Рефлексия на уроках физической культуры
Михайлин Антон Геннадьевич учитель физической культуры МАОУ СОШ №45 Калининград
Рефлексия
— это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
Осуществление рефлексии
- На любом его этапе.
- Направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
- Цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.
Рефлексия деятельности
дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
.
Прием незаконченного предложения
- рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)
Прием анализа субъективного опыта
• Помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
• Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приём высказывания
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):
- • сегодня я узнал…
- • было интересно…
- • было трудно… и т.д.
Приём «анкетирование»
Заключительный этап урока - рефлексия – тема урока «Осанка»
Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Осанка», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке
Уровни сформированности рефлексивных умений у учителей физической культуры:
- повышенный уровень - повышенная возбудимость; неоправданная перепроверка собственных действий, решений и мнений, что может привести к потере времени, однако не всегда возможно затягивать решение тех или иных вопросов;
- высокой уровень - способен к организации связей между конкретной учебной ситуацией и личностью с выходом на принцип действия, дающий общий план решения педагогической задачи (рефлексия педагогической деятельности); умеет создать связи между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, включающим представление о себе, человеческих отношениях и о других людях, (внутриличностная рефлексия), умеет оценить и предвидеть действия другого человека; умеет оценить свои действия глазами стороннего наблюдателя;
- средний уровень — не всегда умеет оценить и предвидеть действия учащихся; необъективно оценивает свои действия с позиции стороннего наблюдателя, но способен дать себе и своим поступкам объективную оценку; умеет созидать;
- низкий уровень - крайне редко анализирует свое поведение, не всегда способен дать себе и своим поступкам объективную оценку.
Приветствие в начале урока
Приветствие друг друга локтями
- • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. На выполнение задания дается только три минуты. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. Через три минуты вы соберётесь в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. А теперь приветствуете друг друга внутри своей группы.
МО «Автобусная остановка»
Цель: научиться выполнять упражнения в малых группах, и анализировать заданную тему (практический материал) Задачи: 1.проверить знания и умения учащихся по пройденному материалу. 2. обеспечить развитие навыков сотрудничества в малых группах. Учащиеся делятся на 4 группы по 4 человека. Каждой группе нужно распределиться на одной из автобусной остановки. На каждой остановке (на фишке расположена карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме). Вашей группе нужно внимательно прочитать задание – выполнить данное задание в течение 1 минуты. Затем по сигналу, группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.
Задания для остановок
1остановка - «Знаток правил и истории футбола»
1 задание
Разгадывание кроссворда
2остановка-«Ударник».
2задание удары носком, «щечкой» ноги по мячу в парах.
3 остановка «Король ведения».
3 задание . Обвести фишки мячом шагом и бегом.4 остановка «Попробуй останови».
4 задание В парах-один выполняет удар по мячу 2 участник останавливает мяч ногой.
Варианты оценивания:
Красный жетон – правильно выполненное задание. Зеленый жетон – задание выполнено с недочетом. Желтый жетон – задание выполнено с ошибкой. В конце мы подведем итог, какая группа сегодня справилась с заданием.
Самооценка на уроке
Учитель по очереди бросает мяч со словами, продолжи фразу: 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … А теперь ответьте на вопросы: Какое задание было самым интересным? А какое самым трудным? Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?
Итог работы ученика
Учащиеся берут на столе соответствующего цвета жетоны и выполняют самооценку Зеленый жетон – у меня все получалось «Можно двигаться дальше». Желтый жетон – не все получалось, «Нужна небольшая помощь» Красный жетон - многое не получалось «Стоп! Мне нужна помощь!»