Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Актуальность темы, посвященной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящее время процесс реабилитации и адаптации детей с особенностями развития является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы и проблемы данного направления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната». »
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Саратовской области санаторного типа для детей , нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа – интернат г.Петровска».
Подготовили учителя ЛФК: Ткаченко Марина Геннадиевна,Панова Надежда Леонидовна .
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
«Есть только один путь
постижения
– действовать»
П.Коэльо.
Актуальность темы, посвященной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящее время процесс реабилитации и адаптации детей с особенностями развития является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы и проблемы данного направления.
Последние данные свидетельствуют о том, что к настоящему времени в Российской Федерации число инвалидов уже достигло 12 миллионов человек, из них около 700 тыс. - дети-инвалиды. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2-1,5 млн.
Инвалиды не должны быть изолированными от общения с обычными людьми. Они должны принимать участие в общественной жизни (в мире насчитывается достаточно много политиков-инвалидов), им должна предоставляться работа, или же право занятием спортом. А для этого им должна оказываться помощь и поддержка со стороны школы, общества и государства в удовлетворении потребности и желания заниматься любимым делом или спортом. Им необходима поддержка и помощь в адаптации в современном обществе, и не чувствовать себя «другими».
Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании. Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» сформулировал цель всеобщего обучения «Научить всех – всему». Я.А.Коменский уже тогда понимал, что реализовать эту цель возможно за счет специальных педагогических средств – форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику, опираясь на индивидуальные особенности учащихся.
В современной педагогике такой подход в образовательном процессе называется индивидуализацией. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом случае цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи каждому учащемуся в определении собственного образовательного пути. Такой тип педагогического сопровождения и называется тьюторским сопровождением.
В России тьюторство появилось совсем недавно – в 80-е г.г. уже прошлого века. Главным образом оно связано с именем Ковалевой Татьяны Михайловны – тогда директора первой в России частной школы, а ныне доктора педагогических наук, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Изучая новые федеральные стандарты, методическое объединение учителей ЛФК, приняли решение использовать в своей работе с детьми – инвалидами тьюторское сопровождение. В качестве тьюторов привлекать старшеклассников, таким образом, решив одну из проблем - это социальная адаптация детей – инвалидов посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В нашем г.Петровске также работает спортивно-адаптивная школа для инвалидов - РИФ. Целью организации такой школы является создание необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом. Занятия адаптивной физкультурой и спортом в этой школе являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников, помогают им адаптироваться в современном обществе, способствуют развитию физических качеств, положительно влияют на состояние организма, предоставляют возможность самореализации.
Цель проекта: разработать систему мероприятий с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение детей – инвалидов к социальной адаптации через занятия адаптивной физической культурой и спортом
Задачи:
Определение индивидуальных познавательных интересов учащихся
Организация деятельности тьютора.
Диагностика психофизического состояния детей.
Проведение анализа итогов деятельности и определение смысла работы старшеклассников в адаптации детей - инвалидов.
Участники проекта: дети – инвалиды - 5 го, 8 - го классов, учителя ЛФК, учащиеся 9- го класса, психолог, врач-педиатр.
Тип проекта: социальный коллективный.
Предполагаемые результаты:
1.Привлечь детей – инвалидов к занятиям адаптивной физической культуры и спорта.
3.Поднять на новый уровень отношений между участниками проекта.
4.Сформировать у детей – инвалидов сознательного отношения к своему здоровью.
5 Выявить уровень психо - эмоционального состояния.
5.Подобрать виды спорта по диагнозам заболеваний для занятий адаптивной физической культуры и спорта.
Мы убеждены, что именно тьюторское сопровождение детей - инвалидов поможет, совместно с ребенком, составить индивидуальный образовательный маршрут, который в свою очередь, даст реальную возможность детям адаптироваться в обществе.
Проведя мониторинг в 9 классе, мы выбрали троих учащихся, которые согласились участвовать в проекте. Мониторинг включал в себя анкетирование, опрос, наблюдения на предмет эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования:
Тьюторское сопровождение может стать эффективным средством формирования тех знаний, умений и навыков, которые будут способствовать социальной адаптации детей с особенностями развития здоровья.
Предмет исследования – тьюторское сопровождение детей с особенностями развития здоровья.
База исследования: ГБООУ санаторная школа – интернат, ДЮСЛШ «РиФ».
Средства и формы реализации тьюторского сопровождения.
Обучающие консультации учителей ЛФК, психолога с тьюторами.
Тьюторские встречи с детьми.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная деятельность детей.
Обмен информацией (интернет, обучающие фильмы).
Новизна и практическая значимость проекта для методического объединения учителей ЛФК.
Разработка алгоритма тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии, а также методических рекомендаций по работе тьютора с данной категорией детей.
Разработка плана или тьюторского маршрутного листа.
IПервый компонент в тьюторском сопровождении состоит в выявлении познавательного интереса к занятиям физической культуры и спорта.
Если интерес определен правильно, то ребенок целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален, то школьник довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения.
Для определения познавательного интереса используются разные приемы:
Проведение анкетирования для выявления интересов.
Написания мини-сочинения: «Мой сказочный мир» -выдуманный ребенком мир, где он живет и чем занимается.
Проведение беседы, основой которой является тьюторский вопрос. Вопросы о жизни ребенка, о спорте, о паралимпийских играх, о видах спорта, о желании заниматься адаптивной физической культурой и спортом в ДЮСЛШ «РИФ».
IIДиагностика психофизического состояния детей.
Методы диагностики:
1.Тестирование.
2.Анкетирование.
3.Наблюдение.
4.Беседы.
5.Мониторинг здоровья детей-инвалидов и качественный анализ полученных результатов
. Особенности диагностики психофизического здоровья.
1. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.
Уровень мониторинга здоровья учащихся.
Комплексная поэтапная диагностика.
Исполнитель.
1. Оценка социально-психологической адаптации детей.
Успеваемость, учебная активность, межличностные отношения, социальная самооценка человека, ценностные ориентации, готовность к обучению.
Учитель, тьютор
2. Характеристика физического развития, физической подготовленности и функционального состояния.
Рост, вес, уровень физического развития, физической подготовленности, адаптивность кардиореспираторной системы на нагрузку.
Врач-педиатр, учительЛФК
3.Психофизиологические
показатели.
Сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов, тип ВНД. Работоспособность головного мозга.
Психолог.
4. Психоэмоциональное состояние.
Уровень личностной и школьной тревожности, уровень стрессоустойчивости, мышление, личностные свойства.
Психолог, тьютор, учитель
5. Состояние физического здоровья.
Диагноз заболевания, группа здоровья.
Врачи: педиатр, ортопед.
Методика диагностики физического и психического здоровья, а также уровень физической подготовленности позволит увидеть степень психофизического здоровья, а также поможет найти способы реализации тьюторского сопровождения детей – инвалидов.
2.Методика исследования самооценки.
( Щур Якобсон).
Инструкция: ребенок должен нарисовать три лесенки из пяти ступенек и показать свое место на каждой из них.
_ _ _
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
Счастье Здоровье Ум
С завышенной самооценкой не было учащихся.
С адекватной самооценкой показали все учащиеся.
С низкой самооценкой не было учащихся.
3. Методика исследования психоэмоционального состояния.
Для исследования эмоционального состояния детей использовалась следующая методика: вопросник (самочувствие, активность, настроение), шкала самооценки Спилберга-Ханина. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на уроках ЛФК в начале учебного года.
1 – самочувствие, 2– активность; 3 – настроение.
.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» в начале учебного года.
Вывод: эмоциональное состояние детей в начале года на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» было нестабильное, так как социальная адаптация детей не была проработана.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в ДЮСЛШ «РИФ» в середине учебного года после участия в соревнованиях.
Вывод: к середине учебного года самооценка и уверенность в себе повысилась, а значит и социальная адаптация, можно сказать проходит нормально.
Особенно ярким проявлением тьютрского сопровождения являются результаты выступления детей – инвалидов в соревнованиях. Второго февраля в г.Петровске на базе спортивного клуба ФОК-газовик проходили областные соревнования «Лыжня России – 2015» , где принимали участие и наши дети – инвалиды. Перед началом забегов состоялось торжественное построение. Участников мероприятия приветствовал глава администрации района Юрий Заигралов, который от души поздравил всех с замечательным спортивным праздником и пожелал крепкого здоровья, заряда бодрости и удачи. Победителем в лыжной гонке на 1км стала выпускница нашей школы Барская Юлия. В общекомандном зачете Петровский район занял призовое второе место. Победители, призеры и участники получили грамоты и подарки. Но главный приз, который получили все, - это ощущение праздника, и, конечно, хорошее настроение. Все болельщики, организаторы и судьи, наблюдая и обслуживая эти соревнования, испытывали не жалость к участникам, а великую гордость за этих людей, которые, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремились к совершенству, изменяя свои физические качества, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и
силу духа.
Барская Юлия является ярким примером для всех учащихся нашей школы.
Адаптивная физическая культура и спорт несомненно придают её характеру, поведению и образу жизни новый колорит, который позволяет повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем.
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия.
Этапы проекта
Содержание проекта
Ответственный за выполнение
Сентябрь-декабрь
I - этап
Аналитический
Изучение методической литературы:
- изучение теоретических основ тьютора в процессе сопровождения детей с особенностями развитияздоровья в условия санаторной школы-интерната;
- выделение проблемы, изучение актуальности и имеющегося теоретического и практического опыта;
- подбор диагностических методик;
- разработка модели тьюторского сопровождения.
Врач педиатр, психолог, учителя ЛФК, тьюторы.
Ноябрь – февраль
II – этап
Диагностический
- Составление списка участников проекта;
- выявление готовности тьюторов работать с данной категорией детей.
- понимание мотивации к проекту;
Систематическое отслеживание :
- психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психофизического развития в процессе обучения.
Психолог, учителяЛФК, тьюторы.
Декабрь – май
III - этап
Реализация проекта. Разработка индивидуальных маршрутов детей – инвалидов
Обсуждение результатов диагностики. Составление маршрутной карты и реализация модели тьюторского сопровождения;
-разработка графика встреч с тьютором.
Психолог, врач педиатр, учителя ЛФК, тьюторы.
Декабрь – май
IV –этап
Организационная деятельность тьюторского сопровождения
Сотрудничество учителей ЛФК с психологом и тьюторами в создании условий для тьюторского сопровождения.
Психолог, врач педиатр, учителя ЛФК, тьюторы
Май
V – этап
Рефлексия
Анализ деятельности тьютора в процессе сопровождения детей – инвалидов.
Обсуждение позитивных и негативных моментов в работе над проектом;
- планирование дальнейшей деятельности.
Врач педиатр, психолог, учителя ЛФК, тьюторы.
Заключение:
Работа, которая проводится в рамках проекта, важная и нужная, причем нужная для всех участников проекта:
- Учащимся и тьюторам для понимания и правильного оценивания перспективы дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе;
- Детям-сиротам и детям – инвалидам для расширения круга общения, адаптации к современным условиям в обществе, изживанию комплекса неполноценности, реализации своего потенциала, а также умению работать в команде (формирование коммуникативной компетенции).
Мы благодарны нашему государству в реальной помощи детям – инвалидам и сиротам, оставшихся без поддержки мамы и папы. Безусловно, материальное обеспечение играет не последнюю роль в становлении ребенка как личности. Но, к сожалению, помощь государства, в общем, не решает проблем каждого ребенка в отдельности. Поэтому, совместно с нашими учащимися - тьюторами, стараемся помочь детишкам реализовать свои возможности, раскрыть таланты, научиться общаться и помогать друг другу, вовлекать и информировать в привлечение внимания всех слоев общества к проблеме сиротства и инвалидности. Взаимодействие со СМИ, государственными органами, а также с широким кругом общественности для решения проблемы сиротства и инвалидности.
Участвовать в этом может каждый, но, решая эту проблему внешне, не нужно забывать: «Ничего не добиться, если не трудиться над умножением любви в своем сердце. Это главное".
Литература:
1.Сайт межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» (www.thetunor.ru)
3.Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012г., г.Пермь) / под общ. ред. Л.А.Косолаповой; ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм.гос. гуманит.-пед. Ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – 205с.
4. Сунагатова Л.В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов (Текст) / Л.В.Сунагатова, У.А. Марченкова// Молодой ученый – 2012. – с 603-607.
5.Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006г. №СК-02-10/3685).
6. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О Физической культуре и спорта в Российской Федерации».
7. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физ.к-ры. 1998. №1.С.16-18.
8.Теория и организация адаптивной физической культуры (Текст): учебник. В 2 т.Т2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П, Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 стр.
9. Комплексная реабилитация инвалидов. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В. Чешихина и др.: под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.