«Спортивные праздники и Дни здоровья как мотивация двигательной активности школьников»
«Спортивные праздники и Дни здоровья как мотивация двигательной активности школьников»
«Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации». (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012)
В Послании Президента «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (Астана, 29 января 2010г.) говорится: «Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев».
Одним из основных факторов формирования здоровья является двигательная активность. Двигательная активность – это здоровье, опора, которая определяет будущее молодого человека, реализацию его жизненных планов и мировоззрения. В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира. [4,5]
Одной из приоритетных задач системы образования является сбережение здоровья учащихся через формирование отношения к здоровью как жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни. Улучшение физической подготовленности общества, особенно детей, возможно только при условии, что физическая культура и спорт прочно войдут в повседневную жизнь всех слоев населения.
Движение для человека – это естественное состояние, это средство познания мира, это его физическая и духовная пища. Известно, что нельзя насильно заставить человека заниматься какой-либо деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные стимулы, мотивы. Человек должен сам захотеть изменить отношение к самому себе.
Исследования в области физической культуры школьников показывают, что у подрастающего поколения настоящего времени значительно понижен двигательный режим. Это обусловлено: 1) создавшимися условиями жизни, характером самообслуживания и способом передвижения, 2) необходимостью усвоения большого объёма знаний, 3) увеличением времени на восприятие возросшего количества информации. В связи с этим задача привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом становится более актуальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Спортивные праздники и Дни здоровья как мотивация двигательной активности школьников» »
Министерство науки и образования Республики КазахстанДоклад
Тема: Мониторинг физического развития учащегося
Преподаватель
физического воспитания ОСШ №11
Березань В.И.
Караганда, 2015
В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки на человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только реальную ситуацию, но и прогноз на будущее. Уровень здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи вызывает беспокойство как государственных, так и общественных организаций, самих граждан.
На всех этапах жизни ребенка необходимо наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния физического развития, изучение динамики показателей физической подготовленности школьников.
Комплексный мониторинг показателей физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен быть основой при построении системы оценки качества образования.
Система мониторинга индивидуальных учебных достижений учащихся основана на установлении соответствия знаний, двигательных умений и навыков, уровня двигательной подготовленности требованиям государственного стандарта в образовательной области «Физическая культура». Большое значение для школьников младших и средних классов имеет принцип успешности. Ученики должны соревноваться не только друг с другом в достижении спортивных результатов, а стараться увеличивать свои личные достижения. Оценка в таком случае может и должна ставиться за улучшение своего норматива, а не усреднённого общего норматива. Таким образом, создаётся готовность к успешному продолжению обучения, и снимаются проблемы неуспешного обучения, снимаются трудности кризисного периода развития. Реализация личностно-ориентированного подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему и получает возможность для свободного творчества, когда создаётся атмосфера уважения к предмету, делает физическую культуру любимой и значимой для школьников разного возраста. В воспитательной деятельности личностно-ориентированный подход даёт свои результаты.
Таким образом, для определения уровня физической подготовленности учитель широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.
По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учителем предлагается каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы, как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.
Результаты тестирования используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для внеклассных занятий (учащимся с высоким уровнем физической подготовленности – в спортивных секциях, со средним или низким уровнем – в группах ОФП).
Особый интерес вызывает проведение тестов для определения уровня физической подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие физических способностей:
Для определения уровня физической подготовленности ученика использованы следующие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств: 1) скоростных (бег на 30 м); 2) координационных (бег 3×10м); 3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъём туловища за 30 сек.); 4) силовых (подтягивание, отжимание); 5) выносливости (бег на 1000м); 6) гибкости (наклон туловища вперёд характеризует способность гибкости в позвоночном столбе, определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения стоя или сидя (ноги прямые).
Тестирование по определению уровня общей физической подготовленности учащихся проводится ежегодно в начале (октябрь) и в конце (май) учебного года. Результаты фактических измерений показателей здоровья конкретного ученика представлены в нижеследующей таблице.
Мониторинг физической подготовленности ученика 6 «Б» класса Гуляева Павла
№пп
Контрольное упражнение
3 класс
4 класс
5 класс
норматив
начало года
конец
года
норматив
начало года
конец года
норматив
начало года
конец года
1
Бег на 30м (с)
6,2
5,8
5,7
5,8
5,6
5,4
5,6
5,4
5,3
2
Бег 3х10м (с)
10,3
10,2
10,0
10,0
10,0
9,9
9,7
9,4
9,1
3
Прыжок в длину с места (см)
134
150
154
145
157
162
153
164
172
4
Подъем туловища за 10 сек (раз)
6
6
7
7
7
8
8
9
9
5
Подтягивание (раз)
3
5
5
4
5
7
6
7
8
6
Отжимание (раз)
17
23
32
34
37
42
7
Метание мяча на дальность (м)
27
27
29
29
30
33
34
35
38
8
Наклон туловища вперед
-7
-5
-5
+3
+5
+7
9
Бег на 1000м (мин)
без учета времени
без учета времени
без учета времени
3,35
Благодаря данному мониторингу можно провести сравнительный анализ общего уровня физической подготовленности учащегося в трехлетнем временном отрезке, а также динамики его успехов в совершенствовании отдельных физических качеств.
Из таблицы видно, что данный ученик прогрессирует в силовых и скоростно-силовых упражнениях, что, в общем-то, характерно для мальчиков данного возраста при увеличении их роста и мышечной массы. Постепенное улучшение силовых и скоростно-силовых показателей ценно своевременным формированием мышечного корсета, который в свою очередь необходим для хорошей осанки и выполнения определенных, соответствующих возрасту, двигательных функций. Кроме того, стремление данного ученика к улучшению силовых показателей объясняется соревновательным моментом среди сверстников и носит демонстративный характер, что также является положительным моментом.
Заметно некоторое улучшение показателей по бегу на 30м и челночному бегу, что объясняется регулярным выполнением поставленных на уроках физкультуры задач, общей двигательной активностью мальчиков в данном возрасте и тяготением к соревновательным видам физической нагрузки, таким, как эстафеты и подвижные игры. Кроме того, данный ученик отличается трудолюбием и дисциплинированностью, прививаемым детям с первого класса обучения. Тесты на гибкость и дальность бросков показывают положительный результат, что может оценить и сам учащийся.
Педагогу, благодаря мониторингу, становится ясна необходимость уделять больше внимания тем или иным качествам данного ученика, чтобы со временем закрепить успех и нацелить ученика на улучшение результата.
По результатам тестирования данного ученика можно судить об эффективной и систематической работе учителей физической культуры в 3-5 классах, а также, и о личной мотивации ученика, его интересу к предмету и уважении к педагогам.
Итак, мониторинг физической подготовки помогает педагогу реализовать задачи личностного подхода к каждому ученику, сориентировать его на гармоничное развитие и выбор вида спорта, в котором ребенок в будущем может достигнуть больших успехов. А для самого учащегося результаты подобного тестирования позволяют создать собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть не что иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.
При организации и проведении мониторинга ставятся следующие задачи:
- определять уровень физической подготовленности учащегося в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом;
- научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности;
- вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.
Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года, позволит судить об эффективности процесса обучения, росте физической подготовленности обучающихся. Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 9 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический контроль уровня физического развития школьников.