Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Тегульдетского района Томской области
Согласовано заместитель директора по УР Кравченко М.И. ___________________ «____» ____________ 20__ г. | Утверждена приказом директора школы Хахунова Н.П. ______________________ № _______ от_________ |
Рабочая программа учебного предмета
«физическая культура»
4 класс
Разработана
Ильиным В.А.
учителем физической культуры
с. Тегульдет 2015
Пояснительная записка
4 класс
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе учебной комплексной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, издательство Москва «Просвещение»,2010 г.
Учебная программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и физического развития учащихся средствами учебного предмета физическая культура в соответствии с целями, которые определены стандартом
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает активная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определённых знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (малокомплектная и сельская школа);
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика предмета
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Законе «Об образовании»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- примерной программе начального общего образования;
приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Место предмета в учебном плане:
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 ч, из них в 1 классе 99 ч(3 ч в неделю, 33 учебные недели), по 102 ч во 2, 3 и 4 классах (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Учебная программа полностью соответствует авторской программе и рассчитана на 99 часов в год.(3 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
УУД Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условий
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
1. Подвижные игры
Основная направленность | Игры |
1. На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей | «Пустое место» «Белые медведи» |
2.На закрепление и совершенствование навыков в прыжках | «Прыжки по полоскам» |
3.На закрепление и совершенствование метаний | «Кто дальше бросил» «Метко в цель» |
4. На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча | «Гонка мячей по кругу» «Вызови по имени» «Овладей мячом» «Подвижная цель» |
5.На знание о физической культуре | Названия и правила игр, инвентаря, организация, правила поведения и безопасности |
2.Гимнастика с элементами акробатики
Основная направленность | Программный материал |
1.На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | Перекаты с порой руками за головой, 2-3 кувырка вперёд, стойка на лопатках, мост из положения лёжа на спине |
2. На освоение навыков лазанья и перелазания | Лазанье по наклонной г/с; по канату, перелезание через гимнастического козла |
3. На освоение навыков равновесия | Ходьба приставными шагами, повороты на носках и одной ноге |
4. На освоение танцевальных упражнений | Шаги галопа |
5. На освоение строевых упражнений | Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!»; «На первый-второй рассчитайся!», построение в две шеренги |
6.На знание о физической культуре | Название снарядов и гимнастических элементов, осанка, личная гигиена, режим дня, закаливание |
3.Легкоатлетические упражнения
Основная направленность | Программный материал |
1. На освоение навыков бега и развитие выносливости | Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени назад, приставными шагами до 5 мин |
2.На совершенствование бега и скоростных способностей | Бег на скорость до 60 м, с изменением скорости, эстафеты |
3.На освоение навыков прыжков, метания | Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, метание мяча |
4.На знания о физической культуре | Понятия: эстафета, «старт», «финиш», темп, длительность бега, сведения о правилах соревнований бега, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях |
4.Лыжная подготовка
Основная направленность | Программный материал |
1. На освоение техники лыжных ходов | Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъём «лесенкой». Спуск в высокой и низкой стойках |
2. На освоение выносливости | Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью |
3. На знание о физической культуре | Основные требования к одежде и к обуви, значение занятий лыжами для здоровья, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности |
5.Вариативная часть. Баскетбол.
Основная направленность | Программный материал |
1.На освоение ловли и передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шага и остановки прыжком |
2.На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой и с изменением направления движения |
3.На овладение техникой бросков мяча | Бросок мяча двумя, одной руками от груди с места с отражением от щита |
4.На освоение техники перемещения | Перемещения |
5.На освоение тактики игры | Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди» |
6.На знания о физической культуре | Терминология игры, правила игры, количество участников. Правила техники безопасности |
Планируемые результаты освоения содержания программы по физической культуре
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
Классы: 4а, 4б. 4в, .
Программы:
1.Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич
2. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)
Авторы: Е.Н. Литвинов, Т.Я. Виленский, Б.И. Туркунов.
Годовой план-график распределения учебного времени на различные виды программного материала в 4-х классах
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы | 1 четверть | Контрольный срез | 2 четверть | Контрольный срез | 3 четверть | Контрольный срез | 4 четверть | Контрольный срез |
1 | Основы знаний | В процессе урока |
2 | Гимнастика | 24 | | | | | 19 | 3 | 5 | 1 |
3 | Легкая атлетика | 25 | 10 | 2 | - | | 2 | | 13 | 4 |
4 | Лыжная подготовка | 24 | - | | 24 | 4 | | | | |
5 | Подвижные игры | В процессе урока |
6 | Баскетбол | 29 | 14 | 2 | | | 9 | 1 | 6 | 1 |
итого | 102 | 24 | 4 | 24 | 4 | 30 | 4 | 24 | 6 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Дата | Дата | Дата | № урока | Тема урока | Дом. задание |
| | | 1 | Т.Б. Инстр. № 4. Повторить команды: «Становись»! «Равнясь»! «Смирно»! | Развитие физических качеств |
| | | 2 | Бег с высокого старта, прыжки в шаге, метания с места. |
| | | 3 | Рапорт учителю, строевая подготовка. Закрепление прыжков в длину с 5 шагов. |
| | | 4 | Беговые упражнения, закрепление метания мяча стоя боком. Подвижная игра. |
| | | 5 | Закрепление прыжков в длину с 10 шагов, Развитие выносливости (400 м) |
| | | 6 | Бег 30 м на время, прыжки в длину с 10 шагов, метание мяча стоя боком |
| | | 7 | Развитие выносливости – бег 600 м. |
| | | 8 | Закрепление прыжков в длину с 10 шагов, метание стоя боком |
| | | 9 | Прыжки в длину с 10 шагов разбега(зачет) |
| | | 10 | Метания мяча стоя боком(зачет) |
| | | 11 | Т.Б. инстр. №6. передвижения в стойке, |
| | | 12 | Остановка прыжком после ведения мяча. |
| | | 13 | Закрепление ведения мяча правой, левой по прямой. Игра «Передай мяч своему». |
| | | 14 | Ведения мяча с изменением направления движения. Подвижная игра. |
| | | 15 | Закрепление ведения мяча с изменением направления движения. |
| | | 16 | Ведение мяча с изменением направления движения (зачет) Подвижная игра. |
| | | 17 | Повторение ведения мяча – остановки прыжком – передачи. Подвижная игра. |
| | | 18 | Закрепление ведения мяча – остановки прыжком – передача. |
| | | 19 | Повторение броска мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита. Подвижная игра |
| | | 20 | Закрепление броска мяча в щит. Подвижная игра. |
| | | 21 | Закрепление броска мяча в щит после ведения и остановки. |
| | | 22 | Силовая подготовка Игра«Гонка мячей по кругу» |
| | | 23 | Остановка прыжком (зачет) |
| | | 24 | Броски мяча в кольцо после ведения и остановки прыжком |
| | | 25 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Инстр. №5 |
| | | 26 | Основные требования к одежде и обуви во время занятий |
| | | 27 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания |
| | | 28 | Простейшие правила обращения с лыжным инвентарём. Переноска и надевание лыж. |
| | | 29 | Требования к температурному режиму. Обморожение. |
| | | 30 | Особенности дыхания на уроках лыжной подго товки. Упражнение «Аист». |
| | | 31 | Попеременный двухшажный ход без палок. |
| | | 32 | Поворот переступанием вокруг носков лыж. |
| | | 33 | Попеременный двухшажный ход с палками. 1000м |
| | | 34 | Спуск под уклон. |
| | | 35 | Подъём по пологому склону ступающим шагом. |
| | | 36 | Подъём в пологий склон «ёлочкой» (зачет) |
| | | 37 | Спуск в высокой и низкой стойках |
| | | 38 | Спуск с пологого склона в ворота без палок. |
| | | 39 | Спуск парами, группой |
| | | 40 | Попеременный двухшажный ход с палками. 1500м |
| | | 41 | Спуски с поворотом с палками |
| | | 42 | Торможение плугом (зачет) |
| | | 43 | Передвижение с равномерной скоростью до 2 км. |
| | | 44 | Попеременный двухшажный ход с палками. (зачет) |
| | | 45 | Подъем «лесенкой» и «елочкой» развитие скоростных качеств 30*4 |
| | | 46 | Подъём в пологий склон «ёлочкой» (зачет) |
| | | 47 | Прохождение дистанции 1500 (зачет) |
| | | 48 | Встречная эстафета |
| | | 49 | Гимнастика. Т.Б. инстр.№3. строевая подготовка. Игры. |
| | | 50 | Строевая подготовка. Совершенствование техники лазания по канату в 3 прима |
| | | 51 | Перестроение из колонны по одному в колонну по 3, 4 в движении с поворотом |
| | | 52 | Разучивание опорного прыжка через козла вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук |
| | | 53 | Разучивание опорного прыжка, |
| | | 54 | Закрепление опорного прыжка Игры. |
| | | 55 | Совершенствование техники опорного прыжка, Игры. |
| | | 56 | Техника опорного прыжка через козла. (зачет) |
| | | 57 | Силовая подготовка. Игры. |
| | | 58 | Баскетбол. Т.Б. инстр. №6. совершенствование передвижения в стойке. |
| | | 59 | Закрепление ловли и передачи мяча в движении. Игра «Передай мяч своему». |
| | | 60 | Совершенствование техники броска мяча в корзину с места. Игра «Передай мяч другому». |
| | | 61 | Совершенствование ведения мяча правой и левой рукой по прямой. Подвижная игра. |
| | | 62 | Закрепление ведения мяча и остановки в два шага. Подвижная игра |
| | | 63 | Закрепление техники броска мяча в корзину после ведения и остановки в два шага. Игра. |
| | | 64 | Передача и ловля мяча после ведения и остановки в два шага. |
| | | 65 | Техника броска мяча в корзину после ведения и остановки в два шага. Игра. |
| | | 66 | Бросок мяча в корзину после ведения и остановки в два шага(зачет) |
| | | 67 | Учебная игра в баскетбол. |
| | | 68 | Гимнастика Т.Б. инстр.№ 3 разучивание перестроения из одной шеренги в 2 |
| | | 69 | Кувырок вперёд стойка на лопатках. Лазание по канату в 3 приёма |
| | | 70 | Закрепление построения в 2 шеренги. Закрепление лазания по канату в 3 приёма. |
| | | 71 | Разучивание кувырка назад, повторение «моста» Подвижная игра. |
| | | 72 | Кувырок назад, «мост», стойка на лопатках. Лазание по канату. Игра. |
| | | 73 | Разучивание сочетания: кувырок назад – стойка на лопатках. Игра. |
| | | 74 | Акробатическая комбинация Повороты на месте |
| | | 75 | Лазание по канату. Повороты на месте |
| | | 76 | Повороты на месте(зачет) Игры. |
| | | 77 | Лазание по канату (зачет) |
| | | 78 | Строевая подготовка. Игры |
| | | 79 | Т.Б. инстр. №6. совершенствование техники игры «Гонка мячей по кругу». |
| | | 80 | Совершенствование техники игры «Овладей мячом» |
| | | 81 | Совершенствование техники игры «Охотники и утки» |
| | | 82 | Совершенствование техники игры «Мяч ловцу» |
| | | 83 | Совершенствование техники игры «Борьба за мяч». Учёт выполнения техники перемещения. |
| | | 84 | Выполнения изученных приёмов в игре.(зачет) |
| | | 85 | Т.Б. инстр. №3. Силовая подготовка |
| | | 86 | Упражнения на гимнастическом бревне |
| | | 87 | Акробатическая комбинация |
| | | 88 | Закрепление акробатической комбинации |
| | | 89 | Акробатическая комбинация (зачет). |
| | | 90 | Т.Б. инстр. №4. закрепление бега с высокого старта. |
| | | 91 | Разучивание прыжка в высоту способом «перешагивание». |
| | | 92 | Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» Метание. |
| | | 93 | Закрепление техники прыжка в высоту способом «перешагивание» |
| | | 94 | Совершенствование техники прыжка в высоту с трёх шагов. Метание мяча |
| | | 95 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» (зачет) |
| | | 96 | Развитие выносливости (бег 800 м) Метание мяча стоя боком. |
| | | 97 | Развитие скоростных качеств 15x3 с высокого старта. |
| | | 98 | Бег 30 м. (зачет) прыжки в длину. |
| | | 99 | Метание мяча(зачет) |
| | | 100 | Бег 1500 м без учёта времени. |
| | | 101 | Проверка умения выполнять прыжок в длину с 10 шагов разбега. |
| | | 102 | Развитие скоростно- силовых качеств |
17