платком. В этом возрасте совершенствуются навыки культурного поведения: дети здороваются, прощаются, обращаются ко взрослым по имени и отчеству, помогают друг другу, взрослым, маленьким. Расширяются и закрепляются трудовые навыки: дежурят по столовой, подготавливают места для занятий, могут со взрослыми работать на участке - сгребать листья, поливать цветы.
В 6-7 лет, помимо владения навыками личной гигиены, дети пришивают пуговицу к своей одежде, следят за порядком в своём уголке, убирают постель, следят за порядком в помещении и др.
Формирующиеся в этом возрасте навыки культурного поведения помогают детям подготовиться к поступлению в школу. В 6-7 лет они первыми здороваются со взрослыми, вежливо обращаются к пожилым и маленьким, а мальчики к девочкам, благодарят за помощь товарища, родителей, воспитателей, уступают место младшему и престарелым, делают все сами, что можно, не требуя помощи взрослых.
Надо знать, что к 5-7 годам ребёнок постепенно начинает приобретать умение владеть своими чувствами, желаниями. Воспитание гигиенических навыков и привычек требует от детей волевых усилий - преодоления страха перед прохладной водой, нежелание рано вставать утром, перейти от интересного для него занятия к другому, менее любимому и т.д.
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Нет необходимости доказывать, что даже в самых благополучных обстоятельствах рождения и развития никто не вырастает сильным и здоровым, если не будет поддерживать тот статус, которым наградили его природа и родители, не говоря уже о детях, которые родились «случайно» и начали, своё развитие в условиях «неблагополучной» семьи или дома ребёнка. Поэтому работа по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни - необходимое условие не только полноценного физического развития ребёнка, но и развития и становления его личности.
На начальном этапе работы по каждому направлению мы должны помочь ребёнку осознать, зачем нужно это делать, затем научить в увлекательной форме всем приёмам например, прежде чем требовать от ребёнка ежедневно чистить зубы, поиграйте с ним в доктора Айболита. Рассмотрите с ребёнком зубы, посчитайте сколько их и какие, для чего они нужны. Опираясь на прошлый опыт детей (вспоминают, у кого болели зубы, как это было неприятно, как были расстроены вы, как страшно было идти к доктору), дайте полнее мотивированное представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы. Некоторое время проконтролируйте выполнение детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже сами не могут без неё обходиться.
Знакомя ребёнка с телом человека, мы должны научить детей не только различать и правильно называть его части, но и приучить заботится о своём теле. Например, следить за чистотой и длинной ногтей, за чистотой кожи тела, и не только лица и рук, ухаживать за волосами. Особое внимание уделяется туалету носа. Детей приучают совершать туалет носа перед едой, перед, сном и выходом на прогулку. У каждого ребёнка обязательно должно быть несколько носовых платков, т.к. при рините или при другом заболевании нельзя пользоваться одним платком несколько раз.
Уже с 4-х лет нетрудно научит детей обрабатывать мелкие царапины, ссадины, накладывать компрессы на ушибы. Но главное, научить правильно действовать в случае заболевания, травмы, уметь описать своё состояние и не пугаться, а искать помощи.
Научите ребёнка заботиться об окружающей среде, дайте понять, почему в помещении должно быть много света, какой вред от пыли и мусора.
Определите ежедневные трудовые обязанности и выделите время на их выполнение, важно приучить детей выполнять эти обязанности систематически.
В 6 - 7 лет особое внимание уделяется состоянию постели и умению принимать правильную позу для засыпания. Детей необходимо приучать встряхивать и расправлять простынку, периодически протирать кровать.
Приучайте детей к ежедневным физическим упражнениям, способствующим тренировке мышц и сердечно-сосудистой системы.
Вырабатывайте у детей стойкую привычку следить за чистотой своего тела, одежды, жилища.
Пусть правилом в вашей жизни будет девиз «Здоровье - это то, что нужно беречь!»
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в семье и в дошкольном учреждении. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребёнка нельзя считать идентичными и противопоставлять друг Другу. Каждая микросоциальная среда имеет как положительные, так и отрицательные возможности для воздействия на ребёнка, чтобы обеспечить его полноценное развитие и хорошее состояние здоровья.
Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребёнка, постоянное положительное эмоциональное общение со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.
Однако семья может оказывать и отрицательные воздействия: скажем, когда в семье единственный ребёнок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоцентризм, неспособность контактировать со сверстниками, более медленное формирование жизненно важных навыков (как самообслуживания и др.), что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация (особенно в результате неправильного просмотра телепередач).
Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребёнка, если в семье нездоровый климат.
Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни - это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.