Реализация регионального компонента на занятиях по физической культуре в ДОУ
Реализация регионального компонента на занятиях по физической культуре в ДОУ
У кубанского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация регионального компонента на занятиях по физической культуре в ДОУ»
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА в физическом воспитании ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Деревянко Ольга Александровна инструктор по физическому воспитанию, специалист первой квалификационной категории, МБДОУ д\с№8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район Краснодарский край. Контактный телефон. 89615276507
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.
Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от организации системы.
У кубанского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание , как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Кубанцы вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество кубанцев , народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.
Физкультурное занятие может базироваться не только на фольклоре кубанского народа, а может включать фольклор и кубанского и русского народов или народов, проживающих на территории Краснодарского края..
Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:
- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры); - фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей; - для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения; - большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений; - педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;
- моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.
Фольклорным (таким) физкультурным занятиям предшествует большая подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.
На протяжении многих лет. В учреждении реализуется программа нравственно-патриотического и духовного воспитания «Казачек». Когда на базе ДОУ №8(2008-2011г) была экспериментальная площадка по теме «Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине» одним из этапов практической работы было организация воспитательного процесса на основе решения духовно-нравственных задач и физического развития детей. Основными направлениями в моем блоке работы была: -систематизация и внедрение кубанских народных игр; -разработка методических рекомендаций для родителей Доу по использованию в семье кубанских игр. - разработка цикла конспектов ; -разработка конспектов эколого-оздоровительных походов для детей дошкольного возраста. Тогда еще была начата работа по разучиванию игр и продолжается по сей день. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Начинали мы свою работу с самообразования, чтения литературы, подбора методического материала. Провели семинар – практикум для воспитателей по обучению детей подвижным кубанским играм. Был проведен педагогический совет на тему «Физическое развитие детей средствами краеведческой деятельности» (см. протокол пед.советов доу №8 )во время подготовки которого были проведены открытые просмотры для педагогов доу образовательной деятельности по физической культуре с использованием кубанских народных игр. Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мы собрали картотеку подвижных, хороводных игр и игр у реки кубанской направленности. Составили классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам нашего ДОУ. И разработали систему разучивания игр в течении учебного года. По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
В практике работы нашего ДОУ по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры как: «Дзор», «Курень», «Баба яга», «Золотые ворота», « Ляпка», «Кауны», «Плетень», «Передай подкову», «Заря-заряница», «Наездники», «Ручейки и озеро», «Брыль», «Тополек» и многие другие. Несмотря на то, что в текстах встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Провожу беседу, объясняю «непонятные» слова. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма. Старюсь создать игровую ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения. Провожу пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще, стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Так же, в нашем детском саду, стало традицией проводить такие мероприятия как « Кубань спортивная», «Посвящения в казачата», игровой спортивно-оздоровительный практикум для родителей и детей «Сохраним традиции наших предков», «День Кубанских народных игр» в рамках недели Здоровья (летом) построенный на использовании игр кубанской направленности. Действует секция «Юный турист». Основной задачей которой является, способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению средствами краеведо-туристической деятельности. Приобретение элементарных туристических знаний и умений. Привитие любви к родному краю, малой Родине. Где в процессе использовались игры «В какой руке камешек», «Прыгни в цель», «Кто дальше бросит копье» из раздела « Кубанские игры у реки». Под открытым небом, на территории детского сада, на радость детворе, открыт мини –музей «Кубанский дворик». Где воспитанники могут воочию увидеть, как жили наши предки-казаки, подержать в руках предметы старины, попробовать попользоваться ими, проникнуться культурой Кубани. Пошиты детские казачьи костюмы. Имеются атрибуты для подвижных игр кубанской направленности. В группах созданы мини- центры «История Кубанской земли» и «Моя станица». Когда-то, игра была не просто развлечением, но и учёбой, наставлением (ловкость, сообразительность, всё, что требовалось в быту.). Игровой фольклор кубанцев отличается трудовой и военно-патриотической направленностью.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.
«Конь ретивый С длинной гривой Скачет-скачет по полям, Тут и там, Тут и там. Где проскачет он- Выходи из круга вон!»
Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатели, творчески используют игру, как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагоги привлекает внимание ребят к ее содержанию, следят за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит из от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по - разному. Например: предварительно рассказыв о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его. Я тоже очень люблю играть с детьми, заражаюсь от них энергией и позитивом. Использование самобытных физических упражнений и народных игр казачат с дошкольниками позволило значительно улучшить показатели физического и функционального развития детей.
2 февраля 2015г в «Справочнике старшего воспитателя» Савченко.В.И. опубликовала материал об актуальности проведения этой деятельности. Так же участвуя в международном интернет-проекте «Копилка уроков» мною опубликован материал «Реализация регионального компонента в физическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
в котором рассказывается о системе формирования ценностей здорового образа жизни, физических качеств посредством приобщения к традициям народов, проживающих на Кубани. Библиографический список:
1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.
2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 256с.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 368с.
4. Чуп.О.В « Использование игр Кубанского казачества в современных образовательных условиях».-издательство «Традиция». Краснодар 2011г.
5. Гончарова.В.В. « Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей» -издательство«Традиция».Краснодар.2011г.
6.Маркова.В.А. «Дошкольное образование Краснодарского края».Сборник. -ООО «Просвящение -ЮГ».Краснодар 2008. 7.Остапец.А.А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности»-пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».-«Аркти»-Москва 2003г