Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 с углублённым изучением
отдельных предметов»
(МБОУ «СОШ № 37»)
ПРИНЯТА:
на заседании
педагогического совета
протокол № 19 от
«30» августа 2016 г.
УТВЕРЖДЕНА:
Приказом № 55.0-п
от «31» августа 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«Волейбол»
срок реализации программы 1 год
Составитель программы
учитель физической культуры:
Пехтерев В. Н.
г. Выборг
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» были использованы:
Примерная программа для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Волейбол»(этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно –тренировочный)-М.: Советский спорт, 2003 г
Авторский коллектив:
- .Ю.Д.Железняк; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой;
-А.В.Чачин, канд.пед.наук, мастер спорта СССР по волейболу, доцент кафедры;
-Ю.П.Сыромятников, доктор мед.наук, профессор кафедры.
Цель дополнительной общеразвивающей программы:
углубленное изучение спортивной игры волейбол.
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
В настоящее время наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития обучающихся.
В соответствии с этим проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки юных волейболистов.
Внесены изменения в организационно-методические формы подготовки волейболистов., усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп, включены занятия по волейболу в программу по физической культуре 5-9 классов
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
Предлагаемая программа обеспечивает не только решение главных задач физического воспитания, укрепления здоровья школьников, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, но и требует от занимающихся в игре волейбол максимального проявления физических возможностей, волевых усилий, пользоваться приобретенными навыками.
У обучающихся проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить и интерес к игре в волейбол., а также является важным средством активного отдыха.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, размещение методического материала на сайтах.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов
1
История развития волейбола в России. основы техники безопасности
1 час
2
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
1 час
3
Гигиена и врачебный контроль Влияние физических упражнений на организм спортсмена
1 час
4
Правила игры в волейбол
1 час
5
Общая физическая подготовка(ОФП).:
1.Общеразвивающие упражнения , направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний
2.Упражнения на различных снарядах, тренажерах
3.Занятия другими видами спорта
28 час
18 час
6 час
4 час
6
Специальная физическая подготовка (СФП):
1.Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) , быстроты переключения от одних действий к другим
2. Упрражнения сходные с основными видами действий по структкуре движений.
3.Акробатическиу упражнения
4.Подвижные и спортивные игры
5.Специальные эстафеты и контрольные упражнения
30 час
10 час
8 час
4 час
6 час
2 час
7
Основы техники и тактики игры (техническая и тактическая):
1.Передача мяча двумя руками сверху
2.Прием мяча двумя руками снизу
3.Прием подачи двумя руками сверху и двумя руками снизу
4.Подачи: нижняя и верхняя прямая
5.Нападающий удар
6.Блокирование
7.Тактические действия игроков в защите и нападении
44 час
6 час
6 час
8 час
6 час
8 час
2 час
8 час
8
Контрольные тесты и упражнения
2 часа
Всего :
108 ч.
Организационно-педагогические условия реализации оброазовательной программы
Форма обучения:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно - тренировочных по 1,5-2 часа в день.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству., где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы : создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный;
-круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах ( станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся .
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий.
учебное занятие
игра
участие в спортивных соревнованиях
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, группа 1 года обучения .
Наполняемость:
С 6 по 11 класс
Численность 15 человек
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение - 11 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год (108 час).
Продолжительность одного занятия:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в спортивном зале.
Формы обучения :- индивидуальная, - фронтальная, - групповая, -индивидуально-групповая
Формы организации деятельности обучаемых:
-индивидуальная,
-групповая,
-индивидуально-групповая,
-фронтальная
Средства обучения.
Перечень оборудования:
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24х12 м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Наименование оборудования
Количество
Сетка волейбольная-
3 шт
Стойки волейбольные
6 шт
Гимнастические стенки
6-8 шт
Гимнастические скамейки-
5 шт
Гимнастические маты
5 шт
Скакалки
15шт
Мячи набивные ( масса 1 кг
15 шт.
Резиновые амортизаторы
12 шт
Мячи волейбольные ( для мини-волейбола)-
15 штук.
Рулетка
2 штуки.
Макет площадки с фишками
Макет площадки с фишками
Перечень технических средств обучения:
Наименование оборудования
Количество
Компьютер
1 шт
Интерактивная доска
1 шт
Видео плеер
1 шт
Диски , флэш – карта
1 шт
Планируемые результаты.
К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма обучающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей(скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения( двигательные тесты);
для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
соблюдать меры безопасности и меры профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
Система оценки результатов освоения программы
Оценке подлежит :
- уровень теоретических знаний
-технической подготовки
-физической подготовки
При обучении элементам результат оценивается по схеме «сделал-не сделал» («получилось»-не получилось»).
Эффективность обучения может определяться и количественно- «сделал столько –то раз»
Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливавется :
-ряд контрольных упранений,
-тестов,
-оцениваемых в соответствующих единицах ( секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня)
Контрольные испытани.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.